Файл: Ответ Литературный процесс эпохи Просвещения делится на 3 этапа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Христа нигде не упоминается, как и имя Марии.
Аллегории в поэме неоднозначны. Например, звери, которые встречаются на пути Данте в дремучем лесу, наделены традиционными для эпохи Средневековья значениями: рысь символизирует коварность, волчица - ненасытность, лев гордыню. Существует и другое толкование изображенных поэтом образов: рысь - политические неприятели Данте, лев король Франции, волчица - римское папство. Значение аллегорий наслаиваются одно на другое, предоставляя произведению дополнительные измерения.
Структура:
1) Ад
Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
2) Чистилище
Как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семькругов и Земной Рай. Когда настанет Страшный Суд над живыми и мертвыми, оно опустеет. Вечно будет только Ад и Небесный Рай.
3) Рай
Пространство, вокруг земного шара заполнено атмосферой, которая в свою очередь окружена сферой огня, состоящей из 9 сфер, расположенной за пределами сферы звезд и имеющей огненную природу. Из них первые семь - небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Восьмое небо небо звезд. Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель (точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силой влияния на земную жизнь.
Философские выводы: Данте Алигьери закончил свою комедию незадолго до смерти. «Божественную комедию» можно смело назвать произведением всей его жизни. В скитаниях по чужим странам Данте вынашивал и создавал свое величайшее творение, которое дает ясную картину его представлений о мире и действительности. Это как проповедь важных для него идей. Многие философы называют "Божественную комедию" высшим достижением средневековой культуры и является переходом к новой эпохе. Жанр комедии можно определить как средневековое видение, связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе проблему философского содержания и конструирование искусства, что не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство. Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует фундаментальный род поэзии нового.
Толкование смысла поэмы возможно в нескольких ракурсах видения: • буквальном понимании (действительно путешествие души после смерти в потустороннем мире), • аллегорическое понимание (каждое событие, каждая деталь несет в себе дополнительное значение)
Духовный смысл путешествия Данте – показать человека на пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие осуществляется в душе поэта и открывает ему истины мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в душе каждого земного человека и направлять ее в земной жизни. Аллегорическим символом этой всепрощающей любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.
Масштабами своего поэтического содержания и широтой отражения в нем явлений действительной жизни, исторических преданий, политической борьбы современности и культурных традиций поэма действительно представляет собой творческое обобщение той многовековой стадии развития человечества, которая была охвачена взором поэта во всей своей целостности в преддверии новой исторической эпохи. Хотя Данте и диктуются эстетические нормы традиции средневековой литературы, он предает им новое видение, вносит черты ренессансной культуры. Данте возвышается над схоластическими темами, и создает живое, индивидуальное поэтическое осознание.
19. Художественное своеобразие поэмы Гомера «Илиада». Система образов поэмы: боги, троянские и ахейские герои, женские образы.
ОТВЕТ:
Художественный метод Гомера - стихийный или примитивный реализм. Гомер использует принцип идеализации героя ( Ахилл и Гектор – идеальные герои, при этом, автор изображает их объективно, и с положительной, и с отрицательной стороны.) Этот принцип идеализации пронизан гиперболизацией (копье Ахилла может поднять только Ахилл).
Многоплановость изображения – большие пространственные и временные рамки, масса героев. Возрастающая интенсивность действия.
События, происходящие одновременно, изображаются последовательными во времени.
Гомер использует такие поэтические приемы, как:
- Сравнение
- Эпитеты (46 эпитетов характеризуют Ахилла)
- Повторение отрывков текста
- Обилие речей героев
Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются.
Гомер показывает, что родовая
коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.
Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи (часть вместо целого), взятый им как основа сюжетостроения "Илиады" и "Одиссеи", - не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего лишь 51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней - гнев Ахилла и его последствия.
Beщи
Почти все предметы и вещи получают у Гомера неизменные эпитеты "священный", "божественный" или просто "прекрасный", "сильный", "блестящий" и т. д. "Священными" являются у него города и вся домашняя утварь. "Божественна" та соль, которой посыпают кушанья, обязательно "прекрасны" сандалии у Афины Паллады Особенно ярко изображены щит Ахилла и вооружение Агамемнона. Подобным же образом рисуются Гомером и герои. Почти все они сильны, красивы, благородны; они тоже "божественные", "богоравные" или по крайней мере ведут свое происхождение от богов.
Наконец, объектом художественной действительности у Гомера являются боги и судьба. Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь, и не только вмешиваются, но буквально подсказывают человеку все его решения и поступки, все его чувства и настроения. Таким образом, и в вопросах о богах и судьбе гомеровские поэмы занимают переходную позицию между древним фатализмом и свободой человека позднейшего времени.
