Файл: 1. Характеристика основных теорий финансовых рисков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23. Социальные методы управления рисками
Основной целью применения социальных методов управления рисками является формирование в организации единого коллектива, ориентированного на достижение общей цели. В рамках социального управления выделяют три основных направления:
Формирование реальной власти и лидерства в организации. Устойчивая реальная власть в организации позволяет минимизировать потенциальную возможность возникновения ситуаций риска в ее деятельности. Рационализация формальной и неформальной структуры коллектива.
В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон личности и препятствующим проявлению худших, человек ведет себя положительно по отношению к товарищам по группе. В благоприятном социально – психологическом климате работники охотнее принимают на себя ответственность за рисковые ситуации.
Создание и развитие корпоративной культуры. Именно в процессе формирования и поддержания корпоративной культуры создается определенное отношение к возможностям риска, вырабатываются нормы поведения в рисковых ситуациях, приемлемые в данной организации.
24. Методы финансирования рисков и их особенности
Финансирование рисков подразумевает покрытие убытков, возникающих вследствие наступления рисковой ситуации. Существующие на данный момент методы позволяют выбрать один из следующих источников средств:
1)Метод покрытия убытка из текущего дохода используется достаточно часто, т. к. в большинстве случаев суммы ущербов невелики, и компания самостоятельно справляется с ними. Однако следует учитывать финансовое и экономическое состояние предприятия на момент реализации риска. Для определения целесообразности применения этого метода следует точно рассчитать пороговое значение ущерба, превышение которого ведет к отказу от данного метода. 2) Покрытие убытка из резервов: предполагается, что на предприятии создаются резервные фонды, специально предназначенные для покрытия убытков от реализации рисков. Определенную сложность составляет определение размера резервов. Слишком малый размер не позволит в достаточной мере обеспечить защиту от риска, а слишком высокий вызовет отвлечение неоправданно больших сумм из оборота компании.
3)Покрытие убытка за счет использования займа используется, если фирма может рассчитывать на получение кредита. Но при крупных размерах убытка кредитная организация может отказать в предоставлении средств. Даже если кредит все-таки предоставлен, остается риск, что условия возврата будут очень жесткими в силу оценки кредитором риска невозврата. 4)Покрытие убытка на основе самострахования. Суть здесь заключается в том, что организация создает страховые фонды, предназначенные для покрытия убытков. Метод самострахования применяется в условиях наличия большого числа однородных рисков. Пороговые значения вероятного ущерба рассчитываются на основе данных о финансовых возможностях группы предприятий в целом. 5)Покрытие убытка на основе страхования. Здесь ответственность за возмещение возможного ущерба передается страховой компании. Причем возмещение ущерба может быть переложено как частично, так и полностью. 6) Покрытие убытка на основе нестрахового пула. Пулом может выступать специальный фонд взаимопомощи, созданный объединением предпринимателей. В данном случае участие фирмы в возмещении ущерба снижается за счет софинансирования. 7)Покрытие ущерба за счет передачи ответственности на основе договора. В данном случае финансирование ущерба передается другому субъекту на основе заключенного договора (хеджирование). Суть хеджирования сводится к ограничению прибылей и убытков, возникающих вследствие изменения цен на товары, курсов валют и т.д. 8) Покрытие убытка на основе поддержки государственных органов. Здесь часть возмещения ущерба от реализации риска ложится на государственные или муниципальные органы. Очевидно, что применение данного метода зависит от возможности привлечения подобной поддержки. 9)Покрытие убытка на основе спонсорства предполагает снижение риска за счет привлечения спонсора. На использование этого инструмента сложно рассчитывать до возникновения ущерба.
25. Технология управления рисками
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
2. Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
5. Планирование реагирования на риски- определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что мы рассматриваем здесь представленные как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.
Необходимо перейти в управлении риском к интегрированному подходу, в котором средства и методы совместно используются на всем предприятии, а в управлении компанией есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный подход - это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.
26. Планирование в системе риск- менеджмента
Планирование и создание системы управления рисками должно быть обосновано исходя из масштабов самой компании, реализующей инвестиционный проект, частоты реализации проектов и объема средств, затрачиваемых на реализацию. При этом необходимо отметить, что, говоря о планировании процесса управления рисками, речь идет о комплексном подходе к оценке рисков, а главное о разработке мероприятий для минимизации негативных последствий от факторов риска.
План управления рисками должен содержать описание структуры процесса, методологию идентификации рисков, их качественный и количественный анализ
, а также выработку рекомендаций по возможным способам и методам выявленных рисков.
