Файл: Выпускной квалификационной работы Совершенствование организации безналичных расчетов на основе банковских карт в пао.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 безопасность безналичных платежей.
На сегодняшний день платежная карта МИР-Сбербанк выпускается только в дебетовом функционале. В настоящее время у карты МИР есть неоспоримые преимущества:
- широкая сеть приема карт в России, в том числе в Крыму;
- повышенный кэшбэк до 15% по программе «Привет МИР». Действует пока в некоторых регионах;
- возможность оплаты картой вне зависимости от политической обстановки. Это особенно актуально после прецедента по картам VISA и
MasterCrd в 2014 году;
- современные и защищенные российские технологии, отвечающие за безопасность расчетов.
Из минусов можно назвать только ограниченность использования за пределами России.
Кроме карт национальной платежной системы Сбербанк выпускает карты платежных систем VisaInernational, MastercardEuropay, структура выпущенных карт по платежной системе отражена на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 – Структура платежных карт Сбербанка по платежной системе, 2015-2017 гг.
Пластиковых карт платежной системы MasterCard выпускается меньше, чем VISA, тем не менее, разница в доли не превышает 3%, примечательно то, что с 2016 года Сбербанк начал выпуск карт национальной платежной системы, и в условиях затяжного экономического кризиса и санкций, отмечается все
0%
20%
40%
60%
80%
100%
2015 г.
2016 г.
2017 г.
МИР
VISA
MasterCard
52 большая переориентация на карты «Мир».
Согласно данным таблицы 2.9 карты используются, как для хранения наличности, так и для расчетов.
Таблица 2.9 – Сведения о транзакциях, совершаемых клиентами Сбербанка по пластиковым картам, 2015-2017 гг. показатели
2015 г.
2016 г.
2017 г. темп прироста, %
2015г./
2014 г.
2016 г. /
2015 г.
2016 г. /
2014 г.
Количество операций, млн. единиц
6 590 8 233 9 791,2 24,93 18,93 48,58 из них:
- операции по снятию наличных денег
1 742,5 1 514,1 1 522
-13,11 0,52
-12,66
- безналичные операции
4 847,5 6 718,8 8 269,2 38,60 23,08 70,59
- из них операции по оплате товаров (работ, услуг)
3 755 5 988 7 365 59,47 23,00 96,14
Объем операций, млрд. рублей
15 784,8 17 947,6 23 459,8 13,70 30,71 48,62
Из них:
- операции по снятию наличных денег
12 199 13 485 14 126,5 10,54 4,76 15,80
- безналичные операции
3 585,8 4 462,6 9 333,3 24,45 109,14 160,28
- из них операции по оплате товаров (работ, услуг)
2 478,3 3 233,5 7 217,7 30,47 123,21 191,24
В настоящее время клиенты предпочитают безналичные расчеты, к тому же доля их в структуре транзакций увеличивается, что видно на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 – Структура транзакций клиентов по количеству, 2015-2017 гг.
Если рассматривать структуру транзакций в разрезе объема операций, то,
26,44 30,54 23,00 73,56 69,46 77,00 0%
20%
40%
60%
80%
100%
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Безналичные операции
Операции по снятию наличных
53 несмотря на одинаковую динамику роста, доля операций по снятию наличных все же намного выше (см. Рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 – Структура транзакций клиентов по объему операций,
2015-2017 гг.
Таким образом, несмотря на рост популярности безналичных расчетов, в настоящее время крупные суммы клиенты предпочитают снимать с карты.
Сумма безналичной транзакции, как правило небольшая. Безналичные платежи осуществляются преимущественно на небольшие сумму. Наглядну разницу в средней сумме транзакций видно на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 – Динамика средней суммы одной транзакции с использованием пластиковых карт Сбербанка, 2015-2017 гг.
Согласно графикам можно сделать вывод о недоверии большей части клиентов безналичным переводам, тем не менее, количество безналичных транзакций доказывает, что небольшие расчеты, все-таки клиенты предпочитают осуществлять безналичное, так как это удобно.
