Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Продолжение таблицы 1
Работник, постоянно проживающий в РФ
Не требуются Не требуются
Нет
Работник, временно проживающий в РФ
Не требуются Не требуются
Работник может работать только на территории того субъекта РФ, в котором имеет право временного проживания (исключение – п. 6 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, п. 2 приложения к Приказу
Минздравсоцразвития
России от 28.07.2010 № 564
н)
Работник, временно пребывающий в РФ в безвизовом порядке
Патент
Не требуется
Работник может работать только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент
Работник, временно пребывающий в РФ на основании визы
Разрешение на работу
(
исключение – сотрудники, указанные в п.
4 ст. 13 Закона
№ 115-ФЗ)
Разрешение на привлечение иностранного работника
Работник может работать только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдано разрешение на работу (исключение – п. 6 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, п. 2 приложения к Приказу
Минздравсоцразвития
России от 28.07.2010 № 564
н).Работник может быть принят только на должность, указанную в разрешении на работу
Работник – высококвалифицированный специалист
Разрешение на работу
Не требуется
В соответствии с разрешением на работу работник может работать в одном или нескольких субъектах РФ, также разрешение на работу может действовать на всей территории РФ. Работник не может привлекаться для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью.
Ограниченно привлечение к труду в сфере торговли
8
Ответственность за нарушение миграционного законодательства
Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за незаконное привлечение к труду иностранных граждан
(
ст.18.15). Максимальный размер штрафа по данной статье составляет для граждан – от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц – от 25 000 до
50 000 рублей, для юридических лиц – от 250 000 до 800 000 рублей с возможностью административного приостановления деятельности юридического лица до 90 суток.
Одновременно примечанием к данной статье установлено, что административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранного работника, то есть окончательный размер штрафа будет дифференцирован в зависимости от количества незаконно привлеченных к трудовой деятельности иностранных граждан.
Статьями 18.16-18.17 Кодекса устанавливается ответственность за нарушение правил привлечения иностранных работников и лиц без гражданства к трудовой детальности, осуществляемой на торговых объектах, и несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов работ.
Последние изменения в миграционном законодательстве в 2016
году
1.
Ограничения на прием иностранцев. В соответствии с Указом
Президента РФ от 28.11.2015 № 583 с 1 января 2016 года устанавливается запрет на прием на работу граждан Турции. Однако если гражданин Турции состоял в трудовых отношениях с работодателем на 31.12.2015, то такого сотрудника увольнять не нужно, более того, в 2016 году работодатель имеет право заключать (перезаключать, продлевать срок действия) трудовые
9 договоры с данными работниками (абз. 3 подп. «в» п. 9 Постановления
Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296).
Также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1458 утвержден перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием на работу граждан Турции.
2.
Функции ФМС переданы МВД. В соответствии с Указом
Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 01 июля 2016 года ее функции и полномочия переданы в
Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел
РФ.
Теперь работодатели уведомляют о приеме и увольнении иностранных граждан Главное управление по вопросам миграции МВД
России или его территориальные органы.
1
Лекция 11. Социальное право. Право социального обеспечения в части, относящейся к социально-трудовой сфере. Деятельность
Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной службы по труду и занятости в части соблюдения социальных прав работающих граждан.
1.
Общая характеристика системы социального обеспечения
работающих граждан.
Социальное право - это комплексная отрасль права, которая является системой норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением социальной защиты населения с целью смягчения социальной напряженности в обществе.
Рассмотрим основы социальной защиты работающих граждан посредством функционирования системы обязательного социального страхования. Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации трудящимися конституционного права на социальную защиту.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ создана и функционирует
система
обязательного
социального
страхования, страховщиком в которой выступают государственные внебюджетные фонды.
Эта система включает в себя мероприятия правового, экономического
и организационного характера. Цель функционирования системы: минимизация для граждан последствий наступления рисковых обстоятельств.
Основные виды рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию
1.
достижение пенсионного возраста;
2.
наступление инвалидности;
3.
потеря кормильца;
4.
заболевание, травма;
5.
несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
6.
беременность и роды;
7.
рождение ребенка;
8.
необходимость ухода за ребенком в возрасте до полутора лет;
Характеристика видов обязательного социального страхования
2 представлена в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Структура обязательного социального страхования
Застрахованными лицами в системе обязательного социального
Вид
страхования
Страховщик
Форма
страхового
обеспечения
Пенсионно е страхование
Пенсионный фонд РФ
Страховая пенсия
Пенсионный фонд
РФ или негосударственный пенсионный фонд
Накопительная пенсия
Федеральный бюджет
Государственная пенсия
Страхован ие на случай временной нетрудоспособн ости и в связи с материнством
Фонд социального страхования
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, другие пособия, оплата путевок на санаторно- курортное лечение
Медицинс кое страхование
Фонд медицинского страхования, страховые медицинские организации
Медицинские услуги
Страхован ие от несчастных случаев на производстве и профессиональн ых заболеваний
Фонд социального страхования
Пособия по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного
3 страхования являются граждане Российской Федерации работающие, а в случаях предусмотренных законодательством и не работающие.
Страхователями выступают работодатели либо органы исполнительной власти.
Экономический механизм снижения перечисленных социальных рисков предполагает:
- формирование специализированных фондов денежных средств за счет взносов страхователей;
- последующее распределение фондов на социальные выплаты социального обеспечения, либо на финансирование не денежных видов социального обеспечения.
В качестве плательщиков страховых взносов выступают, во-первых, работодатели, во-вторых, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели и др.). Если индивидуальный предприниматель использует труд наемных лиц, то он обязан уплачивать взносы по двум основаниям: за себя и за работников.
Работодатели, в связи с участием в системе социального страхования, должны выполнять ряд обязанностей:
1.
Зарегистрироваться в страховых фондах. При создании юридического лица, а также при регистрации индивидуального предпринимателя регистрация осуществляется автоматически. Если же индивидуальный предприниматель начинает использовать труд наемных лиц, то он должен зарегистрироваться в Пенсионном фонде (далее – ПФ) и
Фонде обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) в течение
30 дней с даты подписания первого договора с работником, а в Фонде социального страхования (далее – ФСС) – в срок до 10 дней.
2.
Уплачивать страховые взносы. База для расчета страховых взносов служат выплаты в пользу работников. Взносы уплачиваются ежемесячно в срок до 15 числа месяца следующего за месяцем за который производится платеж. Индивидуальные предприниматели взносы за себя обязаны уплатить до окончания страхового года.
3.
Предоставлять в фонды и (или) налоговому органу сведения для
ведения
индивидуального
(
персонифицированного)
учета
уплаченных страховых взносов. В ПФ данные представляются ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца следующего за отчетным кварталом.
4.
Вести учет начислений страховых взносов и предоставлять
страховщику и (или) налоговому органу отчетность. Расчет по
4 страховым взносам, начисленным и перечисленным в ПФ и в фонды ОМС, предоставляется только в ПФ. Срок и периодичность предоставления Расчета - ежеквартально до 15-го числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. Для предоставления расчета по начисленным и уплаченным взносам в ФСС, а также расходам на выплату страхового обеспечения предусмотрена также ежеквартальная периодичность, но сроки более сжатые: до 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом.
5.
Предоставлять страховщику и (или) налоговому органу для
проверки документы по учету и перечислению страховых взносов,
расходованию средств ФСС.
6.
Выплачивать
некоторые
виды
страхового
обеспечения
застрахованным лицам при наступлении страховых случаев. В частности, работодатели выплачивают пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие выплаты.
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; на обязательное медицинское страхование регламентируются главой 34 Налогового Кодекса РФ.
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентируется
Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07. 1998 № 125-ФЗ.
Тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента;
- на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 0,2 до 8,5 процента в зависимости от класса профессионального риска.
5
2.
Пенсионное страхование
В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:
Государственное пенсионное обеспечение,
Обязательное пенсионное страхование,
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Государственные
– назначаются федеральным служащим, военнослужащим, участникам
Великой
Отечественной
Войны, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам.
Основной регламентирующий законодательный акт - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Виды государственных пенсий:
•
за выслугу лет;
•
по старости;
•
по инвалидности;
•
социальные.
Страховые пенсии назначаются лицам, работающим по найму и самостоятельно обеспечивающие себя работой в рамках обязательного пенсионного страхования. Основной регламентирующий законодательный акт - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Виды трудовых пенсий:
•
по старости (по достижению пенсионного возраста, который составляет для женщин 55 лет, для мужчин – 60 лет);
•
по инвалидности;
•
по случаю потери кормильца.
Негосударственные пенсии выплачиваются в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируются за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
3. Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
6
с материнством
Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Законом определен перечень страховых случаев:
1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
2) беременность и роды;
3) рождение ребенка;
4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Организации-работодатели выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам (работникам). А затем ФСС компенсирует работодателям расходы на выплату пособий. Схема денежных потоков, свойственная для страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, представлена на рисунке 4.5.
Рис
унок 4.5. Схема денежных потоков при страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Организация финансирования пособий может осуществляться одним из следующих вариантов:
C
трахователи
ФСС
Застрахованные граждане взносы
Компенсация пособий
Пособия
7
- страхователи выплачивают пособия из имеющихся у них денежных средств, а суммы страховых взносов, подлежащих уплате в фонд социального страхования уменьшают на суммы выплаченных пособий;
- страхователи выплачивают пособия из имеющихся у них денежных средств, а затем обращаются с заявлением в фонд социального страхования о компенсации сумм выплаченных пособий;
- при отсутствии у страхователя денежных средств на выплату пособия, страхователи обращаются в фонд социального страхования с заявлением о выделении средств для осуществления выплаты.
В таблице 4.4. представлены виды пособий и база для их расчета. Для некоторых видов пособий законодательно устанавливается фиксированная величина. Сумма этих пособий ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции.
Таблица 4.4. Виды пособий и походы к определению их величины
Вид страхового обеспечения
База для расчета или размер выплаты*
Пособие по временной нетрудоспособности
Среднедневной заработок
Пособие по беременности и родам
Среднедневной заработок
Единовременное пособие в связи с ранней постановкой на учет
Фиксированная величина
Единовременное пособие в связи с рождением ребенка
Фиксированная величина
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до1,5 лет
Среднемесячный заработок
(40%), но не менее фиксированной величины
Социальное пособие на погребение
Фиксированная величина
*
фиксированные суммы пособий увеличиваются в соответствии с районным коэффициентом
Работающим гражданам чаще всего выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, разберем подходы к его расчету.