Компания, не относящаяся к кредитным организациям не обязана создавать комплексную систему оценки рисков. При этом наличие данной системы в нефинансовой организации, во-первых, увеличит инвестиционную привлекательность данной компании, так как снизит рискованность операций с данным контрагентом за счет улучшения качества корпоративного управления, во-вторых, эффективность деятельности компании может быть повышена за счет адекватно построенной системы оценки рисков и использования механизмов своевременного их предотвращения и минимизации.
Рассмотрим основные пункты, которые целесообразно включить в план по управлению рисками: 1. Методологическая база. Предполагает создание и определение методов подходов и процедур к управлению рисками, источники данных, которые могут быть задействованы в указанном процессе, обосновывается уместность использования соответствующих методов управления рисками. 2. Координация, ответственность и контроль лиц, осуществляющих управление риском. Указывается процедура взаимодействия подразделений организации, а также их ответственность. 3. Уточнение процедур, входящих в мониторинг рисков, их периодичность. Определяются процедуры, используемые для периодического мониторинга рисков, выделяются индикаторы, которые могут свидетельствовать об увеличении/снижении рискованности инвестиций. 4. Определение совокупного риска, который может принять на себя организация. 5. Отчетность подразделения, ответственного за оценку рисков. Унификация документооборота между подразделениями и донесения информации до руководства организации.
При оценке рисков проекта необходимо учитывать и такой субъективный фактор как склонность к риску. Управление рисками находится в обратной зависимости от уровня принятия риска участниками реализации проекта. Чем выше толерантность к риску участников проекта, тем меньше будут использоваться дополнительные инструменты минимизации рисков, как, например, страхование, хеджирование и т.д.
27. Организационные функции управления рисками
В группе функций управления финансовыми рисками предприятия как управляющей системы основными являются: 1. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений: должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей системы управления финансовыми рисками; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности, организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка. 2. Осуществление риск-анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия: проводятся экспресс- и углубленный риск-анализ отдельных финансовых операций, финансовых сделок отдельных дочерних предприятий и внутренних "центров ответственности", финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений. 3. Осуществление риск-планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям, которая связана с разработкой системы планов и оперативных бюджетов по основным направлениям защиты предприятия от возможных финансовых угроз внешнего и внутреннего характера, обеспечивающих нейтрализацию идентифицированных финансовых рисков. Основой такого планирования является разработанная стратегия финансового риск-менеджмента, требующая конкретизации на каждом этапе его развития. 4. Осуществление эффективного контроля реализации принятых рисковых решений - связана с созданием соответствующих систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и риск-менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.
Целью данной функции является создание в системе управления рисками механизмов, обеспечивающих процесс управления рисками всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными и пр.).
На подготовительном этапе оценивается потребность в ресурсах для управления каждым видом риска, устанавливаются источники и механизмы поставки этих ресурсов, определяются затраты (рассчитывается стоимость рисков). Затем предполагаемые издержки на управление рисками сравниваются с потерями, которые может понести организация, если подвергнется рассматриваемым рискам при отсутствии СУР. Если издержки на реализацию какой-либо технологии управления риском превышают возможные потери от соответствующего фактора риска, то такая технология неэффективна и не может быть рекомендована к применению. К моменту окончания подготовительного этапа все необходимые для запуска процесса ресурсы должны быть сосредоточены в требуемой форме (в финансовой, материальной и т. п.), в заданном месте и в установленном количестве.
После запуска процесса управления рисками его финансовое, материальное и иное обеспечение осуществляются в реальном масштабе времени.
28. Оценка эффективности управления рисками
Методы воздействия на риск - снижение, страхование, самострахование.
Снижение риска требует внедрения безопасных технологий и материалов, улучшения систем контроля, страхование - уплаты страховой премии, самострахование — отчислений в резервный фонд. При этом конечный эффект от данных мер можно оценить по степени компенсации или устранения возможных убытков в будущем. Если соотнести затраты на управление риском и степень снижения будущих убытков, то можно получить оценку эффективности мер по управлению риском. С точки зрения общей устойчивости предприятия можно также оценить эффективность различных методов управления риском. Например, в ситуации, когда предприятие инвестирует денежные средства в более совершенное оборудование или технологию.
Для целей снижения риска больше подходит такой метод, как страхование. Дело в том, что начиная с определенного уровня, затраты па прямое снижение риска растут более быстрыми темпами, чем снижается сам риск. Таким образом, повышение надежности на 1% требует затрат больше, чем 1%. Такой