77,28 75,14 60,22 22,72 24,86 39,78 0%
20%
40%
60%
80%
100%
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Безналичные операции
Операции по снятию наличных
7 001 5 364 6 273 955 745 1 267 0
2000 4000 6000 8000 2015 г.
2016 г.
2017 г.
Ру бле й
Сумма на одну операцию по снятию наличных
Сумма на одну безналичную операцию
54
Далее рассмотрим динамику остатков денежных средств на карточных счетах за период 2015-2017 гг. (см. Рисунок 2.13).
Рисунок 2.13 –Динамика остатков денежных средств на счетах карт
Сбербанка, 2015-2017 гг.
Таким образом, остатки на счетах увеличиваются за анализируемый период на 42,6%, что свидетельствует о росте доверия клиентов к банку.
Основная доля остатков на счетах принадлежит физическим лицам, более 80%, что является результатом кредитной политики банка, и вызвано незначительной долей пластиковых карт для бизнеса в обращении.
Задолженность по счетам выше, чем остатки клиентов (Таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Динамика задолженности клиентов Сбербанка, 2015-2017 гг. показатель абсолютное значение, млрд. руб. темп прироста, %
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2016 г. /
2015 г.
2017 г. /
2016 г.
2017 г. /
2015 г.
Общая сумма кредитов
19220,5 18664,7 19891,2
-2,89 6,57 3,49
Непросроченная ссуда по кредитным картам
496,4 500,3 592,1 0,79 18,35 19,28
Просроченная ссуда по кредитным картам
100,8 86,6 86,8
-14,09 0,23
-13,89
Всего задолженность по кредитным картам
597,2 586,9 678,9
-1,72 15,68 13,68
Доля задолженности по картам в общей сумме кредитов, %
3,11 3,14 3,41 1,20 8,54 9,85
Кредитные карты и овердрафтное кредитование представляют собой возобновляемые кредитные линии. Данные кредиты являются удобным
81,9 299,7 116,8 0
200 400 2015 г.
2016 г.
2017 г.
Млр д. ру б.
55 источником дополнительных средств для потребителя, доступных в любой момент времени в случае необходимости.
Согласно данным таблицы 2.10 при увеличение общей суммы кредитов на 3,49% за анализируемый период, рост кредитов по картам составил 13,65%.
Такая динамика сказалась на росте доли кредитов по картам с 3,11% до 3,41%.
Положительно характеризует расчеты по кредитным картам сокращение просроченной ссуды, темп сокращения которой составляет 14,1%.
ПАО «Сбербанк» осуществляя эмиссию карт, получает доход. Доходы от эмитирования карточек складываются из взимаемых с клиента:
- ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета
(сервисная ставка);
- процентной ставки по карточному кредиту;
- комиссии за операции выдачи наличных денег;
- комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети;
- комиссии за конвертацию, если ее будет осуществлять ваш банк, для мультивалютных (российских) карточек;
- комиссия за интерчейндж;
- штрафные сборы за нарушение условий договора.
Основной источник доходов от эмитирования карточек составляет процент по карточному кредиту, который взимается с владельца карточки при продлении кредита за пределы льготного периода.
Так же Сбербанк несет расходы связанные с выпуском и обслуживанием расчетных и кредитных карт, к которым можно отнести:
- вступительные и регулярные взносы в платежную систему;
- плата за лицензирование проектов/продуктов в платежной системе;
- приобретение и содержание специализированного ПО для работы с карточками;
- приобретение заготовок карточек;
- персонализация карточек и прочее.
В целом, согласно таблице 2.11 Сбербанк получает прибыль от выпуска и
56 обслуживания карт.
В целом доходность карт выше, чем другие виды деятельности, так как рентабельность деятельности по выпуску и обслуживанию карт выше общей рентабельности в 2015 и 2016 году.
Таблица 11 – Доход Сбербанка от выпуска и обслуживания пластиковых карт,
2015-2017 гг. показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г. темп прироста, %
2016 г. /
2015 г.
2017 г. /
2015 г.
