Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итогом всей работы стала научно-практическая конференция для педагогов и родителей «Воспитание самостоятельности у детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения». Эффективность разработанной нами модели доказывает и то, что в подготовке к конференции активное участие, помимо педагогов, принимали родители воспитанников из детских садов г. Мичуринска, которые поделились своим компетентностным опытом воспитания самостоятельности детей в семье.
Все участники конференции, руководители и педагоги дошкольных организаций отметили необходимость и высокую эффективность реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.
Таким образом, реализация всех направлений работы по формированию педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей была осуществлена в полной мере.
2.3 Результативность работы по формированию компетентности
родителей в воспитании самостоятельности детей
Контрольный этап эксперимента был направлен на комплексную оценку эффективности педагогических условий формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей. Оценка включала в себя выявление динамики уровней педагогической компетентности родителей и развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. На контрольном этапе исследования было охвачено 90 родителей и 70 детей контрольных и экспериментальных групп из ДОО.
С целью определения результативности нашей работы и характера изменений в воспитательной деятельности родителей экспериментальной и контрольной групп были использованы следующие методы: анкетирование родителей, эксперимент, игровое моделирование и решение педагогических ситуаций, анализ родительских сочинений, наблюдение за проявлениями самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе и при общении с родителями.
Анкетирование, игровое моделирование, анализ компетентностных задач-ситуаций и эксперимент проводились также на констатирующем этапе исследования.
Для выявления динамики уровней педагогической компетентности родителей мы использовали критерии и показатели, которые определили ранее аналитическим путем.
Одним из критериев оценки формирования педагогической компетентности родителей являлась положительная динамика в психолого-педагогических знаниях. Анализ анкет показал наличие позитивных изменений в позициях экспериментальной группы родителей по следующим показателям:
-
представления родителей о самостоятельности как интегративном качестве личности ребенка дошкольного возраста; -
знания об особенностях становления самостоятельности ребенка в разных видах деятельности и признание права ребенка на собственную «самость»; -
знание особенностей психоэмоционального развития ребенка дошкольного возраста и разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; -
знание и применение эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у детей; -
создание благоприятных условий для проявлений самостоятельности ребенка; -
эмоциональное принятие / непринятие своего ребенка.
Анализ ответов родителей контрольной группы свидетельствует об искаженности их представлений о проявлениях и особенностях развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, незнании эффективных методов и приемов самостоятельности.
Полученные данные указывают на то, что число родителей с низким уровнем гностического компонента педагогической компетентности в воспитании самостоятельности у детей уменьшилось с 50 % до 7,5 %, а родителей с высоким уровнем, наоборот, стало больше на 50 %.
Во время эксперимента, проводившегося с подгруппами детскородительских пар с целью определения динамики уровней мотивационноличностного и коммуникативно-деятельностного компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка, родители экспериментальной группы предоставляли ребенку больше самостоятельности при выборе замысла совместной работы и материалов, выстраивали доверительные взаимоотношения во время работы, использовали арсенал слов одобрения и поощрения, практически не делали замечаний ребенку и т.п.
Число родителей с высоким уровнем мотивационно-личностного компонента педагогической компетентности увеличилось до 75 %, а со средним и низким уровнем уменьшилось – до 22,5 % и 2,5 % соответственно.
Полученные данные указывают на то, что число родителей с низким уровнем коммуникативно-деятельностного компонента педагогической компетентности в воспитании самостоятельности у детей уменьшилось с 57,5 % до 12,5 %, а родителей с высоким уровнем, наоборот, стало больше на 50 %.
Таким образом, данный метод эксперимента позволил выявить положительную динамику уровней мотивационно-личностного и коммуникативно-деятельностного компонентов педагогической компетентности родителей экспериментальной группы и показал:
-
родители стали проявлять больше заинтересованности в воспитании самостоятельности у детей; -
в процессе взаимодействия с ребенком родители стремятся понять мотивы его поступков, поддержать его интересы; -
активизируют проявление самостоятельности ребенка в деятельности через появление эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности; -
активно применяют эффективные методы воспитания самостоятельности.
Наличие компетентностного опыта выявлялось с помощью методов игрового моделирования, наблюдения, решения педагогических ситуаций и анализа родительских сочинений, которые предполагали обнаружить у родителей наличие и применение на практике и в семейном воспитании педагогических знаний, умений и навыков воспитания самостоятельности ребенка, в спонтанных или в специально-организованных компетентностных ситуациях.
Для комплексной оценки особенностей воспитания самостоятельности детей в семье родителям экспериментальной и контрольной группы были предложены педагогические ситуации для решения и игрового моделирования.
