Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
19 лагерной смены игры различной направленности готовность канцелярских товаров, спортивного и игрового инвентаря
Методику коллективно- творческой деятельности по И.П.
Иванову
Организовывать отрядную и общелагерную деятельность
Методику организации и проведения игр
Проводить аналитическую работу с детьми
Основные методы и приёмы по активизации деятельности детей к участию в предлагаемой деятельности
Адаптировать сценарии дел для своего отряда (с учётом регионального компонента и индивидуальных особенностей детей)
Способы и приёмы проведения с детьми анализа дня, дела, ситуации
Проводить педагогический анализ
Особенности взаимодействия с родителями детей
Составлять сценарии дел
Особенности работы с
Государственными символами РФ, символикой лагеря и отряда
Оперативно решать возникающие педагогические ситуации
Образовательное
направление
информационно-методического
обеспечения программы:
1. На установочном педагогическом совещании до начала смены происходит презентация программы: цель, задачи, предполагаемые результаты, категория участников и ключевые события смены. Важной частью является единое понимание педагогами смысловой составляющей смены, их готовность к реализации смены на качественном уровне.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
20
Ответственный за подготовку и проведение установочного педагогического совещания:
пришкольный и региональный лагерь – старший вожатый лагеря/школы совместно с представителем от ВДЦ «Орлёнок» или Лиги вожатых РДШ;
ВДЦ «Орлёнок» – административные группы детских лагерей
Центра совместно со специалистами отдела обеспечения реализации программы «Орлята России».
2. Во время подготовки к реализации программы смены при необходимости проходят методические занятия по методам игровой диагностики, по особенностям коллективно-творческой деятельности и работе творческих и инициативных групп, мастер-классы по изготовлению
«сюрпризок» и оформлению отрядных уголков, различные игропрактикумы, огоньки и другие дела и занятия с педагогическим коллективом.
3. Ежедневно на протяжении смены для педагогов проводятся планёрки по анализу дня, деятельности в дне и планированию предстоящей деятельности.
4. По итогам организационного периода смены важен анализ адаптации и заинтересованности детского коллектива в предложенных делах и событиях смены, и при необходимости проводится корректировка содержания; выявляются потребности педагогов в получении знаний по определённым темам и проходят индивидуальные или групповые консультации.
5. На протяжении смены происходит сопровождение педагогов по реализации программы в форме консультаций и занятий по заявленным темам.
6. По итогам реализации смены проходит итоговое педагогическое совещание с анализом эффективности и результативности программы смены, выстраивание дальнейших перспектив, награждение педагогов.
Информационное
направление
информационно-методического
обеспечения программы:
1. Портфолио программы, включающее утверждённый текст программы, пояснительные записки к сменам, сценарии или план-конспекты ключевых дел смен, систему диагностики.
2. Материалы установочного и итогового педагогических совещаний, памятки и дидактические материалы к реализуемым делам смены на уровне отряда и на уровне лагеря.
3. Информационные стенды для детей и педагогов с основной информацией по смене.
4. Электронная методическая библиотека программы с необходимыми материалами и литературой и быстрым доступом для поиска и скачивания.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
21
Раздел VIII. Кадровое обеспечение программы
В реализации программы смены принимают участие педагоги, чьи классы являются непосредственно участниками Программы «Орлята
России». Дополнительно в реализацию программы могут быть привлечены вожатые и специалисты Всероссийского детского центра «Орлёнок»,
Всероссийского проекта «Лига вожатых», Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», советники директоров по воспитанию – «Навигаторы детства».
Одно из важных условий реализации программы – самообучение и повышение квалификации педагогов, совместное участие в планировании смены с учётом регионального компонента:
участие в краткосрочном обучении по подготовке к проведению смены;
участие в круглых столах и педагогических совещаниях;
обмен опытом за счёт взаимопосещений отрядных дел.
Педагогический состав, принимающий участие в реализации программы, формируется из расчёта 1 педагог на 10 детей. В помощь к реализации программы могут быть подключены старшеклассники, но они не несут юридической ответственности за детей, находящихся в отрядах.
