Файл: Теоретические вопросы развития электронной коммерции в России Электронная коммерция, ее сущность и ретроспектива развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной.

-B2C (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, только с помощью маркетплейсов, магазины, сервисы, банки и прочее. Удобно для клиентов, доставка заказа на дом а также в офис, широкий вид ассортимента.

-С2С (Consumer-to-Consumer). Электронная коммерция в нише «Потребитель для потребителя» осуществление сделок между физическими лицами. Успех таких интернет-площадок как Авито, Юла, и тд.

- G2C (Government-to-Citizens). Однако популярный вид электронной коммерции в последние годы «Правительство для граждан» –предоставление доступа к государственной информации через онлайн-сервисы. Например, оплата налогов и штрафов, регистрация проектов и форм коммерческой деятельности, получение позволительных документов и другое. К этой категории относятся также и информационная поддержка граждан, поэтому G2C не полностью относится к коммерческой нише.

Основными бизнес-моделями электронной коммерции является В2В и В2С, на которые приходится большая часть онлайн – трансакций. Однако с развитием технологий появляются так называемые смешанные (производные) модели, и чем дальше заходит прогресс в условиях турбулентности экономики, тем больше производственных моделей появляется на рынке.

Целью электронной коммерции является распространение товара в сети Интернет и получение прибыли. Цель можно считать достигнутой, только в том случае, если предприниматель в своей деятельности ориентируется на требования потребителей.

К задачам, решаемым средствами электронной коммерции, относятся:

-установление по сети предварительных контактов с потенциальными

клиентами, поставщиками, заказчиками;

-обмен в электронном виде документами, необходимыми для совершения сделки купли-продажи;

-осуществление акта купли-продажи товара или услуги;

-поддержка покупателей на этапе покупки. Поддержка покупки - это реклама товара или услуги, консультирование и помощь в выборе товара, учет индивидуальных требований покупателя.

- электронная оплата купленного товара или услуги с использованием банковских пластиковых карт, электронных переводов денег, электронных денег, электронных чеков;

- доставка товара, включая как управление доставкой и отслеживание пути прохождения товара, так и непосредственная доставка по сети информационных продуктов и ряд других операций.
3.



Рис.1 Динамика объема продаж с прогнозом на 2018-2023

По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке eCommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%.


    1. Механизм функционирования электронной коммерции и показатели ее эффективности.

Феномен появления электронной коммерции, также, как и во многих других технологиях использования сети Интернета - это тема для обсуждения ученых психологов, политиков или бизнесменов.

На протяжении более чем трех десятилетий, в течение которых развивалась электронная коммерция, она прошла путь развития от внутрисетевых автоматизированных систем до мощных медийных систем, которыми активно пользуются каждый второй землянин. Этот новый коммуникационный тип является технологическим воплощением нового коммуникационного типа, который имеет огромное влияние на развитие всех бизнес-процессов.

Первые системы и методы электронной коммерции связаны с появлением автоматизированных технологий продажи авиабилетов, началом внутренних банковских операций, возникновением первых пластиковых карт и началом построения автоматизированных управленческих систем ресурсными возможностями предприятия.

Начало эпохи электронной коммерции, по мнению многих исследователей - это появление системы автоматического резервирования авиабилетов SABRE в 1960 году, когда компании American Airlines и IBM полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований. В этом случае считается первым опытом создания системы электронной коммерции. SABRE повлияла на доступность воздушных перевозок для рядовых граждан, классифицировала тарифы и рейсы, что привело к снижению стоимости услуг. Есть предположение, что это первый комплексный подход в управлении доходностью, который позволил авиакомпаниям достичь максимального уровня прибыли за счет манипулирования стоимостью на основе наличия или отсутствия свободных мест.4

Также в начале 60-х гг. в Америке начинаются работы по автоматизации управления запасами. В условиях резкого всплеска производства и торговли после Второй мировой войны менеджеры пришли к наличию прямой зависимости между эффективностью использования математических моделей и подходов к осуществлению планирования спроса и управления запасами и значительной экономией средств, которые хранились в виде иммобилизованных («замороженных»), а также продуктов незавершенного производства. Одним из важнейших условий повышения эффективности торгово-закупочной деятельности компаний был

выбор оптимального объема партии заказа, поскольку недостаточные объемы партии приводили к увеличению транзакционных расходов при повторных заказах, а избыточный –к замораживанию средств.

Основываясь на теории коммутации пакетов для передачи данных, в 1961 году Леонард Клейнрок разработал теорию организации глобальных информационных сетей и обосновал основные преимущества перед способом передачи данных того времени – коммутацией каналов. Примерно в это же время был опубликован отчет Дж. «Galactic Network», в которой автор предсказал возможности глобальной компьютерной связи, объединяющей миллиарды людей и обеспечивающей мгновенный доступ к программам из любой точки мира, отобразил таким образом современное устройство глобальной Интернет-сети. Системное описание сети.

В середине 60-хгг. впервые начинается использование пластиковых кредитных карт с нанесённых них магнитных полос, которые и дали импульс дальнейшим процессам автоматизации финансово-расчётных операций.

В 1967-1968 гг. Лоренс Робертс опубликовал план построения сети ARPAnet, регулировавшей создание распределённой сети, а спустя год была основана корпорация Intel, производившая полупроводниковые запоминающие устройства.

В конце 60-х гг. глобальные американские системы обслуживания пластиковых карт: организовали совместную рассылку пластиковых карт по почте, что привело к стремительному росту числа держателей карт. Одновременно росла численность фирм, занимающихся продажей данных карт. Первая пакетная сеть ALOHAnet была разработана в Гавайском университете Норманом Абрамсоном (Norman Abramson). В 1970 году она начала функционировать. Сеть была подключена к ARPANet в 1972 году.

