Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 945
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
89. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РФ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 90. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РФ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩ АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.
Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов есть одно из направлений деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению соблюдения Конституции РФ, исполнения законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.
Прокурорский надзор за исполнением законов — одно из самых объемных направлений прокурорской деятельности. Учеными и практиками его принято называть «общим», поскольку он охватывает практически все сферы общественных отношений. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам правовых актов охватывает наибольшую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. Он оказывает существенное воздействие на общее состояние законности в стране, поскольку в нем заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры РФ. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов позитивно влияет на укрепление законности в том числе изменение криминогенной ситуации в стране. Прокурорский надзор за исполнением законов вполне обоснованно принято считать наиболее эффективным средством раннего предупреждения преступлений.
В теории и практике прокурорского надзора его принято подразделять на надзор за исполнением законов в сфере экономики и в социальной сфере. Так же также данное направление надзорной деятельности прокуратуры подразделяют на виды в зависимости от отраслей законодательства, например, надзор за исполнением, трудового, природоохранного законодательства и т.п.
Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ и соответствия законам правовых актов является основным направлением деятельности органов прокуратуры. Правовую основу данного направление надзора составляют ст. 21—25.1 гл. 1 «Надзор за исполнением законов» составляют разд. 3 «Прокурорский надзор» Закона о прокуратуре и по сути своей является базовым направлением надзора, обеспечивающим достижение основных целей деятельности прокуратуры РФ, а также приказами Генерального прокурора РФ, в частности, от 7 декабря 2007 г. № 195 (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Предметом надзора является за соблюдение Конституции РФ, исполнение законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.
В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре предмет прокурорского включает в себя:
-соблюдение Конституции Российской Федерации;
-исполнение законов действующих на территории РФ поднадзорными субъектами;
-соответствие законам правовых актов, которые издаются поднадзорными субъектами.3
Под соблюдением Конституции РФ следует понимать следование установленным запретам, воздержание от действий, нарушающих положения, установленные в основном законе страны. Следовательно, соблюдение закона есть ни что иное как пассивное поведение поднадзорных субъектов.
Наиболее объемный элемент надзора –это исполнение закона. Это активная деятельность поднадзорных субъектов, выраженная в реализации норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Исполнение закона выражается в виде действий или правовых актов, служащих формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности.
Правовые акты, издаваемые поднадзорными субъектами и объектами в данном направлении прокурорского надзора это: имеющие поднадзорный характер, принимающиеся в целях реализации законов, содержащие в своей основе закрепленные в законе положения, издаваемые в соответствии с действующем законодательством, порождающие изменяющие или прекращающие определенные правоотношения акты.
Правовые акты могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, указаний, решений, инструкций, положений и т.д.
Надзор за соответствием правовых актов законам является составной частью предмета вторым элементом данного направления надзорной деятельности прокуратуры. Он имеет особое значение и представляет собой отдельное направление прокурорского надзора в составе надзора за исполнением законов и законности правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением международных договоров РФ, ратифицированных в установленном законом порядке, которые являются согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России.
Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов, но не подзаконных актов. Они призваны осуществлять надзор за законностью подзаконных правовых актов, но не за их исполнением. Следовательно, как деятельность, так и правовые акты поднадзорных объектов и субъектов прокуратурой РФ оцениваются лишь с точки зрения соответствия закону.
Цели надзора - точное и единообразное исполнение законов всеми поднадзорными органами, должностными лицами и гражданами, а также соответствие закону правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля и другими органами являющихся поднадзорными объектами в данном направлении прокурорского надзора.
Задачи – выявление и устранение выявленных нарушений закона, предупреждение преступлений и других нарушений закона ; активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленных на обеспечение исполнения закона и подзаконных актов; проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания и ответственности за совершение нарушений закона; выявление проблем действующего законодательства и внесение соответствующих предложений в представительные органы и органы обладающие правом законодательной инициативы; информирование общества о работе органов прокуратуры и состояния законности; совершенствование правовой культуры поднадзорных субъектов.
Объектом надзора за соблюдением Конституции РФ исполнением законов и соответствия законам правовых актов являются совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.
Субъекты надзора — совокупность поднадзорных органам прокуратуры должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.
Объекты и субъекты за законностью деятельности которых осуществляет надзор органы прокуратуры РФ в рамках указанного направления перечислены в ст. 21 Закона о прокуратуре к ним относятся: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Важное значение для обеспечения действенного надзора в данном направлении деятельности прокуратуры имеет точное определение пределов прокурорского надзора. Пределы есть границы правовых требований по исполнению определенного характеру законодательства объектами и субъектами прокурорского надзора в данном направлении прокурорской деятельности.
Пределы данного направления прокурорского надзора установлены по:
— предмету (прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, а только за исполнением законов);
— кругу объектов и субъектов надзора (по общему правилу прокурорский надзор не распространяется на деятельность по исполнению законов высшими должностными лицами государства, судами и гражданами);
— характеру прокурорского надзора и мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их
причин и способствующих им условий, и др. (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлены также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализации организационных форм деятельности прокуратуры).
При осуществлении надзора в данном направлении прокурорской деятельности органы прокуратуры РФ: во-первых, не подменяют иные государственные органы, включая органы контроля, а проводят проверки на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования; во –вторых не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).
Правовое регулирование Органы прокуратуры при осуществлении надзора в данном направлении руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции РФ, прямом ее действии и применении на всей территории России; положениями законов РФ, действующих на территории Российской Федерации, Кодексом законов об административных правонарушениях РФ — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.),Трудовым кодексом РФ — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и многими другими. При этом следует отметить, что нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в тех или иных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ, например: Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изм. от 28 марта 1997 г.). Общие предметы ведения прокуратуры, функции и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе о прокуратуре РФ. Кроме того, деятельность прокурора в данном направлении прокурорского надзора регулируется ведомственными актами Генерального прокурора РФ, например: Приказ Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 N 211 (в ред. от 09.02.2012) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»; Приказ Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2018 года N 723 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе».
91. СТРУКТУРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РФ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.