При необходимости, для мотивации и стимулирования педагогов, реализующих смену в лагере или школе, может быть введена система роста и
«бонусов». Это позволяет педагогам развиваться и более качественно вкладываться в работу смены.
Раздел IX. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации программы лагерь/школа должны быть оснащены следующим образом:
Таблица №4 «Ресурсное обеспечение»
Помещения, площадки помещения для отрядной деятельности с возможностью размещения и оформления отрядных уголков и стендов помещения для общелагерных дел с местами для сидения и без них (актовый и спортивный залы) открытые площадки с возможностью проведения отрядных дел (с местами для сидения и без них)
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
22 открытые площадки с возможностью проведения общелагерных дел (площадь, стадион, сцена) помещения и площадки для дополнительных возможностей и индивидуальных запросов ребёнка
(библиотека, кабинет психолога, творческая мастерская, зимний сад и др.) гостиная/вожатская или кабинет для проведения педагогических совещаний, сборов, размещения актуальной информации и плана на день для вожатых и других педагогов столовая (или пункт питания) со всем необходимым оборудованием помещения для личной гигиены (туалеты, душевые) в лагере с постоянным пребыванием детей – жилые помещения со всем необходимым оборудованием, медицинский пункт, камеры хранения
Оборудование и инвентарь аппаратура для общелагерных и отрядных мероприятий: колонки, микрофоны, стойки для микрофонов, проекторы и экраны, рабочие ноутбуки, флагшток для поднятия флага РФ столы/парты, стулья, скамейки/банкетки спортивный и игровой инвентарь, канцелярские принадлежности на каждый отряд аппаратура для работы педагогов: рабочие компьютеры, принтеры, флешки
Другое при необходимости – костюмы, декорации
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
23
Список использованных источников и литературы
1. Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационно- методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря, работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И.
Кравцова, О.В. Шевердина. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
2. Афанасьев С.П. «Что делать с детьми в загородном лагере?» / С.
Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. – М.: МЦ «Вариант», 2002. – 224 с.
3. Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.А.
Сайфина, Н.А. Сакович. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 40 с.
4. Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
5. Васильковская Н.И. «Создай команду!»: методическое пособие /
Н.И. Васильковская, А.А. Сайфина, Л.Р. Уварова, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ
ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
6. Газман О.С. «Каникулы: игра, воспитание» / Под ред. О.С. Газмана –
М.: Просвещение, 1988 – 160 с.
7. Газман О.С. «Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы
Всероссийского п/л «Орлёнок» / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. – М.:
Педагогика, 1982 – 96 с.
8. Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: специальность 13.00.01.
«Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Ершова Людмила
Викторовна; Ярославский государственный педагогический университет им.
К.Д. Ушинского. – Ярославль, 1995. – 183.
9. Зубахин А.А. «Откроет целый мир вожатый»: книга отрядного вожатого «Орлёнка» / А.А. Зубахин, А.В. Яблокова. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2015. – 336 с.
10.
Зубахин А.А. «Равнение на флаг!»: сборник методических материалов из опыта работы ВДЦ «Орлёнок» по работе с государственными символами Российской Федерации и символами «Орлёнка»/ А.А. Зубахин,
Т.Л. Хацкевич. Издание 1-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2012.
– 112 с. ил.
11.
Иванов И.П. Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955.
12.
Иванов И.П. О сущности воспитательной работы в начальных классах // Педагогика начальной школы: ХХI Герценовские чтения. –
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
24 13.
Иванченко И.В. «Как рождается микрогруппа?»: методическое пособие Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2020. – 80 с.
14.
Киреева А.А. «Нам доверяют матери ребёнка»: сборник интерактивных форм работы с детьми и подростками по формированию навыков безопасного поведения и профилактике травматизма в детском лагере. Издание 2-е, дополненное и переработанное. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2015. – 108 с.
15.
Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.
16.
Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» / А.Н. Лутошкин, под ред.