Одним из обычных эпических приемов Гомера является многократное повторение целых стихов или их частей (например, в "Одиссее": "встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос"), рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью, разнообразием и красотой сравнения.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРОЕВ ПОЭМЫ. Герои поэмы проявляют себя поступках и речах. И хотя Гомер прибегает, как это было отмечено, к методу накопления, «каталогизации» деталей, бывает, что одна подробность, одно слово скажут о герое больше, чем пространные описания. И в этом также – зрелость гомеровского мастерства.
В «Илиаде» гибнет немало героев, и последний предсмертный их жест – невозможно забыть!
…в прах Амарикинд
Грянулся, руки дрожащие к милым друзьям простирая.
Эта деталь «простертые руки» – свидетельство горячей жажды жизни юного Амарикинда более весомое, чем многословные авторские пояснения.
Другая особенность героев поэм – их известная статичность. Перед нами, как правило, сложившиеся характеры, которые не меняются. Однако бытующее мнение, что характеры у Гомера чуть ли не упрощенные, схематичные несправедливо. Внимательно к ним присмотревшись, мы видим, что они нередко психологически многогранны и сложны. Есть у них и некоторые общие черты. В «Илиаде» многие персонажи – храбрецы. «Копьеборец», «копьеметец», «копьеносец» – это самые похвальные эпитеты в «Илиаде». Но все герои смелы по разному.
Например, Аякс упорен, но тяжеловесен, массивен, наподобие «кабана»; поэт сравнивает его с «башней», «стеной». Аякс – тяжелодум, несколько прямолинеен. Он подобен спартанцу, которому устав предписывает не отступать. Аякс непробиваем в обороне, но ему не хватает гибкости.
Иной – Диомед. В нем – пылкость и смелость юности, он бросается в гущу схватки, мчится подобно ветру на врагов. «В моих руках копье становится безумным», – прямодушно признается он. На военном совете он не страшится осуждать самого Агамемнона, требовать, чтобы «царь царей» вернул пленницу Ахиллу. Он даже способен преследовать самих богов: Афродиту. Аполлона, Ареса. Ранит богиню красоты, защищающую, как он считает, троянцев, наносит удар Apecу. Это делает его похожим на средневековых рыцарей.
Во многих героях поэм выражен нравственно-этический идеал древних эллинов. Это, прежде всего, личное мужество, твердость в выполнении долга перед государством, при его защите. Отважные защитники родины были национальными героями, их память чтили, им подражали. На центральных городских площадях возвышались их памятники. Вместе с тем в поэме нет героя, который бы превосходил всех одновременно, был наделен всеобъемлющими добродетелями. Ахиллу нет равных на поле брани, но есть те, кто мудрее его, например, Нестор. Идоменей. предводитель критян в Троянской войне, отличается и мудростью, и физической силой, но с годами он утратил резвость бега. В поэмах реализован принцип античной гармонии: герой, уступающий кому-то в одном качестве, превосходит его в другом.
Есть в поэме несколько центральных персонажей, отличающихся монументальностью. Это подлинно эпические, народные герои, которые буквально врезаются в нашу память. В них наиболее полно воплотилась концепция человека в античности. И одновременно они остались навсегда как великие образы мировой литературы, а их имена сделались почти нарицательными.
АХИЛЛ. Таков, прежде всего, Ахилл. В нем воплощен эпический идеал бесстрашного воина, заключена всесокрушающая сила. Мстя за Патрокла, он не знает жалости к врагам. Ахилл вспыльчив, чувства его проявляются бурно, он злопамятен, может быть жесток пo отношению к врагам. Патрокл говорит о нем:
Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Целей конеборец.
Мать – не Фетила богиня. Рожден ты сверкающим морем.
Твердой скалою – от них у тебя жестокое сердце
Отец Ахилла, зная характер сына, советовал ему «обуздывать сердце», «благожелательным быть к человеку».
Даже его бездействие после ссоры с Агамемноном – демонстрация сильного характера. Ахилл – юн, и это объясняет его эмоциональность, вспыльчивость. Ему присущи не только ярость и мстительность; этот богатырь непосредствен в горе, когда узнает о смерти друга: Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою. Сам же, большой на пространстве большом, растянувшись, лежал он В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.
Беспощадно корит он самого себя, считая виновником смерти Патрокла. Способен Ахилл и на сочувствие. Трогателен этот переход от гнева к состраданию. Когда к нему приходит Приам, он отрешается от гнева, жалеет старика. Оба они плачут: Приам о погибшем Гекторе, Ахилл – о своем друге Патрокле.