2017 г. /
2015 г.
Операционные доходы, млрд.руб.
954,6 1355,1 1616 41,95 19,25 69,29
Доходы от выпуска и обслуживания пластиковых карт, млрд. руб.
453,4 704,7 846,8 55,40 20,17 86,75
Операционные расходы, млрд. руб.
623,4 677,6 672,8 8,69
-0,71 7,92
Расходы от выпуска и обслуживания пластиковых карт, млрд. руб.
246,243 254,7776 378,1136 3,47 48,41 53,55
Прибыль до налогообложения, млрд. руб.
331,2 677,5 943,2 104,56 39,22 184,78
Прибыль от выпуска и обслуживания пластиковых карт, млрд. руб.
207,2 449,9 468,7 117,13 4,18 126,20
Рентабельность общая, %
34,70 50,00 58,37 44,10 16,74 68,23
Рентабельность деятельности по выпуску и обслуживанию карт, %
45,69 63,84 55,35 39,72
-13,31 21,13
В 2017 году доходность от пластиковых карт снижается, так как выпуск карт национальной платежной системы «Мир» обходится банкам дороже, чем
Visa и MasterCard, разница в цене составляет 35-45% в пользу зарубежных платежных систем. Стоимость выпуска карт «Мир» дороже в силу того, что спрос на них еще не сформирован, а затраты полиграфии, напрямую зависит от тиража. На себестоимость карт «Мир» также влияет чип с большим объемом памяти, чем у Visa и MasterCard.
Подводя итоги, отметим, что Сбербанк занимает лидирующие позиции по выпуску как дебетовых, так и кредитных карт, при чем доля банка ежегодно увеличивается.
Сбербанк является самым крупным банком Российской Федерации и СНГ
57 и имеет наиболее развитую сеть подразделений. Около 70% населения страны пользуется услугами этой кредитно-финансовой организации.
По итогам 2017 года Сбербанк достиг рекордных значений по чистой прибыли – 748,7 млрд. рублей. Рентабельность капитала увеличилась более чем в два раза и достигла 21,79%.
В структуре пластиковых карт преобладают расчетные карты на протяжении всего анализируемого периода.
В целом можно сказать, что портфель пластиковых карт Сбербанка растет более быстрыми темпами по сравнению с рынком, что сказывается на увеличение его доли на рынке кредитных карты.
Основной классификационный признак подразделяет все карты Сбербанк на кредитные и дебетовые. Наиболее часто выпускаемыми картами является бесплатные дебетовые карты, которые имеют широкий функционал.
Кроме карт национальной платежной системы «Мир», которые банк начал выпускать в 2016 году, Сбербанк выпускает карты платежных систем
VisaInernational, MastercardEuropay. В настоящее время банк ориентирован на рост доли карт «Мир», но на конец 2016 года их доля составляла чуть более 3%, а доля карт VisaInernational, MastercardEuropay примерно одинакова.
В целом доходность эмиссии и обслуживания карт высокая, рентабельность от данного виды деятельности значительно выше, чем общая рентабельность.
Карты используются, как для хранения наличности, так и для расчетов. В настоящее время клиенты предпочитают безналичные расчеты, к тому же доля их в структуре транзакций увеличивается. Если рассматривать структуру транзакций в разрезе объема операций, то, несмотря на одинаковую динамику роста, доля операций по снятию наличных все же намного выше.
Остатки на счетах дебетовых карт увеличиваются за анализируемый период, что свидетельствует о росте доверия клиентов к банку.
Негативно на деятельность банка влияет рост задолженности по кредитным картам, и наличие просроченных обязательств.
58
Резюмируя, выделим основные отрицательные стороны, выявленные при изучении безналичных расчетов пластиковыми картами.
Во-первых, недоверие клиентов к безналичным расчетам, что подтверждается средней суммой операций по снятию наличных, которая в 7 раз больше, средней суммы безналичных расчетов.
Во-вторых, наличие просроченных обязательств по кредитным картам.
В-третьих, не востребованность престижных, статусных карточных проектов (платиновые и премиальные дебетовые карты).
