Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
11
принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
Раздел V. Модель смены
Смена в детском лагере длится 14 дней и включает в себя три периода: организационный (1 и 2 дни смены), основной (с 3 по 12 дни смены), итоговый (13 и 14 дни смены). В зависимости от длительности летних смен в конкретном регионе, данную программу можно провести в более короткие сроки (от 7 до 12 дней). При этом педагогам, реализующим программу смены важно сохранить целевой блок и достичь предполагаемых результатов.
Модель смены имеет одинаковую структуру для лагерей всех уровней и выглядит следующим образом:
Таблица №1 «Модель смены»
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
Организационный период смены
Основной период смены
Итоговый период смены
Старт смены.
Ввод в игровой сюжет
Реализация игрового сюжета
Подготовка и реализация коллективно- творческого дела
(праздника)
Выход из игрового сюжета
Подведение итогов смены.
Перспективы на следующий учебный год.
Отличие смен разного уровня – муниципального, регионального и федерального – заключается в разнице игровых сюжетов, используемых способов и приёмов, соответствующих конкретной возрастной категории участников (Пояснительные записки регионального и пришкольного
лагерей).
Инвариантной составляющей содержания программы, обязательной для смен всех уровней, является работа с Государственными символами
Российской Федерации и ценностными ориентирами – Родина, семья,
команда, природа, познание, здоровье. Данная работа происходит за счёт
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
12 реализации ключевых дел смены, режимных моментов, игрового сюжета, разговора с детьми и собственного примера педагогического коллектива лагеря.
Вариативность программы заключается в возможности дополнения её региональным компонентом того или иного субъекта Российской Федерации.
Раздел VI. Система диагностики результатов
Система диагностики результатов программы состоит из мнения педагогов, непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:
проявление ценностного отношения к Родине и Государственным
символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;
проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;
приобретение ребёнком знаний и социального опыта;
положительное эмоциональное состояние детей;
позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Для оценки программы со стороны детей рекомендуется применять методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребёнком знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации.
Представленные ниже примеры методов игровой диагностики являются рекомендуемыми и могут быть дополнены вариантами из
собственного педагогического опыта.
Таблица №2 «Примеры методов игровой диагностики»
Индикатор
Название и описание методов игровой диагностики
Проявление социально значимых качеств ребёнка и его ценностное отношение к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью
«Персонаж»
Детям предлагается выбрать себе персонажа из сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор
(чем отличаются персонажи, что понравилось в персонаже, на которого хочется равняться)
«Цветик-семицветик»
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
13
Ребятам предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от того, что ребёнок написал, педагог может классифицировать пожелания детей: для себя, для родных и близких, для своих друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень пожеланий, можно определить направленность личности ребёнка.
«Одна картинка – два ответа»
Детям предлагаются различные картинки с ситуациями
(представленные на экране или распечатанные), отражающие качества человека или какие-либо ценности, и варианты ответов: «согласен»,
«не согласен». После того, как ребята выбрали ответ, педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или иную позицию.
Проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности
«Если бы я был волшебником»
Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был волшебником», и подумать, какой день или какие события смены они бы хотели прожить ещё раз
(вернуться назад и узнать больше).
«Интересный вагон»
Из бумажных/картонных вагончиков педагог составляет своеобразный поезд. Детям предлагается выбрать персонажа/человечка и прикрепить его к определенному вагончику (как бы поместить его туда). Вагончики подписаны: здесь могут быть спортивные игры и соревнования, изготовление поделок и сувениров, танцевальные мастер-классы, интеллектуальные игры и другие яркие, эмоциональные или содержательные события смены.
Таким образом ребята смогут увидеть, у кого из отряда такие же интересы, как и у них, а педагог может зафиксировать наиболее результативные дела как на уровне отряда, так и на уровне лагеря.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
14
«Живая анкета»
Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они могут быть как серьёзные, так и шуточные, с подвохом), на которые можно будет ответить по- разному:
- 1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не согласен – топают;
- 2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из них представляет какой-то определенный ответ на вопрос.
Их задача – сосчитать, сколько раз им хлопнули по ладошке. Задача ребят в зале – подбежать и «дать пять» тому человеку, с ответом которого он согласен.
Полученные ребёнком знания и социальный опыт
«Чудо-дерево»
Детям предлагается создать «чудо-дерево» по итогам прожитого дня. Цвет листьев нужно выбрать в соответствии с теми новыми знаниями, которые они получили.
Знания
Опыт
Листья зелёного цвета
«Получил новые знания, узнал для себя много интересного»
«Научился чему-то новому»
Листья жёлтого цвета
- «Не вся информация для меня была новой»
- «Некоторая информация для меня была новой»
- «Что-то я умел уже раньше»
- «Что-то я попробовал сегодня впервые»
Листья красного цвета
«Уже всё знал, никакой новой информации не получил»
«Всё, что я попробовал сделать
– уже умел»
«Кидаем кубик»
Детям предлагается бросить кубик и рассказать, что
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
15 он запомнил после того или иного дела, используя то число слов/фраз, какое выпало на кубике.