Аллегории в поэме неоднозначны. Например, звери, которые встречаются на пути Данте в дремучем лесу, наделены традиционными для эпохи Средневековья значениями: рысь символизирует коварность, волчица - ненасытность, лев гордыню. Существует и другое толкование изображенных поэтом образов: рысь - политические неприятели Данте, лев король Франции, волчица - римское папство. Значение аллегорий наслаиваются одно на другое, предоставляя произведению дополнительные измерения.
Структура:
1) Ад
Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
2) Чистилище
Как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семькругов и Земной Рай. Когда настанет Страшный Суд над живыми и мертвыми, оно опустеет. Вечно будет только Ад и Небесный Рай.
3) Рай
Пространство, вокруг земного шара заполнено атмосферой, которая в свою очередь окружена сферой огня, состоящей из 9 сфер, расположенной за пределами сферы звезд и имеющей огненную природу. Из них первые семь - небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Восьмое небо небо звезд. Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель (точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силой влияния на земную жизнь.
Философские выводы: Данте Алигьери закончил свою комедию незадолго до смерти. «Божественную комедию» можно смело назвать произведением всей его жизни. В скитаниях по чужим странам Данте вынашивал и создавал свое величайшее творение, которое дает ясную картину его представлений о мире и действительности. Это как проповедь важных для него идей. Многие философы называют "Божественную комедию" высшим достижением средневековой культуры и является переходом к новой эпохе. Жанр комедии можно определить как средневековое видение, связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе проблему философского содержания и конструирование искусства, что не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство. Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует фундаментальный род поэзии нового.
Толкование смысла поэмы возможно в нескольких ракурсах видения: • буквальном понимании (действительно путешествие души после смерти в потустороннем мире), • аллегорическое понимание (каждое событие, каждая деталь несет в себе дополнительное значение)
Духовный смысл путешествия Данте – показать человека на пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие осуществляется в душе поэта и открывает ему истины мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в душе каждого земного человека и направлять ее в земной жизни. Аллегорическим символом этой всепрощающей любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.
Масштабами своего поэтического содержания и широтой отражения в нем явлений действительной жизни, исторических преданий, политической борьбы современности и культурных традиций поэма действительно представляет собой творческое обобщение той многовековой стадии развития человечества, которая была охвачена взором поэта во всей своей целостности в преддверии новой исторической эпохи. Хотя Данте и диктуются эстетические нормы традиции средневековой литературы, он предает им новое видение, вносит черты ренессансной культуры. Данте возвышается над схоластическими темами, и создает живое, индивидуальное поэтическое осознание.
19. Художественное своеобразие поэмы Гомера «Илиада». Система образов поэмы: боги, троянские и ахейские герои, женские образы.
ОТВЕТ:
Художественный метод Гомера - стихийный или примитивный реализм. Гомер использует принцип идеализации героя ( Ахилл и Гектор – идеальные герои, при этом, автор изображает их объективно, и с положительной, и с отрицательной стороны.) Этот принцип идеализации пронизан гиперболизацией (копье Ахилла может поднять только Ахилл).
Многоплановость изображения – большие пространственные и временные рамки, масса героев. Возрастающая интенсивность действия.
События, происходящие одновременно, изображаются последовательными во времени.
Гомер использует такие поэтические приемы, как:
- Сравнение
- Эпитеты (46 эпитетов характеризуют Ахилла)
- Повторение отрывков текста
- Обилие речей героев
Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются.
Гомер показывает, что родовая
коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.
Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи (часть вместо целого), взятый им как основа сюжетостроения "Илиады" и "Одиссеи", - не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего лишь 51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней - гнев Ахилла и его последствия.
Beщи
Почти все предметы и вещи получают у Гомера неизменные эпитеты "священный", "божественный" или просто "прекрасный", "сильный", "блестящий" и т. д. "Священными" являются у него города и вся домашняя утварь. "Божественна" та соль, которой посыпают кушанья, обязательно "прекрасны" сандалии у Афины Паллады Особенно ярко изображены щит Ахилла и вооружение Агамемнона. Подобным же образом рисуются Гомером и герои. Почти все они сильны, красивы, благородны; они тоже "божественные", "богоравные" или по крайней мере ведут свое происхождение от богов.
Наконец, объектом художественной действительности у Гомера являются боги и судьба. Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь, и не только вмешиваются, но буквально подсказывают человеку все его решения и поступки, все его чувства и настроения. Таким образом, и в вопросах о богах и судьбе гомеровские поэмы занимают переходную позицию между древним фатализмом и свободой человека позднейшего времени.
