Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 941
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ.
В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.
В рамках правового регулирования, установленного КАС РФ, участие прокурора в административном судопроизводстве представляет собой деятельность, направленную на защиту публичных интересов.
В КАС РФ отсутствует норма, прямо закрепляющая положение о том, что прокурор участвует в процессе в целях обеспечения законности, как это установлено, например, в ч. 5 ст. 52 АПК РФ. Участие прокурора в рассмотрении судом конкретных дел имеет своей конечной целью обеспечение прав и законных интересов отдельных граждан, интересов общества и государства в целом. При этом прокурор выступает в суде не от имени и по поручению судебных или иных государственных органов, а как самостоятельное лицо. участвующее в деле и действующее строго в рамках закона. Осуществляя свои полномочия, прокурор в административном судо производстве не может выходить за рамки прав и обязанностей. предоставленных КАС РФ участвующим в деле лицам.
Действующее законодательство предусматривает три формы участия прокурора в административном судопроизводстве:
а) путем обращения в суд с административным иском в защи ту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 39 КАС РФ;
6) путем вступления в процесс для дачи заключения в порядке ч. 7 ст. 49 КАС РФ и в случаях, установленных Кодексом. К таким случаям относятся, например, производства по делам:
-об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213КАС РФ);
- о защите избирательных прав и права на участие в референ думе граждан Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ); об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ст. 277 КАС РФ); о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС РФ);
в) путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции (ст. 295 КАС РФ), кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда (ст. 318 КАС РФ) и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных актов Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении дела принимал участие прокурор..
85. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел судами: правовое регулирование, значение направления деятельности
Нормативная база:
-
Приказ Генеральной прокуратуры РФ «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе» от 7 июля 2017 г. № 473; -
Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» от 19.02.2015 г. № 78; -
АПК РФ (ст. 52); -
ФЗ «О прокуратуре» (ст. 35); -
Разъяснения ВАС РФ
Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами является самостоятельным ненадзорным направлением деятельности прокуратуры. Самое редкое по участию среди ненадзорных.
Предмет – возмещение ущерба и устранение нарушений закона, отнесенных к подведомственности арбитражного суда, затрагивающих публичные интересы и возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Цель - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, публичных интересов и возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Цель достигается при помощи следующих задач:
-
Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; -
Защиты прав и законных интересов РФ, S РФ, МО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОГВ РФ, ее S, ОМС, иных органов, д/л в указанной сфере; -
Обеспечение доступности правосудия в указанной сфере, справедливое судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, кроме обязанности по уплате госпошлины. Однако, он располагает и рядом присущих только ему полномочий:
-
Обращение в суд (имеется ввиду преимущество прокурора по ряду случаев инициировать исковое производство, обращаться в суд в чьих-либо интересах и др); -
Вступление в процесс в целях обеспечения законности; -
Участие в рассмотрении дела; -
Обжалование судебных решений
Согласно части 1 ст. 52 АПК РФ Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
-
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; -
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; -
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; -
с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Обращение в ВС РФ направляет Генеральный прокурор или заместитель Генерального прокурора, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
Вторая форма участия - дача заключения. Тогда права и обязанности ЛУВД, а не истца.
Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Согласно п. 2 Приказа Генерального прокурора № 473: Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:
-
участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; -
рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц; -
участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций; -
участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; -
рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях; -
апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.
Правовые средства рассматриваются в неразрывной связи с полномочиями органов прокуратуры.
В данном направлении ПС подразделяются на 2 группы: применяемые до вынесения судебного акта и применяемые после вынесения судебного акта.
Первая группа:
средство выявление нарушения закона – прокурорская проверка К средствам реагирования относятся:
- процессуальные ненадзорные акты прокурорского реагирования;
- процессуальные ненадзорные средства, применяемые в зале судебного заседания (заключение прокурора, выступление прокурора и некоторые другие);
- сигнализационные (доклады, информации, информационные письма прокурора и т.д.)
Актами прокурорского реагирования являются жалоба прокурора и представление прокурора.
86. УЧАСТИЕ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ РАССМОТРЕНИИ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ СУДАМИ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа в том числе государственными заказчиками государственного оборонного заказа, головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не указанными в