Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 917

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и представление инициативных проектов осуществляется по следующим направлениям:

внесение предложений о необходимости правового регулирования и его развития;

содействие субъектам правотворчества в разработке проектов правовых актов и инициативная подготовка в пределах компетенции нормативных правовых актов;

участие в разработке международных договоров Российской Федерации, подготовка соглашений с компетентными органами других государств и международными организациями.

Правовые основы указанной деятельности устанавливает, в частности, Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. No 144.

Прокуратуры всех уровней в инициативном порядке и совместно с участниками правотворческой деятельности разрабатывают проекты нормативных правовых актов. Органы прокуратуры по решениям или поручениям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления привлекаются к подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов. По просьбам (предложениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления прокуроры участвуют совместно с другими правоохранительными органами и иными органами в разработке некоторых важных нормативных правовых актов, федеральных и региональных программ, направленных на укрепление законности и правопорядка.

Кроме того, органы прокуратуры активно реагируют на бездействие органов государственной власти и местного самоуправления в разработке и принятии нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов. Так, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» от 2 октября 2007 г. No 155 определено, что в случае длительного непринятия законодательным (пред- ставительным) органом субъекта Российской Федерации предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов необходимо вносить представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов либо использовать имеющееся у прокуроров право законодательной инициативы, в первую очередь — в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства, а также информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о выявленных фактах бездействия региональных органов власти в сфере нормотворчества (пп. 2.8, 3).


Важнейший вопрос, который решают участники правотворческой деятельности, вопрос качества подготовки проектов нормативных правовых актов и качества действующих нормативных правовых актов. Этот же вопрос приоритетен для прокуроров. Одной из острых проблем качества разработки нормативных правовых актов является включение в них коррупциогенных факторов субъектами законодательной инициативы. Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. No 172-ФЗ не предусмотрено проведение прокурорами экспертизы проектов нормативных правовых актов. Однако в соответствии с Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Феде- рации от 17 сентября 2007 г. No 144, выявленные в проекте нормативного правового акта положения, которые могут вызвать коррупционные действия или решения субъектов правоприменения, должны отражаться в заключении на проект (п. 3.3). В том случае если проекты нормативных правовых актов затрагивают права, свободы и обязанности граждан, заключения носят обязательный характер (ч. 4.1 ст. 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Согласно пп. 4.1, 20 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. No 195 с целью предотвращения принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству, прокурорам надлежит взаимодействовать с законодательными (представительными) органами, а также участвовать в правотворческом процессе посредством разработки законопроектов, готовить заключения на них, выступать на заседаниях органов законодательной власти. При выявлении в действующем законодательстве пробелов или нарушений законов прокуроры вносят предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии нормативных правовых актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти

, местного самоуправления, иными органами и организациями» от 21 июня 2013 г. No 252 прокурорам предложено обеспечить непосредственное участие в правотворческой деятельности, активно использовать право законодательной инициативы, предоставленное региональными органами власти (п. 3.1).

2. Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов. В силу сложившейся практики и в рамках договоренности с прокуратурой Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют в органы прокуратуры проекты наиболее важных законов, других актов для изучения и дачи заключения. Органы исполнительной власти всех уровней также направляют проекты нормативных правовых актов в органы прокуратуры. По результатам изучения проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры подготавливаются письменные мотивированные заключения об их соответствии федеральному законодательству. При этом прокуроры вправе предложить другую редакцию нормы, указать на необходимость внесения дополнений в виде новых статей или пунктов, отметить возможные негативные последствия принятия акта в представленном виде или невозможность принятия акта по причине несовершенства, нецелесообразности.

3. Участие представителей прокуратуры в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседании представительных (законодательных) и исполнительных органов власти.

Осуществляется на основании ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» посредством присутствия на заседаниях законодательных (представительных) органов власти (их палат, комитетов и комиссий), а также на заседаниях исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. При обсуждении проектов нормативных правовых актов, прежде всего рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех граждан, проживающих в границах соответствующего публично-правового образования, прокурор высказывает замечания и мнение о законности принимаемого акта в целом.


Приказом Генерального прокурора Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 No 144 “О правотворческой де- ятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления” и в Положение, утвержденное этим приказом» от 6 февраля 2013 г. No 56 прокурорам предложено составлять письменное заключение лишь при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов или нарушений правил юридической техники.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 г. No 155 обязывает прокуроров направлять руководителям комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов противоречий законам. В случае отклонения замечаний прокуроров на проекты законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления прокуроры должны направлять информацию высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации, главе муниципального образования с целью отклонения ими принятых нормативных правовых актов (п. 2.1). Оценивая проекты нормативных правовых актов с точки зрения соответствия федеральному законодательству, внося предложения по их совершенствованию, прокурор предупреждает принятие нормативных правовых актов, противоречащих законам, и способствует совершенствованию нормативных правовых актов.

4. Опротестование прокурорами незаконных нормативных правовых актов и участие в рассмотрении представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта реагирования. Результатом деятельности прокурора является отмена или изменение незаконного правового акта (его положения).


Принятие прокурорами мер к признанию нормативных правовых актов незаконными осуществляется путем обращения в суд с соответствующим заявлением. При удовлетворении требований прокурора судом такие акты признаются недействующими либо недействительными.

5. Внесение прокурорами в законодательные (представительные) органы власти, органы местного самоуправления, в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок). Названное право установлено ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Органы, наделенные правом законодательной инициативы, перечислены в ст. 104 Конституции Российской Федерации, в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.

6. Использование права законодательной инициативы.

Эффективной формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности является подготовка проектов модельных правовых актов, например для органов местного самоуправления.

7. Мониторинг исполнения законов в правотворчестве и соответствия разрабатываемых нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также правоприменительной практики. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в этой сфере.

Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 г. No 182 прокуратурой проводится работа по разъяснению законодательства с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами.

Один из актуальных участков работы региональных прокуроров — подготовка информационных писем о необходимости принятия или приведения в соответствие федеральному законодательству нормативных правовых актов.

Посредством участия в правотворчестве прокуроров уже на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов устраняются и предупреждаются нарушения законов, снижается нагрузка на надзорные подразделения, снижается объем работы по опротестованию и судебному оспариванию незаконных правовых актов.