Файл: Теоретические вопросы развития электронной коммерции в России Электронная коммерция, ее сущность и ретроспектива развития.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ряде стран доля электронной торговли значительна в общем объеме оборота розничной торговли и составляет свыше 10%. В Великобритании эта доля приближается к 20%. В 2017 году мировые онлайн-продажи в рознице достигли $2,3 трлн18. К 2021 прогнозируются продажи в $4,9 трлн19, то есть за 5летэтот показатель вырастит более чем в два раза (на 113%). Средний годовой рост составит 16%.
Учитывая эти данные, рабочая группа АТЭС (APEC ECSG) включила в перечень развития, поощрения и развития электронной коммерции в регионе: создание инфраструктуры для трансграничной торговли между странами АТЭС, содействие таможенному контролю, а также обмен опытом и расширение сотрудничества между государственным и частным сектором.
Новый этап, стал современным инновационным преобразованием дал импульс колоссальному росту рынка электронной торговли. Управленцы всех уровней признавали стратегическую роль информационного развития интернет-пространства для приобретения конкурентных преимуществ, а активная виртуализация бизнес-процессов обусловила дальнейшее развитие электронной коммерции.6
Преимущества электронной коммерции можно разделить на три основные категории:
1) Преимущества для организаций:
-используя электронную коммерцию, организация может расширить свой рынок до национальных и международных рынков с минимальными капиталовложениями. Организация может легко найти больше клиентов, лучших поставщиков и подходящих деловых партнеров по всему миру;
-электронная коммерция помогает организации снизить затраты на создание процесса, распространять, получать и управлять бумажной информацией путем оцифровки информации;
-электронная коммерция улучшает имидж компании;
-электронная коммерция помогает организации улучшить качество обслуживания клиентов;
-электронная коммерция помогает упростить бизнес-процессы и сделать их более быстрыми и эффективными-электронная коммерция уменьшает бумажную работу;
-электронная коммерция повышает производительность организации. Он поддерживает управление питанием типа «pull». В управлении поставками типа «pull» бизнес-процесс начинается тогда, когда запрос поступает от клиента, и он использует «точно в срок».
2) Преимущества для клиентов:
-поддержка формата 24x7. Клиент может совершать транзакции для продукта или запрос о любых продуктов и услугах, предоставляемых компанией в любое время, в любом месте из любого места 24 часа семь дней в неделю.
-электронная коммерция предоставляет пользователю больше возможностей и более быструю доставку продуктов;
-электронной коммерции предоставляет пользователю дополнительные возможности для сравнения и выбора более дешевого и лучшего варианта;
-клиент может ставить комментарии к обзору о продукте и видеть, что другие покупают или видеть комментарии отзывов других клиентов, прежде чем сделать окончательную покупку;
-электронная коммерция предоставляет возможность виртуальных аукционов;
-легкий доступ к информационным ресурсам. Клиент может увидеть соответствующую подробную информацию в течение нескольких секунд, а не ждать несколько дней или недель;
-электронная коммерция увеличивает конкуренцию между организациями, и в результате организации предоставляют существенные скидки для клиентов;
3) Преимущества для общества:
-электронная коммерция помогает снизить стоимость продукции, чтобы менее богатые люди также могли позволить себе продукты.
-электронная торговля позволила получить доступ к услугам и продуктам в сельских районах, которые в противном случае им недоступны;
-электронная коммерция помогает правительству предоставлять такие общественные услуги, как здравоохранение, образование, социальные услуги по сниженным ценам и улучшенным способом.