Б.З. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986 – 208 с.
17.
Можейко О.В. «Организация аналитической работы с детьми в отряде»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 44 с.
18.
Можейко О.В. «Педагогическая диагностика в отрядной работе»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 56 с.
19.
Можейко
О.В.
«Сто незаданных вопросов»: сборник информационно-методических материалов в помощь отрядному воспитателю
«Орлёнка». Издание 2-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2018. –
108 с.
20.
Панченко С.И. «День за днём в жизни вожатого». – М.:
Издательский дом «Народное образование», 2008. – 354 с.
21.
Сайфутдинова Л.Р. Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения: специальность
13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Сайфутдинова Лариса Рафиковна; Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2001. – 209 с.
22.
Столярова В.В. «Развитие детской активности и инициативы»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
23.
Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: специальность 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук/
Фришман
Ирина
Игоревна;
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. –
Ярославль, 2001. – 340 с.
24.
Хуснутдинова И. «Орлёнок». Книга вожатого. – М.: Собеседник,
2005. – 352 с.
25.
Чукина М.В. «Сказки-подсказки»: методическое пособие / М.В.
Чукина, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 64 с.
26.
Шевердина О.В. Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
25
(социальное воспитание в образовательной и высшей школе)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шевердина
Ольга Васильевна; Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова, 2006. – 225 с.
27.
Шмаков С.А. «Дети на отдыхе»: приклад. энцикл.: учителю, воспитателю, вожатому – изд., доп. – М., 2001 – 173 с.
28.
Шмаков С.А. «Летний лагерь: вчера и сегодня»: метод. пособие.
Липецк: Инфол, 2002. – 384 с.
29.
Шмаков С.А. «Лето, каникулы, лагерь»: экспресс-учеб. пособие: учителю, воспитателю, вожатому. Липецк: Ориус, 1995. – 142 с.
30.
Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: специальность 13.00.01. «Общая педагогика»: диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Шмаков Сталь
Анатольевич; Липецкий государственный педагогический институт. –
Москва, 1997. – 409 с.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
26
Пояснительная записка смены пришкольного лагеря
Программа смены предполагает подготовку и реализацию коллективного творческого дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П.
Иванову): совместное создание взрослыми и детьми большого общего
Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее придуманных и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Введение
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в пришкольном лагере. Поскольку ребята являются участниками программы
«Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагереосновывается на игровой модели
«Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий». Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 6-8 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере не полный день). Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу можно добавлять экскурсии, посещение творческих студий, кванториумов, технопарков, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Ключевыми памятными датами, взятыми за основу смен в 2022 году, станут: Год культурного наследия народов России, год 350-летия со дня рождения Российского императора Петра I, 100-летие Пионерской организации.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
27
При реализации программ летних смен рекомендовано учитывать те памятные даты, государственные и национальные праздники Российской
Федерации, которые выпадают в период реализации летних смен.
Рекомендуемый режим дня:
08.30-09.00 – Сбор детей, зарядка
Выполнение традиционного комплекса физических упражнений, танцевальная разминка и разучивание флешмоба
«Содружество Орлят России».
09.00-09.15 – Утренняя линейка
Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен.
09.15-10.00 – Завтрак
Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. Данная презентация может звучать по радио.
10.00-12.00 – Работа по программе лагеря, по плану отрядов, общественно- полезный труд, работа кружков и секций
Рекомендуется разделить работу на два занятия по 45 минут с перерывом между ними в полчаса, или на 45 минут и 60 минут с перерывом между ними в 15 минут.
Обязательно чередование спокойного и активного видов деятельности.
12.00-13.00 –
Оздоровительные процедуры
Рекомендуются подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн.
13.00-14.00 – Обед
Знакомство отрядов с меню, представленным на обед.
14.00-14.30 – Свободное время
В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать.
Кроме того, педагог может использовать это время для подведения с детьми итогов дня, проведения анализа.
14.30 – Уход домой
-
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
28
Игровая модель смены
Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна
Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны
Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены.
Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих
Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатств Страны.