Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможны только по инициативе сторон и служат дополнительной гарантией принятия правосудного решения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, так как в рамках данных стадий осуществляется проверка уже вступившего в законную силу решения. Такими стадиями являются: пересмотр дела в кассационном порядке; пересмотр дела в порядке надзора; возобновление производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Унифицированные и дифференцированные стадии если раскрыть содержание каждой из стадий российского уголовного процесса, то станет ясно, что некоторые из них существуют в единой процессуальной форме, тогда как за наименованием других скрываются различные производства, не дающие возможность рассматривать данную стадию как единое неделимое целое и предполагающие ответ на вопрос, в какой форме проходит уголовное дело через данную стадию при тех или иных условиях. В первом случае мы имеем дело с так называемыми унифицированными стадиями российского уголовного процесса, иллюстрирующими идею уголовно-процессуальной унификации (единства процессуальной формы). В качестве примеров унифицированных стадий можно привести, допустим, производство в апелляционной и кассационной инстанциях. Во втором случае речь идет о дифференцированных стадиях российского уголовного процесса, что отражает противоположную идею – уголовно-процессуальной дифференциации. Например, не существует единой стадии предварительного расследования: производство в данной стадии осуществляется в форме либо предварительного следствия, либо дознания (стандартного или ускоренного). Точно так же стадия подготовки к судебному заседанию имеет место либо в общем порядке, либо в форме предварительного слушания. Самой яркой иллюстрацией дифференцированной стадии является судебное разбирательство, где дело может рассматриваться 1) в ординарном порядке; 2) с участием присяжных заседателей (суд присяжных); 3) у мировой судьи (дела частного обвинения); 4) в особых порядках (гл. 40 и 411 УПК РФ)

Ординарные и экстраординарные стадии. Юридико-технические задачи уголовного процесса направлены на разрешение судом по существу основного материально-правового вопроса уголовного дела – о преступлении и о наказании. После вступления приговора в законную силу данные задачи можно считать решенными, в силу чего приговор подлежит исполнению, а презумпция невиновности становится либо опровергнутой (при обвинительном приговоре), либо подтвержденной (при оправдательном приговоре). Именно вступление приговора в законную силу является водоразделом, отделяющим ординарные стадии уголовного процесса от экстраординарных. Ординарными являются те стадии, без прохождения которых (предварительное расследование, судебное разбирательство и др.) или без предоставления права на которые (апелляция) дело не может быть разрешено по существу, а приговор постановлен и вступить в силу. После этого задачи уголовного процесса по конкретному делу юридически являются достигнутыми, в силу чего любое дальнейшее производство должно иметь исключительный (экстраординарный) характер и быть связано только с исправлением серьезных правовых или фактических ошибок, допущенных при разрешении дела. Поэтому стадии, с помощью которых в необходимых случаях обеспечивается такой пересмотр (кассация, надзор, пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), являются для уголовного процесса экстраординарными и не обусловлены нормальным планомерным развитием производства по уголовному делу, которое после вступления приговора в законную силу уже невозможно и нежелательно, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения стабильности судебных решений. Особняком в рамках данной классификации стоит стадия исполнения приговора, которая имеет место после вступления приговора в законную силу, но относится к числу ординарных.


113. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА, УКАЗАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА И ПРИКАЗОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА.

УПК РФ Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом (УПК), основанным на Конституции Российской Федерации.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Источники УПП:



В теории уголовного процесса нет единого подхода к пониманию источников уголовно-процессуального права, однако общие положения закреплены в ст. 1 УПК РФ, в соответствии с которым порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации.

В свою очередь источники уголовно-процессуального права образуют уголовно процессуальное законодательство, в состав которого входит и УПК РФ. Понятия «источники уголовно-процессуального права» и «уголовно-процессуальное законодательство» принято рассматривать как тождественные.

Но не следует отождествлять понятия «уголовно-процессуальное законодательство» и «уголовно процессуальное право». Последнее по своему содержанию шире и включает в себя уголовно-процессуальные источники.

1. Конституция

как основной закон государства закрепляет фундаментальные, базовые положения государственного устройства и статуса личности. Среди этих положений имеется ряд норм, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством. Так, ст. 48 Конституции РФ содержит один из важнейших постулатов правового общества - право каждого на адвокатскую помощь. В ст. 51 Конституции гарантировано право человека не свидетельствовать против себя и своих близких. В ч. З ст. 123 Конституции РФ указано, что "судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон".



Значение конституционных положений состоит в том, что, во-первых, они служат фундаментом формирования отраслевого законодательства. Разрабатывая уголовно-процессуальный кодекс РФ, его авторы брали нормы Конституции РФ в качестве исходных требований и реализовывали их в ряде уголовно-процессуальных норм.

из причин многочисленных изменений и дополнений, внесенных в УПК РФ за период его действия. Значение конституционных требований, во-вторых, заключается в их приоритетном характере перед отраслевым законодательством. "Закон и иные правовые акты, - сказано в ч.1 ст. 15 Конституции РФ, - не должны противоречить Конституции РФ". Если обнаруживается несоответствие норм УПК положениям Конституции РФ, то такие нормы подлежат отмене. Именно в этом состоит одно из направлений деятельности Конституционного Суда России, который своими решениями существенно корректирует действующий УПК РФ. И, наконец, в-третьих, значение конституционных требований в том, что они имеют характер прямого действия (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что если в УПК РФ имеется пробел в регламентации той или иной ситуации, а на конституционном уровне есть соответствующая норма, то она подлежит непосредственному применению по уголовному делу. Например, в УПК РФ не сказано, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, имеет в стадии возбуждения уголовного дела право на адвоката-защитника. Однако по смыслу ст. 48 Конституции РФ — это право не может ограничиваться в зависимости от особенностей той или иной стадии. Поэтому адвокат допускается к защите лица и в стадии возбуждения уголовного дела.

2. МПА

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»10 установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.


Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.). К общепризнанным международно-правовым документам относятся: - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; - Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказаний 1975 г.; - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказаний 1984 г.; - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанную странами-участниками СНГ 1993 г.

Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, в Бюллетене международных договоров, размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru) в порядке, установленном статьей 30 указанного Федерального закона. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов. Международный договор имеет приоритет над внутренним законодательством лишь в том случае, если согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, в противном случае, данные договоры имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (часть 4 статьи 15, статьи 90, 113 Конституции Российской Федерации).


3. ФКЗ

Регламентируют судопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении»2, «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно процессуального характера. В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» устанавливает порядок привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

4. ФЗ

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации является основным источником уголовно-процессуального права, которым устанавливаются правила уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

Имеется решение КС4 по жалобе – приоритет УПК не является безусловным.

«федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений; в случае коллизии законов закрепленный положениями статьи 7 УПК Российской Федерации приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации действует при условии, что речь идет о правовом регулировании именно уголовно-процессуальных отношений, поскольку уголовное судопроизводство представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования, юридической формой уголовно-процессуальных отношений является уголовно-процессуальное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства Российской Федерации, и установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по общему правилу, - согласно самой сути и природе уголовно-процессуального закона - должно быть согласовано с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами не является безусловным, поскольку он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов