Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии и гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения; в сфере занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы
12 департаментов составляют Центральный аппарат министерва.
В ведении департаментов находятся различные отрасли в рамках деятельности Министерства. Рассмотрим их подробнее.
1.
Департамент комплексного анализа и прогнозирования
занимается:
разработкой основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
разработкой планов работы и показателей деятельности
Министерства по реализации утвержденных основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально- экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
анализом, статистикой и прогнозированием развития труда и социальной защиты, социального обслуживания, выработки на этой основе рекомендаций по планированию и реализации мероприятий;
политикой доходов и уровня жизни населения;
комплексным анализрм реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты в субъектах РФ.
2.
Департамент демографической политики и социальной
защиты населения
К рассматриваемым проблемам департамента можно отнести:
демографическую политику и гендерное равенство;
12 департаментов составляют Центральный аппарат министерва.
В ведении департаментов находятся различные отрасли в рамках деятельности Министерства. Рассмотрим их подробнее.
1.
Департамент комплексного анализа и прогнозирования
занимается:
разработкой основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
разработкой планов работы и показателей деятельности
Министерства по реализации утвержденных основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально- экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
анализом, статистикой и прогнозированием развития труда и социальной защиты, социального обслуживания, выработки на этой основе рекомендаций по планированию и реализации мероприятий;
политикой доходов и уровня жизни населения;
комплексным анализрм реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты в субъектах РФ.
2.
Департамент демографической политики и социальной
защиты населения
К рассматриваемым проблемам департамента можно отнести:
демографическую политику и гендерное равенство;
социальную защиту населения;
опеку и и попечительство в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
социальную поддержку ветеранов и членов их семей;
социальное обслуживание населения и предоставления социальных услуг.
3. Департамент по делам инвалидов занимается:
совершенствованием законодательства и выработкой единой стратегии в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов;
разработкой и реализацией государственной программы по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей;
нормативно-правовым регулированием и организацией проведения медико-социальной экспертизы;
организацией деятельности по социальной реабилитации инвалидов;
взаимодействием и государственной поддержкой деятельности общественных объединений инвалидов;
4.
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и
социального партнерства в своем ведении содержит вопросы:
трудовых отношений;
оплаты труда;
социального партнерства.
5. Департамент условий и охраны труда
6. Департамент занятости населения занимается рассмотрением вопросов:
занятости населения и безработицы;
трудовой миграции;
альтернативной гражданской службы.
7. Департамент пенсионного обеспечения рассматривает:
Обязательное и дополнительное пенсионное страхование;
государственное и негосударственное пенсионное обеспечение;
дополнительное материальное обеспечение, дополнительное социальное обеспечение и иные виды обеспечения, устанавливаемые дополнительно к трудовым пенсиям, пенсиям по государственному пенсионному обеспечению;
подготовку и реализацию международных договоров по вопросам обязательного и дополнительного пенсионного страхования, государственного пенсионного обеспечения;
координацию деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации.
8. Департамент развития социального страхования занимается:
выработкой тарифной политики в области страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательное медицинское страхование
нормативно-правовым регулированием в сфере социального страхования, включая исчисление и уплату (перечисление) страховых взносов в ФСС России, ПФР и ФОМС
подготовкой и реализацией международных договоров по вопросам обязательного социального страхования;
координацией деятельности ФСС России и ПФР по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
9.
Департамент
государственной
политики
в
сфере
государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции
регулирует вопросы в сфере:
формирования кадрового состава гражданской службы и внедрения кадровых технологий;
противодействия коррупции в сфере госуправления;
институционального развития гражданской службы и системы госуправления;
профессионального развития государственных гражданских служащих;
прохождения гражданской службы;
планирования и определения численности гражданских служащих;
разработки, консультативно-методического обеспечения и контроля за выполнением мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях;
методического обеспечения мер, направленных на развитие муниципальной службы.
10. Департамент правовой и международной деятельности к свои
функциям относит:
организацию нормативно-правовой деятельности в сфере компетенции Министерства;
методическое руководство деятельностью департаментов
Министерства по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
организацию работы по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности;
организацию судебной и договорной работы в установленной сфере деятельности.
11. Финансовый департамент занимается:
Организацией работы по формированию и исполнению федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов Министерства;
осуществлением координации работы по выработке приоритетов бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты;
организацией финансового контроля финансово – хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса организаций, подведомственных Министерству;
организацией мероприятий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
организацией, реорганизацией, ликвидацией, деятельности и развития, подведомственных Министерству организаций.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 23
12. Департамент управления делами ведет работу в сфере:
организации документационного обеспечения;
организационного обеспечения подготовки и проведения мероприятий;
организации приема граждан и обеспечения деятельности общественной приемной Министерства;
организации работ по созданию, внедрению, эксплуатации и развитию информационных систем;
прохождения государственной гражданской службы и противодействия коррупции в системе Министерства.
В подчинении центрального аппарата министерства находятся координируемая служба Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР),
Фонд социального страхования а также подведомственные организации.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - орган исполнительной власти в Российской Федерации, в ведении которого находятся контроль и надзор в сфере труда, занятости, альтернативной службе и социальной защиты, другие.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – социальный институт, который исполняет функции системы по оказанию услуг в сфере социального обеспечения.
В структуру Пенсионного фонда Российской Федерации входит 7
Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения
Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур
(Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.
К функциям Пенсионного фонда Российской Федерации могут быть отнесены:
установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
выдача государственных сертификатов на материнский
(семейный) капитал;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
реализация международных соглашений.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)
регулирует отношения в сфере:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Полномочия
Министерства труда и социальной защиты регламентированы Постановление Правительства РФ №610 от 19.06.2012
«Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты
РФ». Министерство наделено широким рядом функций в сфере нормативно- правового регулирования в сферах своей деятельности. Также за
Министерством труда и социальной защиты РФ закреплено право самостоятельно принимать нормативно-правовые акты по вопросам:
Порядка исчисления нормы рабочего времени на определѐнные календарные периоды в зависимости о установленной рабочей недели;
Порядка проведения аттестации рабочих мест;
Определения перечня работ, на которые не допускаются работники в возрасте до 18 лет;
Формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек;
Критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
Другие.
1
ПРУП_Лекция 9_Особенности регулирования труда отдельных категорий
работников
1.
Понятие единства и дифференциации правового регулирования труда
Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК).
Такие особенности предусмотрены разд. XII Трудового кодекса.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
Вместе с тем трудовое право регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая дифференциация обеспечивает подлинное равенство.
В науке трудового права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы
(
вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения ра- ботника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.
Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъектная дифференциация), т. е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих.
Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК).
Такие особенности предусмотрены разд. XII Трудового кодекса. Наиболее важные из них будут рассмотрены в следующих параграфах.
2. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными
обязанностями
Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями обусловлены особой заботой государства об указанных лицах. Прежде всего, это проявляется в ограничении применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Перечни таких работ утверждаются Правительством РФ.