Преимущества электронной коммерции
-
Клиенты могут легко найти товар -
Самый быстрый способ продажи и покупки -
Доступность 24/7 из любой точки планеты -
Начиная, управлять бизнесом легко и просто -
Сайт можно тонко настроить под своих клиентов -
Складские помещения не обязательны -
Физический магазин не нужен
Недостатки электронной коммерции
-
Сложно попробовать товар -
Доставка товаров может длиться долго -
Всегда существует риск сбоя и хищения данных -
Нужно преодолевать огромную конкуренцию
Рассмотрим данные преимущества подробнее:
Для продавца:
-
Значительное сокращение расходов на содержание магазина. Разумеется, появляются дополнительные расходы, но они не идут ни в какое сравнение с расходами на содержание торгового зала и аренду помещения. В условиях нормально функционирующей "электронной копии" магазина размеры торгового зала можно значительно сократить или отказаться от него вообще. Складские структуры вместе с помещениями и персоналом необходимы по–прежнему, но в значительной мере теряется актуальность проблемы территориальной привязанности склада к магазину. -
Сокращение расходов на персонал. -
Сокращение транспортных и прочих накладных расходов. -
Рост популярности магазина за счет сопутствующей "бесплатной" рекламы.
Для покупателя:
1) Легкость поиска нужного продукта. Поиск товаров просто в сети Интернет по прайс–листам и каталогам фирм очень скоро начинает раздражать – слишком часто присутствующий в списке товар на самом деле "только что закончился", "скоро будет" или "можем заказать". Напротив, в Интернет–магазине сама концепция автоматизированной обработки заказа предусматривает безусловную доступность присутствующего в каталоге товара.
2) Удобство и комфортность процесса покупки. Здесь и обсуждать нечего. Разве что напомнить о логичной закономерности: в нормальном обществе наиболее платежеспособной оказывается наиболее занятая группа потребителей; постепенно эта тенденция начинает прослеживаться и у нас, косвенным подтверждением чего можно считать появление работающих круглосуточно магазинов. Однако даже до такого магазина еще нужно доехать.
3) Экономическая оправданность. Только занявшись поиском какого–либо товара в сети Интернет, по–настоящему понимаешь, что такое реальная конкуренция. Представьте себе магазин, на полках которого рядышком стоят образцы одного и того же товара, но с разными ценниками. Не надо листать рекламные издания, обрывать вечно занятые телефоны, ехать на другой конец города и в результате на следующий день случайно узнать, что в магазине на соседней улице было то же самое, причем дешевле.
4) Безопасность сделки. Используемые в настоящее время для передачи информации об оплате защищенные каналы и средства шифрования достаточно безопасны, не в последнюю очередь именно из–за гипертрофированной обеспокоенности потенциального клиента. Более того, при проведении операций через банк–посредник (например, через систему PayPal) Интернет–магазин получает только подтверждение перевода денег на свой счет.
Таким образом, по оценке плюсов и минусов электронной торговли можно сказать, что преимуществом электронной коммерции является потенциал, который перевешивает недостатки. Для решения технических вопросов, правильная стратегия и создание доверия системных клиентов, может изменить нынешний сценарий, и помочь электронной коммерции адаптироваться к меняющимся потребностям мира.