Грамотные решения педагогических ситуаций родителями экспериментальной группы и анализ наблюдений во время их общения с детьми свидетельствовали о наличии у родителей данной группы умений поддержать инициативу «ребенка», поставить его в активную позицию субъекта своей деятельности; применении эффективных методов воспитания самостоятельности в семье. Тогда, как родители контрольной группы обнаруживали, что им с трудом давалось предоставить ребенку больше самостоятельности.
Большинство родителей экспериментальной группы с удовольствием откликались на предложенное задание, активно участвовали в обсуждении решений, высказывали свои предложения, что свидетельствует об их активной позиции, заинтересованности в данной проблеме и наличии компетентностного опыта.
Для большинства родителей контрольной группы предложенные ситуации показались сложными для разыгрывания и решения, кроме того, они проявляли довольно низкую активность. Во время общения с детьми часто использовали указания, замечания, не всегда прислушивались к желаниям и мнению ребенка, не учитывали его эмоциональное состояние.
Особенно показательными в выявлении динамики формирования компетентностного опыта стали родительские сочинения. Приведем некоторые примеры:
«Главное, что нужно всегда помнить то, что не надо ограничивать ребенка в его действиях по обслуживанию самого себя, пусть это будет не так, как хочется вам.. Контроль без сомнения нужен, но только по необходимости. Мне кто-то рассказал такую историю про мальчика и его бабушку. Бабушка настолько любила своего внука, что когда тот просыпался в час ночи и просил блинчиков, бабушка шла на кухню их делать! Мы очень любим своих детей, но и они должны понимать, что каждый по мере своих возможностей должен делать все сам. И нам хочется облегчить жизнь своему чаду, и сделать все за него и красиво и чисто, а что потом? Сядет на голову и будет просить блинчиков в неурочный час?» (мама Алексея Х.).
«В большинстве случаев не родители решают, мол, пришла пора учиться какому-либо навыку, а сами дети проявляют инициативу. Так и произошло в нашей семье, наша дочка Варя – очень самостоятельная барышня, иногда мне казалось, что она уже родилась с этой сформированной чертой характера. В неполные 1,5 года она лихо каталась на детской площадке с высокой крутой горки, забираясь без посторонней помощи на самый верх, тем самым приводя в ужас гуляющих с внуками бабушек:)... «Сама» – это практически ее первое слово:) Несмотря на все Варины врожденные задатки, мы в семье стараемся придерживаться некоторых основных принципов воспитания самостоятельности:
-
Будьте внимательны к ребенку, если он проявляет к чему-то интерес, ведь мотивация – это уже половина успеха. -
При обучении чему бы то ни было работает золотое правило: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». -
Обязательно хвалите своего ребенка!» (родители Варвары Ф.).
«Я наблюдаю за своей дочерью, подлавливаю ее стремление что-то пробовать самой, натянуть штанишки, отнести горшок, снять полотенце с вешалки. Я показываю, как это делается, не торопясь, сопровождая свои действия комментариями. Обязательное условие освоения нового действия – свобода во времени, я не спешу, не зажата временными рамками, обе в хорошем настроении. Я стараюсь придать своим словам не оттенок нравоучительности и серьезности, а полет игры, легкости, чтобы дочь чувствовала, что нет ничего сложного самой поставить посуду в раковину или намылить мочалку» (И.В. Смеркалова, мама Алины С.).
«Я постоянно говорю Элиму, что он уже большой, что он нужный помощник, что без него никак не обойтись. Стараюсь подключить его ко всем домашним заботам. Обязательно вдвоем складываем вещи, все на свои места, и сразу разбросанные игрушки после игр Элим убирает сам, а я в свою очередь обязательно хвалю за аккуратность (даже если ее нет). Я думаю, что уровень самостоятельности малыша зависит от отношений в семье». (Абляева Елена, мама Элима А.).
Анализ сочинений родителей подтверждает наличие у них компетентностного опыта, знаний и умений воспитания самостоятельности ребенка, активизации их и применения в практике семейного воспитания, наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю.
Приведем для сравнения выдержки из сочинений некоторых родителей контрольной группы:
«Никогда прежде не вдавалась в точность формулировки слова «самостоятельность», в контексте воспитания оного в своем ребенке. И, к слову сказать, совершенно не задумывалась над тем, что надо об этом задуматься» (мама Маши М.).
«Вопросы о том, какие у нас в семье принципы воспитания, ставят меня в тупик. Моя дочь – замечательный ребенок, послушный и исполнительный, и никаких специальных методик и принципов при ее воспитании я не использую и не собираюсь»