«Сто к одному»
Дети разбиваются на небольшие команды или играют каждый за себя, если в отряде небольшое количество человек. Педагог задает вопросы по всему пройденному во время смены материалу: правилам, информации, мероприятиям, играм, конкретным ситуациям, творческим делам. Задача участников – как можно точнее вспомнить событие и ответить на вопросы.
Эмоциональное состояние детей
«Живая картина»
Детям предлагается создать «живую картину» под музыку. Каждый ребёнок пробует изобразить мелодию, как он её чувствует – начинает один, остальные произвольно присоединяются. В итоге получается единый движущийся сюжет, где задействованы все ребята.
«Наш отрядный рецепт»
Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и каждому внести собственный ингредиент, соответствующий своему эмоциональному состоянию.
Ингредиенты могут быть представлены в виде различных картинок, чтобы наглядно продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое, приятное и т.д.).
«Цветной сундук»
Детям выдается большой лист бумаги с изображением сундука и предлагается его раскрасить. Каждый выбирает для раскраски какой-то элемент изображения и цвет в зависимости от самочувствия.
Оранжевый – если они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и готовы принимать участие в событиях; голубой – если всё хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится; фиолетовый – если им скучно и хочется домой.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
16
Взаимодействие в команде, коллективе
«Золотая коллекция»
Детям предлагают каждому взять по три разных медали и вручить их:
- тому, кому хочется сказать спасибо за сегодняшний день;
- тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в любой момент.
«Кругосветное путешествие»
Детям предлагается каждому лично на листочке написать, кого бы из ребят он взял с собой в кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали и какие предметы им бы там пригодились.
«Я и моя команда»
Детям предлагается на общей картине расположить человечка со своим именем, там, где он считает нужным (с кем-то рядом, в центре событий, или отдельно от всех). Затем ребята могут поделиться своим выбором места.
Метод классической социометрии:
https://lugovskayashkola.ru/zabolevaniya/sotsiometriya- klassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazets.html
Для оценки программы со стороны педагогов рекомендуется проведение педагогического совещания по итогам реализации смены (для регионального лагеря и смены в ВДЦ «Орлёнок») и написание эссе по конкретным вопросам (для педагогов, работающих в пришкольном лагере).
Вопросы педагогического совещания и эссе соотносятся с предполагаемыми результатами программы и индикаторами диагностики, представленными выше. Кроме того, для педагогов важно увидеть проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: бережное отношение к своей жизни и здоровью, самообслуживание, безопасное поведение. Рассматриваются данные вопросы как по каждому ребёнку, так и по коллективу в целом. Качественный анализ смены даёт дополнительные материалы для грамотного планирования педагогом своей
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
17 деятельности в рамках Программы «Орлята России» на следующий учебный год.
Проходить итоговое педагогическое совещание может в разных формах
– конференция, круглый стол, дискуссия, с использованием творческих или игровых приёмов. Пример использования игровых элементов в рамках итогового совещания: перед педагогическим коллективом находится игровое поле «Морского боя». Команды педагогов по очереди делают ход и выбирают определённую клетку на поле. За каждой клеткой скрывается задание или вопрос, необходимый для анализа деятельности.
Оценка реализации программы со стороны внеотрядных педагогов/родителей может быть проведена следующим образом:
1 вариант – оценка реализуемых дел смены со стороны старшего вожатого/методиста/наставника, где оценивается качество дела и его содержание, качество работы педагога, включённость детей в процесс и др.;
2 вариант – обратная связь о смене в форме анкеты со стороны родителей (законных представителей) детей;
3 вариант – обратная связь со стороны педагогов-психологов, работающих в смене с детьми, педагогами и родителями.
Результативность программы обязательно должна быть оценена со стороны детей-участников и педагогов, реализующих программу. Оценка со стороны взрослых проводится на усмотрение организации, реализующей смену. Для получения наиболее качественных результатов диагностики в ней должны принять участие 98-100% детей и педагогов.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
18
Раздел VII. Информационно-методическое обеспечение программы
Перед началом смены силами отдела обеспечения реализации программы «Орлята России» с педагогическим коллективом проводятся методические занятия и консультации, имитационно-ролевые и деловые игры, необходимые для качественной подготовки педагогов к работе с детьми.
Таблица №3 «Необходимый уровень готовности педагогов к реализации программы»
Должен знать
Должен уметь
Должен подготовить
Цели, задачи и механизмы реализации программы, содержание её ключевых событий и особенности их реализации
Мотивировать детей к активному участию в событиях программы, вовлекать их в совместную творческую деятельность
Распечатать необходимые материалы для отрядных и общелагерных дел
Содержание основных нормативно-правовых документов
Проводить инструктажи по безопасности жизнедеятельности
Оформить встречный отрядный уголок и изготовить
«сюрпризки»
(небольшие подарки/сувениры, сделанные своими руками)
Содержание инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности ребёнка
Оказывать первую доврачебную помощь
Подготовить перечень методов игровой диагностики для ежедневного анализа дня с детьми (Примеры в таблице №2)
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Вести конструктивный диалог с родителями или законными представителями ребёнка
Подготовить адаптированные сценарии отрядных дел
(с учётом регионального компонента)
Логику развития
Проводить с детьми
Проверить наличие и