Файл: 5 Общие закономерности развития младшего школьника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скорост­ных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двига­тельных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образо­вательном учреждении. Для педагога по физкультуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при спе­циализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, и др.).

Третья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности. Управление современной техникой (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.), а также многие операции в быту требуют срочных двигательных реакций и высокой скорости. Об этом не следует забывать при совершенствовании скоростных способностей, от которых во многом зависит успех в данных видах трудовой деятельности.
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возмож­ность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограниче­на. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигает­ся не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным пу­тем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специ­фические особенности скоростных способностей, поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

Заключения по первой главе
В результате изучения научно-методической литературы по исследуемой теме мы обнаружили достаточное количество материалов по интересующей нас проблеме.

Из основных источников по исследованию развития физических качеств видно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от семи до десяти лет.


Половые различия в уровне развития скоростных способностей у младших школьников невелики. Несколько в меньшем темпе рост различных видов быстроты продолжается с одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе, у детей семи лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

Основной формой занятия физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержание программы по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для младшего школьного возраста ведущим средством являются подвижные игры разнопланового характера.

Следовательно, целенаправленный подбор и проведение на уроке подвижных игр в младшем школьном возрасте можно использовать для развития скоростных способностей у детей.
Глава 2. Комплекс легкоатлетических упражнений как средство

развития быстроты у младших школьников

на уроках физической культуры
2.1. Диагностика уровня развития быстроты у младших школьников

МБОУ Горбуновской СОШ Куйбышевского района

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:

1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;

2) для оценки скорости одиночного движения;

3) для оценки быстроты движений в разных суставах;

4) для оценки скорости, проявляемых в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), кото­рые отвечают специальным требованиям:

- должна быть определена цель применения любого теста;



- следует разработать стандартизированную методику результатов в тестах и процедуру тестирования;

- необходимо определить надежность и информативность тестов;

- результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигатель­ные действия (физические упражнения, двигательные задания).

С целью выяснения уровня развития быстроты у младших школьников нами про­ведено обследование детей девятилетнего возраста учеников 3 класса в Горбуновской СОШ. Количество обследуемых 25 человек. Все учащиеся обоих классов включены в основную медицинскую группу. Количество девочек в 3-А классе 11 человек, в 3-Б классе – 10 человек. 3-А класс – класс экспериментальный. На протяжении определенного периода с сентября по май в уроки физической культуры в 3-А классе Горбуновская СОШ были включены подвижные игры, которые направлены на развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. 3-Б класс – класс контрольный, в котором занятия по физической культуре по обычной школьной программе. Для определения уровня скоростных способностей нами проведены испытания с использованием тестов до начала обследования в каждом классе. Результаты тестов занесены в таблицы. 3-А класс показан в таблице № 1, 3-Б класс в таблице № 2. Такие же тесты были проведены в конце обследования, результаты которых также занесены в таблицы. 3-А класс показан в таблице № 3, 3-Б класс в таблице № 4. Высокому уровню скоростных способностей способствует оценка 3 балла, среднему уровню развития скоростных способностей – 2 балла, низкому

уровню – 1 балл.

Таблица 1.

Уровень скоростных способностей учащихся 3-А класса до эксперимента.





Количество

обследуемых

-

общее количество баллов





Контрольные упражнения

Бег на месте , 10 сек

Частота ударов мяча о стену, за20сек

Прыжки через скакалку за 30 сек

Бег 30 м,


результат

балл

результат

балл

результат

балл

результат

балл

1 - 8

15

3

16

2

20

1

6,9

2

2 - 6

15

3

12

1

18

1

8,5

1

3 - 7

14

3

10

1

24

2

7,5

1

4 - 8

13

2

18

3

23

2

8,6

1

5 - 6

12

2

12

1

26

2

8,3

1

6 -6

11

1

12

1

26

2

7,3

2

7- 6

10

1

11

1

24

2

7,2

2

8 - 7

11

1

19

3

24

2

7,5

1

9 - 9

13

2

18

3

26

2

6,9

2

10 – 7

10

1

15

2

25

2

6,8

2

11 – 7

11

1

18

3

22

2

8,4

1

12 - 5

10

1

12

1

20

1

6,5

2

13 - 7

9

1

18

3

24

2

8,0

1

14 - 8

15

3

17

2

25

2

7,3

1

15 - 6

10

1

15

2

18

1

6,9

2

16 - 6

10

1

15

2

18

1

6,9

2

17 - 8

15

3

17

2

25

2

7,3

1

18 - 7

9

1

18

3

24

2

8,0

1

19 - 5

10

1

12

1

20

1

6,5

2

20 - 7

11

1

13

3

22

2

8,4

1

21 - 7

9

1

15

2

25

2

6,8

2

22 - 9

15

2

18

3

26

2

6,9

2

23 - 9

15

3

16

2

20

1

6,9

2

24 - 6

15

3

12

1

18

1

8,5

1

25 - 7

14

3

10

1

24

2

7,5

1



Таблица 2.