В-четвертых, снижение доходности деятельности по выпуску и обслуживанию банковских карт.
Так же проблемными можно назвать некоторые технические моменты, например, неполный (70-80%) охват выданных обслуживаемых пластиковых карт услугами интернет-банкинга и риски, связанные с процессом обработки платежных документов, ошибочным вводом информации.
2.3 Основные направления совершенствования безналичных расчетов на основе банковских карт в ПАО «Сбербанк»
Несмотря на то, что Сбербанк является бесспорным лидером по безналичным расчетам в России, выявлен ряд факторов, отрицательно сказывающихся на деятельности банка. Кроме того, для того, чтобы удержать свои позиции лидера на высоко конкурентном рынке Сбербанк вынужден поддерживать высокую конкурентоспособность своих услуг.
На рисунке 2.14 отображены основные отрицательные стороны, выявленные при анализе.
59
Рисунок 2.14 – ПроблемыСбербанка по осуществлению безналичных расчетов пластиковыми картами.
Отмеченные на рисунке 2.14 проблемы Сбербанка в области безналичных расчетов пластиковыми картами требует их решения, так как высокая конкуренция может привести к смене обслуживающего банка.
Тем более что у Сбербанка есть серьезные конкуренты, такие как ПАО
«ВТБ 24», АО «Газпромбанк», ПАО «Альфа Банк».
На рисунке 2.15 отражены основные мероприятия, которые позволят повысить эффективность безналичных расчетов.
Рисунок 2.15 – Мероприятия по развития операций с использованием пластиковых карт Сбербанка.
Мы предлагаем развивать направление микрокредитования населения путем выдачи доступных кредитных пластиковых карт. В обороте кредитных карт преобладают карты наиболее востребованного кредитного продукта –
Выявленные проблемы
Недоверие клиентов
Преобладание операций по снятию наличных
Нарушение платежной дисциплины
Наличие просроченных обязательств по кредитным картам
Не востребованность дорогих карточных продуктов
Платиновые и премиальные дебетовые карты
Мероприятия
Расширение линейки кредитных и депозитных продуктов
Разовая амнистия
Обучение активным продажам персонала
Внедрение технологии выездного обслуживания
60
VisaClassic/MasterCardStandard «Momentum». Целесообразно изменить условия кредитования на бесплатное годовое обслуживание и отсутствие необходимости документального подтверждения дохода Процедура выдачи должна быть максимально упрощена: кредитная карта выдается только на основании паспорта гражданина РФ. Кредитный лимит целесообразно установить в 10 тыс. руб., и далее корректировать в зависимости от платежеспособности держателя карты.
В целях минимизации риска невозврата кредита в качестве средства обеспечения исполнения обязательств можно применить программу микрострахования – страхования с необременительной для клиента суммой и удобным графиком выплаты.
В целях повышения доходности продукта можно поднять процентную ставку с 26% до 29% – при условии упрощенной процедуры получения карты данная процентная ставка не будет анти-стимулом для держателя карты. На наш взгляд, определение кредитного лимита должно учитывать уровень существующей задолженности (в том числе с помощью проверки в кредитном бюро), количество членов семьи и доход на члена семьи.
Нецелесообразно открывать лимит, превосходящий ежемесячный доход клиента, так как в этом случае резко увеличивается риск невозврата денежных средств. Учитывая, что срочные ссуды, как правило, предоставляются под меньший процент, то для клиента выгоднее финансировать крупные покупки не за счет кредитного лимита, а используя другие банковские продукты.
На наш взгляд, необходимо выпустить ограниченное количество данных карт, и запустить рекламную компанию, об эксклюзивном предложении от
Сбербанка: «Ограниченный выпуск кредитных карт без годового обслуживания!».
Так же для обеспечения роста безналичных расчетов с использованием пластиковых карт целесообразно предлагать депозитные карты с овердрафтом.
Депозитные карты с овердрафтом больше похожи на «классические» кредитки. Их особенность в том, что, кроме собственных средств клиентов,