1972 г. в США впервые в мире создана централизованная электронная сеть учета банковских чеков, а компьютеры стали основой системы социального обеспечения США. 1972 г. ФРС США стала первым учреждением, регулирующим индустрию пластиковых карт.

К концу 70 годов впервые начали использовать средства для электронного обмена данными (EDI–Electronic Data Interchange) и перевода финансовых средств (EFT–Electronic Funds Transfer). 1975 г. Француз Ролан Морено (Roland Moreno) изобрел и запатентовал электронную карту памяти для компьютера. В начале 80-х годов компания Bull (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту со встроенным микропроцессором.

В 1976 г. сформулирована идея цифровой подписи как законного средства подтверждения подлинности и авторства электронного документа, заложив основы электронной аутентификации, электронного заключения сделок и электронных денег.


9 мая 1977 г. Состоялось официальное открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений SWIFT или всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, объединившей 239 банков из пятнадцати стран Европы и Северной Америки, обеспечивая ежедневный трафик объемом около полумиллиона сообщений.

Начало продаж домашнего компьютера Tandy Radio Shack TRS-80, который побил все рекорды- август 1977 г.. За первый месяц было продано около десяти тысяч, вопреки прогнозам продаж о трех тысячах в год.

Вначале1980-х гг. В США появляются первые системы проведения банковских операций клиентов в закрытых электронных сетях с помощью специального ПО. Интернет-банкинг появится только в середине1990-х г.

В это же время корпорация IBM официально представила свой первый персональный компьютер –IBM PC, которого Time назвал «Человеком 1981 года». Эта машина принципиально изменила технологии производства, распределения и потребления, став началом настоящей информационной и технологической революции.

В январе 1983 г. Сеть ARPANET полностью перешла на протокол передачи информации TCP/IP, войдя в историю в качестве дня рождения глобальной сети Интернет.

Середина1980-х гг. Появился международный стандарт EDIFACT, регулирующий электронный обмен данными в управлении, коммерции и транспорте, использование которого значительно упростило процессы ведения коммерческой деятельности с использованием средств электронных телекоммуникаций.

До 1990 г. коммерческие использования Интернета были запрещены соответствующими правилами, установленными Национальным научным фондом США. В это время принимается решение о допуске к поддержанию и использованию Интернета крупных частных корпораций США. Затем произошло глобальное расширение круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг Интернета. Он вскоре соединил миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире.

В 1992 г. Конгрессом США коммерциализация Интернета была одобрена, появляются первые системы планирования ресурсов предприятия.

В 1993 г. голландским математиком Чаумом были изобретены механизмы практической реализации электронных денег.

В 1994 г. Джефф Бизос (Jeff Bezos), основал компанию Amazon и открыл свой веб-сайт. Оборот магазина за первую неделю работы составил 5 тыс. долларов, а к Рождеству объем продаж достиг 1 млн. долл. Активная маркетинговая политика (создание технологий персонализации, упрощения процесса покупки и т.д.) позволила предприятию занять лидирующие позиции в данном сегменте рынка, обеспечивая годовой рост оборота на несколько порядков. До настоящего момента Amazon является самым крупным интернет-магазином в мире.


В 1995 г. на рынке FOREX появляются круглосуточные системы интернет - трейдинга, а современный суточный мировой оборот таких электронных торгов достигает трех-четырех триллионов долл. В это время девяноста процентов всех банковских платежей в Америке проводится в электронной форме. В этом же году открывается первый интернет-банк Security First Network Bank, активы которого за первый год достигли 110 млн. долларов, ежемесячный прирост капитала превысил двадцать процентов.

Крупнейшие платёжные системы на основе технологии пластиковых карт объявили о разработке единого открытого стандарта защищённых интернет-платежей с использованием пластиковых карт.

В 1998г. ВТО принимает решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета, многие страны создают программы, развивающие стимулирование интернет-коммерции. В 1998г. в США создаётся PayPal, позволяющая пользователям компьютеров пересылать друг другу деньги по электронной почте, а в России появляется первый виртуальный банк, интернет-банкинг и электронные деньги WebMoney.

В 2000 г. В результате хакерской атаки троянскими программами в отношении Yahoo!, Amazon.com, eBay.com, и др. Ущерб от трёх дней атаки был нанесен ущерб в 1,2 млрд. долл. В 2001 г. Всемирный банк распространил проект документа «Электронные государственные закупки» призванный стимулировать широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных закупок. 5

Китай в 2006 году ратифицировал конвенцию ООН об электронных сообщениях, что способствует снижению барьеров для трансграничной электронной торговли.

В 2016 году в КНР началась реализация стратегии «Интернет+», а за год до этого в стране утвердили «Мнения сторон о политике в области поддержки международного розничного экспорта». Главный тезис этой программы —необходимость поддержки экспорта в секторе электронной розничной торговли.

На практике это означает, что государство оказывает поддержку ключевым электронным платформам, оптимизирует таможенные процедуры, вводит налоговые льготы на розничный экспорт, поощряет работу электронных платежных систем и внедрение инноваций в различных сферах (от производства до торговли и логистики). Иными словами, правящая партия КНР профинансировала успехи Alibaba, WeChat и других сервисов деньгами из казны.

С марта 2014 года в Китае вступил в силу обновленный закон о защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли. Так Коммунистическая партия Китая стимулирует обе стороны торгового процесса: и продавцов, и потребителей.