Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 918

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Ведомственное нормотворчество прокуратуры делится на две части:

1. акты, подчиненные задачам прокурорского надзора и распространяющие свое действие на иные ОГВ, их ДЛ или имеющие международно-правовой характер: нормативные договоры, совместные с другими ФОГВ приказы, указания.

2. ведомственные НПА:

  • Приказы - издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. Приказами Генпрокурора РФ разграничиваются сферы ведения территориальных и специализированных прокуратур, решаются другие организационно-правовые вопросы.

  • Указания - как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской практики или результатов конкретных проверок.

  • Распоряжения – связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера.

  • Положения – определяют структурные подразделения.

  • Инструкции - определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности.

65. ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ КАК ФОРМА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют в органы прокуратуры проекты наиболее важных законов, других актов для изучения и дачи заключения. Органы исполнительной власти всех уровней также направляют проекты нормативных правовых актов в органы прокуратуры. По результатам изучения проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры подготавливаются письменные мотивированные заключения об их соответствии федеральному законодательству.

 При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актом общественных отношений и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду явного несовершенства.


В отдельных случаях прокурор, вообще, может высказаться о нецелесообразности принятия акта, например, когда общественные отношения в рассматриваемой сфере достаточно обстоятельно урегулированы ранее принятым актом или когда принятие акта, в силу противоречия его действующему законодательству, приведет к нарушениям прав и свобод граждан и другим негативным последствиям.

Давая правовую оценку проектам актов, с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам, и, с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов.

Участие прокуроров в правотворчестве является одним из организационных направлений деятельности прокуратуры РФ, которое можно определить как осуществляемый в пределах своих полномочий вид деятельности прокуратуры (прокуроров), направленный на установление соответствия законов, иных нормативных правовых актов, их проектов потребностям правового регулирования общественных отношений, необходимости принятия новых, совершенствования действующих нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, путем внесения в законодательные (представительные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, а также в органы исполнительной власти и местного самоуправления предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Основным направлением деятельности прокуратуры и основной её функцией является осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Говоря о связи функции участия в правотворческой деятельности с надзорной функцией, профессор В.Б. Ястребов отмечает, что именно осуществление надзорной функции дает тот основной материал, на котором базируются исходящие от прокуратуры предложения по разработке проектов новых законов, внесению изменений и дополнений в действующие нормы. Практика прокурорского надзора, по его мнению, показывает, каким приоритетам в прокурорской деятельности должно быть отдано предпочтение. Она способствует выбору оптимальных вариантов законодательных решений. Материалы надзорной практики играют существенную роль в определении действенного механизма исполнения законов, имеющего ключевое значение для обеспечения их жизнеспособности. Все вышеизложенное позволило В.Б.

Ястребову сделать вывод о том, что «Как функция прокуратуры участие в правотворческой деятельности своим осуществлением обязано надзорной функции».

Таким образом, функция участия в правотворческой деятельности предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов и учреждений, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированных нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Причем на различных этапах государственного строительства органы прокуратуры осуществляли функцию участия в правотворческой деятельности в различных формах.

66. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ УЧАСТИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Направления взаимодействия:

- взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;

- совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;

- совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

- совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

- участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

- участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;

- предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

Основные задачи взаимодействия:

- обеспечение участия прокуратуры в разработке региональных нормативных правовых актов;

- подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства;

- организация постоянного представительства прокуратуры в органах государственной власти субъекта Российской Федерации;

- обеспечение участия представителей прокуратуры в рассмотрении органами государственной власти субъекта Российской Федерации протестов и представлений прокуратуры;

- инициирование принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, необходимых для реализации федеральных законов;

- предотвращение принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Выполнение этих задач обеспечивается путем:

- внесения предложений в планы подготовки нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;


- внесения законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием права законодательной инициативы либо направлением законопроектов в органы, обладающие этим правом;

- участия в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- подготовки заключений на проекты нормативных правовых актов;

- информирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству;

- участия в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта;

- информирования подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением законодательства, о принятии акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

67. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Законе о прокуратуре уголовное преследование рассматривается как одно из направлений деятельности (функция) прокуратуры (п. 2 ст. 1). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя (п. 1 с. 35). Содержание этой деятельности, полномочия прокурора в данной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством.

Действующий УПК в п. 55 ст. 5 содержит определение данного понятия, где указано, что уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Сторону обвинения согласно п. 47 ст. 5 УПК представляют "прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель