Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44 матических способностей. Клиника проявляется с началом школьного обучения. Наблюдаются сложности с использованием математиче- ских терминов, распознаванием цифр или математических символов, соблюдением математических знаков, счетом, использованием таб- лицы умножения и т.п. изолированно или сочетано.
F82 Специфическое расстройство развития моторных функций
(диспраксия)
В возрасте от пяти до десяти лет встречаемость около 6%.В этиологии лежит раннее органическое поражение мозга. В клинике наблюдается нарушение нормального двигательного развития. Такие дети неловкие и неуклюжие, им трудно брать и удерживать предме- ты, застегивать пуговицы. При ходьбе они часто падают. Совместно часто наблюдаются расстройства речи. В основе лечения перечислен- ных расстройств - психопедагогическая работа с ребенком.
F83 Смешанные специфические расстройства развития
Это группаостаточных расстройств, при которых наблюдается нарушение развития речи, школьных навыков, моторики без возмож- ности выделить ведущий симптом. То есть такой диагноз выставляет- ся в случае невозможности определения первичного диагноза из руб- рик F80, F81 и F82.
Расстройства развития, включенные в рубрику F84, относятся к дизонтогенетическим синдромам, специфичным для детского и под- росткового возраста и описаны в соответствующей главе.

45
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начина-
ющиеся в детском и подростковом возрасте
F90 Гиперкинетические расстройства - этогруппа рас- стройств, для которых характерно раннее начало (возникает в первые пять лет), снижено стремление к познавательной деятельности, име- ется тенденция к перескакиванию от одного дела к другому, без за- вершения предыдущего, непродуктивная и неорганизованная актив- ность. Это расстройство отмечается у 5-12% детей в младших клас- сах; возникает в три раза чаще у мальчиков. В связи с недостаточно- стью познавательных функций часто встречаются задержки речевого и моторного развития.
Такие дети импульсивны, несдержанны, отчаянны, подвержены несчастным случаям, нетерпеливы, неусидчивы. Они могут вскаки- вать с места во время любой работы, много говорить и шуметь. Диа- гностически значимым является соотнесение поведения таких детей с другими детьми этой же возрастной группы. Вторичные осложнения включают асоциальное поведение и низкую самооценку.
F90.0 Нарушение активности и внимания - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, старое название - минимальная мозго- вая дисфункция - самое часто встречающееся поведенческое рас- стройство. Заболевание полиэтиологическое. В этиологии значимо внутриутробное повреждение мозга, наследственность (наличие у ро- дителей подобных расстройств), неблагоприятные социальные усло- вия.


46
Основные проявления включают:
1. Нарушение внимания;
2. Импульсивность;
3. Гиперактивность.
Нарушение внимания. Отмечается снижение активного внима- ния, повышенная отвлекаемость, неспособность долго сосредотачи- ваться на предмете, забывчивость.
Импульсивность. В раннем возрасте проявляется недержанием мочи и кала, в школе - избыточной непродуктивной активностью (не- терпеливость в очереди, неспособность проигрывать, баловство на уроках, неряшливое выполнение домашнего задания), а в подростко- вом возрасте - асоциальным поведением (хулиганство, кражи, упо- требление ПАВ).
Гиперактивность. Не является обязательным признаком, двига- тельная активность может быть и сниженной. Гиперактивные дети обычно бегают, прыгают, не могут усидеть на месте, суетливы.
В 30-70% синдромы этого расстройства сохраняются и во взрос- лом возрасте. Гиперактивность в подростковом возрасте у многих снижается, даже если остаются другие нарушения. У таких лиц суще- ственно повышается риск развития асоциального поведения, алкого- лизма и наркомании.
F91 Расстройства поведения характеризуются повторяющимся агрессивным, вызывающим поведением, отличным от простого дет- ского непослушания и недисциплинированности. Обычно наблюдает- ся повышенная драчливость, лживость, жестокое обращение с людь-

47 ми и животными, вспышки агрессии, прогуливание занятий, порча имущества. Если хотя бы один признак ярко выражен, то можно диа- гностировать это расстройство.
F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи - заключается в агрессивном и асоциальном поведении, наблюдающи- мися только впределах семьи и дома.
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения - характе- ризуется агрессивным и асоциальным поведением с выраженными нарушениями общения ребенка с другими людьми, социумом.
F91.2 Социализированное расстройство поведения - характерны все признаки нарушения поведения, но такие дети хорошо интегри- рованы в равной социальной группе. Часто такие подростки стано- вятся членами банд – формирований и группировок.
F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство - встречается у детей младшего возраста и не включает свершения правонарушений, экстремальных видов проявления агрессии.
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций характе- ризуются проявлением агрессии, вызывающим и асоциальным пове- дением в сочетании с депрессией, тревогой и прочими эмоциональ- ными расстройствами.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

F93 Эмоциональные расстройства, начало которых специ-
фично для детского возраста - характеризуются повышенной выра- женностью обычных тенденций взросления.
F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой отличается от нормального детского беспокойства сильной выражен-

48 ностью и продолжительностью, нарушением социального функцио- нирования.
F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском воз-
расте - чрезмерно выраженные страхи, бывающие в норме у детей.
F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском воз-
расте - отмечается выраженный страх незнакомых людей, при не- обычных ситуациях, неожиданных новостях.
F93.3 Расстройство сиблингового соперничества. У многих де- тей после рождения брата или сестры возникают определенные эмо- циональные изменения. В случае такого расстройства возникает чрезмерно выраженное соперничество сиблингов.
F94 Расстройства социального функционирования, начало
которых характерно для детского и подросткового возрастов
F94.0 Элективный мутизм заключается в том, что ребенок в ка- ких-то определенных ситуациях не говорит, хотя прекрасно понимает речь и способен говорить в других ситуациях. Встречаемость около
1%, обычно у девочек. К предрасполагающим факторам относят ма- теринскую гиперопеку. Расстройство часто развивается после эмоци- ональных и физических травм.
F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском
возрасте. Проявляется в первые пять лет жизни и характеризуется нарушением социальных взаимоотношений ребенка. Характерными признаками являются боязливость, настороженность, которые не ис- чезают при утешении, типичны плохое социальное взаимодействие со сверстниками, очень часта агрессия к себе и другим. Синдром, воз-

49 можно, возникает как результат серьезного проявления родительско- го пренебрежения, отсутствия заботы о ребенке, жестокого обраще- ния или серьезных ошибок в воспитании.
F95 Тики
Тик представляет собой быстрое, непроизвольное, повторяюще- еся, неритмичное движение или звук, который внезапно возникает и не служит определенной цели. Тики обычно непреодолимые, но мо- гут подавляться на различные промежутки времени. Тики усиливают- ся при стрессе и исчезают во время сна.
Обычные простые двигательные тики включают мигание, по- жимание плечами, судорожное подергивание шеей, гримасы лица.
Обычные простые голосовые тики включают откашливание, шмыга- ние, лаяние, фырканье, шипение. Обычные сложные двигательные тики включают удары по себе, подпрыгивание, подскакивание на од- ной ноге. Сложные голосовые тики - повторение специфических слов и иногда использование социально неприемлемых, часто непристой- ных слов (копролалия) и повторение своих собственных звуков или слов (палилалия). В этиологии лежит нарушение нейрохимической регуляции центральной нервной системы, травмы головы.
F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства по-
ведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом воз-
расте - разнородная группа расстройств, начинающихся в детском возрасте.
F98.0 Энурез неорганической природы характеризуется непроиз- вольным мочеиспусканием днём и/или ночью, не соответствующим


50 возрасту ребёнка, при отсутствии органической патологии мочевыде- лительной системы.
На развитие контроля за мочевым пузырем влияют нейромы- шечная регуляция, когнитивные функции, наследственность. 75% де- тей с неорганическим энурезом имеют близких родственников, стра- дающих энурезом, что подтверждает роль генетических факторов.
Заболевание встречается у 7% мальчиков и 3% девочек в воз- расте пять лет, у 3% мальчиков и 2% девочек в возрасте десять лет и у 1% мальчиков и почти полностью отсутствует у девочек в возрасте
18 лет. Дневной энурез встречается реже, чем ночной, приблизитель- но у 2% пятилетних детей.
Неорганический энурез может наблюдаться с рождения - “пер- вичный” (в 80%), или возникнуть вслед за периодом более одного го- да приобретённого контроля над мочевым пузырём - “вторичный”.
Позднее начало обычно наблюдается в возрасте 5-7 лет. Энурез мо- жет быть моносимптомным или сочетаться с другими эмоциональ- ными или поведенческими расстройствами, и составляет первичный диагноз, если непроизвольное мочеиспускание наблюдается несколь- ко раз в неделю, или если другие симптомы показывают временную связь с энурезом.
F98.1 Неорганический энкопрез - недержание кала в возрасте, когда контроль за деятельностью кишечника физиологически должен быть выработан и, когда завершено обучение пользованию туалетом.
Контроль за кишечником развивается постепенно со способно- сти воздерживаться от опорожнения кишечника ночью, а затем и