Предприятия, осуществляющие электронную торговлю, условно называют интернет-магазинами, хотя принципиальные отличия их от традиционных магазинов заключаются в том, что они не имеют торговых залов. Кроме того, отсутствует непосредственный контакт приобретателей с товарами при принятии решения о покупке. Его заменяют описания или изображения товаров в каталогах, на сайте или ассортиментный перечень с указанием вида, торговой марки, артикулы товаров, а также их цены. Вместе с тем электронная и традиционная формы торговли имеют и определенную общность, в частности, обе формы оказывают основную услугу розничной торговли— реализацию товаров. К тому же для них установлена общая нормативно-правовая база: на них распространяется действие федеральных законов «О защите прав потребителей»,
7 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» 8
Таблица 1
Сравнительная характеристика электронной коммерции и традиционной
Признаки для сравнения | Электронная | Традиционная |
Место приобретения товаров | Сайт интернет-магазина | Торговый зал магазина |
Основания для принятия решений о покупке товаров | Прайс-листы, визуальное изображение или в каталогах | Ценники на товары, органолептические свойства товаров (внешний вид для пищевых продуктов, а для парфюмерно-косметических товаров |
Контакт товаров при их выборе | Отсутствует | Непосредственный контакт с товарами |
Возможность компетентного выбора конкретного экземпляра среди таких же товаров | Отсутствует | Имеется при демонстрации или открытой вкладке товаров |
Время, затрачиваемое на покупку товаров | Минимальное | Максимальное |
Таблица № 2. Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли
Признаки для сравнения | Электронная | Традиционная |
Формы оплаты | Предварительная оплата по счету через систему электронных платежей | Непосредственная оплата наличными деньгами или электронной карточкой |
Время получения товара после оплаты | Отложенное время после доставки товара приобретателю | Немедленно после оплаты товара |
Ассортимент реализуемых товаров | Широкий, но нестабильный, под заказ | Ограниченный, но относительно стабильный с учетом устойчивого спроса |
Издержки обращения | Низкие | Повышенные по сравнению с интернет-магазином |
Сегмент потребителей | Ограничен, пользователи интернет-посетители интернет-магазина | Неограниченный, любые посетители торгового зала могут стать приобретателями товаров |
Риски возникновения неликвидных товарных запасов | Минимальные | Значительные, особенно если не изучается спрос и его изменения на выбранном сегменте рынка |
Цены на товары | Пониженные (в большинстве случаев) | Повышенные по сравнению с интернет-торговлей |
Выгода приобретателей товаров | Упрощение процесса приобретения товаров, экономия времени, затрачиваемого на покупку | Получение приобретенных товаров сразу после оплаты |
Выгода торговой организации | Сокращение издержек обращения, оперативный контроль спроса | Выявление потребительских предпочтений при непосредственном контакте с потребителями |
Согласно табл. 1-2 в электронной торговле сайт интернет-магазина является удобством для потребителей, которые не обладают достаточным временем для посещения торгового зала традиционных магазинов, а также испытывающих дискомфорт при их посещении, и дается потребителю возможность, сидя дома сделать заказ, либо же пройтись по магазинам.
1.3.Тенденции развития электронной коммерции в России в эпоху цифровизации экономики.
Пандемия COVID-19, привела страну к массовому локдауну в 2020 году, и стала огромным толчком для развития электронной коммерции, и принесла большую прибыль.
Но надежды бизнеса на более легкий период после пандемии, к сожалению, не оправдались. Положение создает очень много перемен: это и изменения во внешней политике, нарушения логистики или инфляции. Знание трендов развития e-commerce в 2023 году поможет обеспечить преимущества бизнесу при нестабильном времени, когда реагировать на изменения необходимо максимально быстро.
Анализ существующих тенденций позволяет компаниям формировать стратегии на предстоящий период, лучше понимать потребности покупателей и особенности поведения. Как изменится рынок в будущем? Какие новые идеи и перспективы электронной коммерции приведут к созданию инновационной продукции или услуги?
Отъезд иностранных компаний с российского рынка перераспределил потоки потребления и позиции игроков на рынке. Именно так выглядит в рейтинге топ-100 Data Insight за 2022 год. Благодаря таким возможностям и использованию имеющихся трендов, компании могут оптимизировать бизнес процессы для оптимизации процессов и выжить в условиях конкуренции.
Тенденции рынка в e-commerce:
-
деградация офлайна; -
разработка и внедрение собственных маркетплейсов и создание отраслевых маркетплейсов; -
проведение закупок малого объема по модели маркетплейса; -
on-premise коробочные решения и современные технологии электронной коммерции; -
e-commerce площадки = полноценный маркетинговый инструмент; -
персонализация и искусственный интеллект на площадках для продаж и закупок
При временном снижении объемов торговли в России, сложности в логистике, перераспределении расходов потребителей во всех сегментах бизнеса, электронная коммерция и тренды рынка не утратят актуальности.
При завершении кризисного периода выиграют те компании, которые даже в сложные времена уделяют внимание новым технологиям и ищут новые точки роста. А какие тренды 2023 будут мейнстримом.