Одним из обычных эпических приемов Гомера является многократное повторение целых стихов или их частей (например, в "Одиссее": "встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос"), рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью, разнообразием и красотой сравнения.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРОЕВ ПОЭМЫ. Герои поэмы проявляют себя поступках и речах. И хотя Гомер прибегает, как это было отмечено, к методу накопления, «каталогизации» деталей, бывает, что одна подробность, одно слово скажут о герое больше, чем пространные описания. И в этом также – зрелость гомеровского мастерства.
В «Илиаде» гибнет немало героев, и последний предсмертный их жест – невозможно забыть!
…в прах Амарикинд
Грянулся, руки дрожащие к милым друзьям простирая.
Эта деталь «простертые руки» – свидетельство горячей жажды жизни юного Амарикинда более весомое, чем многословные авторские пояснения.
Другая особенность героев поэм – их известная статичность. Перед нами, как правило, сложившиеся характеры, которые не меняются. Однако бытующее мнение, что характеры у Гомера чуть ли не упрощенные, схематичные несправедливо. Внимательно к ним присмотревшись, мы видим, что они нередко психологически многогранны и сложны. Есть у них и некоторые общие черты. В «Илиаде» многие персонажи – храбрецы. «Копьеборец», «копьеметец», «копьеносец» – это самые похвальные эпитеты в «Илиаде». Но все герои смелы по разному.
Например, Аякс упорен, но тяжеловесен, массивен, наподобие «кабана»; поэт сравнивает его с «башней», «стеной». Аякс – тяжелодум, несколько прямолинеен. Он подобен спартанцу, которому устав предписывает не отступать. Аякс непробиваем в обороне, но ему не хватает гибкости.
Иной – Диомед. В нем – пылкость и смелость юности, он бросается в гущу схватки, мчится подобно ветру на врагов. «В моих руках копье становится безумным», – прямодушно признается он. На военном совете он не страшится осуждать самого Агамемнона, требовать, чтобы «царь царей» вернул пленницу Ахиллу. Он даже способен преследовать самих богов: Афродиту. Аполлона, Ареса. Ранит богиню красоты, защищающую, как он считает, троянцев, наносит удар Apecу. Это делает его похожим на средневековых рыцарей.
Во многих героях поэм выражен нравственно-этический идеал древних эллинов. Это, прежде всего, личное мужество, твердость в выполнении долга перед государством, при его защите. Отважные защитники родины были национальными героями, их память чтили, им подражали. На центральных городских площадях возвышались их памятники. Вместе с тем в поэме нет героя, который бы превосходил всех одновременно, был наделен всеобъемлющими добродетелями. Ахиллу нет равных на поле брани, но есть те, кто мудрее его, например, Нестор. Идоменей. предводитель критян в Троянской войне, отличается и мудростью, и физической силой, но с годами он утратил резвость бега. В поэмах реализован принцип античной гармонии: герой, уступающий кому-то в одном качестве, превосходит его в другом.
Есть в поэме несколько центральных персонажей, отличающихся монументальностью. Это подлинно эпические, народные герои, которые буквально врезаются в нашу память. В них наиболее полно воплотилась концепция человека в античности. И одновременно они остались навсегда как великие образы мировой литературы, а их имена сделались почти нарицательными.
АХИЛЛ. Таков, прежде всего, Ахилл. В нем воплощен эпический идеал бесстрашного воина, заключена всесокрушающая сила. Мстя за Патрокла, он не знает жалости к врагам. Ахилл вспыльчив, чувства его проявляются бурно, он злопамятен, может быть жесток пo отношению к врагам. Патрокл говорит о нем:
Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Целей конеборец.
Мать – не Фетила богиня. Рожден ты сверкающим морем.
Твердой скалою – от них у тебя жестокое сердце
Отец Ахилла, зная характер сына, советовал ему «обуздывать сердце», «благожелательным быть к человеку».
Даже его бездействие после ссоры с Агамемноном – демонстрация сильного характера. Ахилл – юн, и это объясняет его эмоциональность, вспыльчивость. Ему присущи не только ярость и мстительность; этот богатырь непосредствен в горе, когда узнает о смерти друга: Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою. Сам же, большой на пространстве большом, растянувшись, лежал он В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.
Беспощадно корит он самого себя, считая виновником смерти Патрокла. Способен Ахилл и на сочувствие. Трогателен этот переход от гнева к состраданию. Когда к нему приходит Приам, он отрешается от гнева, жалеет старика. Оба они плачут: Приам о погибшем Гекторе, Ахилл – о своем друге Патрокле.