51 днем. Достижение этих особенностей в развитии определяется фи- зиологическим созреванием, интеллектуальными способностями, степенью культуры в семье.
Недостаточно эффективное обучение пользованию туалетом может привести к задержке развития навыка сдерживать опорожне- ние кишечника. Данное расстройство наблюдается у 6% трехлетних и у 1,5% семилетних детей. В четыре раза чаще у мальчиков. Примерно у трети детей, страдающих энкопрезом, имеется и энурез. Наиболее часто энкопрез наблюдается днем, если он происходит и ночью - про- гноз менее благоприятный. Расстройство не должно быть связано с соматическим заболеванием.
Первичный энкопрез: если расстройству не предшествовал пе- риод контроля за функцией кишечника не менее года.
Вторичный энкопрез: расстройству предшествовал период кон- троля за функцией кишечника длительностью год и более.
F98.3 Поедание несъедобного младенцами и детьми - характери- зуется повторяющимся поеданием несъедобных предметов и отсут- ствием психических расстройств, которые могли бы вызвать это нарушение (шизофрения, детский аутизм, умственная отсталость).
Обычно начинается в два года, но может встречаться и позже. Мла- денцы тянут в рот волосы, соринки, ворс с одежды. Старшие дети едят несъедобные вещества: землю, песок, фекалии животных, окур- ки, насекомых, гальку, уголь, глину, краску, бумагу, штукатурку, сор.
Многие дети без расстройств пищевого поведения тянут в рот многие несъедобные предметы, но почти никогда они не глотают их. Обычно


52 этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезным послед- ствиям (отравление, кишечная непроходимость). Это расстройство обычно встречается в неблагополучных семьях с отвергающими сво- их детей родителями.
F98.5 Заикание (запинание). Речь характеризуется частым по- вторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, либо ча- стыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Диагностировать расстройство можно только в том случае, если оно настолько выражено, что значительно нарушает течение речи.
Заикание встречается у 8% детей и в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков заикание более устойчиво.
Обычно расстройство начинается до 12 лет, в большинстве случаев имеется два критичных периода - между 2-4 и 5-7 годами. Оно обыч- но развивается плавно, в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов. По мере прогрессирования расстройства, повторения становятся более частыми, с заиканием на более важных словах, фразах. Изредка заи- кание может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с до- машними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее трех меся- цев.
Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) - в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.

53
Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением рит- ма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими ре- чи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

54
Детская шизофрения
В начале 20 века среди врачей было широко распространено мнение, что не существует детской шизофрении. Расстройства пси- хики у детей и подростков, даже если напоминало шизофрению, рас- сматривались в рамках других психических расстройств.
Это родило существующий миф и по сей день о том, что шизо- френия может развиться только у взрослых людей. Хотя, в действи- тельности, дети так же подвержены этому заболеванию. Существуют данные с описанием этого заболевания у детей в возрасте до года.
Гипотезы и теории возникновения шизофрении
Есть множество разнообразных гипотез и теорий развития ши- зофрении. До недавнего времени самой распространенной была наследственная теория. Впрочем, многочисленные исследования по- казали, что наследственная отягощенность больных шизофренией не является обязательным критерием, но создает «благоприятную поч- ву» для развития заболевания.
Перенапряжение корковых процессов с дальнейшими изменени- ями ферментативного обмена в ткани мозга у будущих родителей мо- гут наследоваться потомками, что снижает защитные резервы их ор- ганизма и, тем самым, создает у них предрасположенность к разви- тию болезни. Некоторые врачи поддерживают инфекционную теорию возникновения заболевания, некоторые считают, что шизофрения - вирусное заболевание.