Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Реакции компенсации и гиперкомпенсации - стремление ребенка или подростка скрыть от окружающих свои «слабые» стороны. Они связаны с осознованием какого-либо физического или психического недостатка. Сюда относятся компенсаторные фантазии замещающего характера (например, физически слабый и робкий ребёнок в мечтах представляет себя отважным героем, воином, космонавтом и т.п.), компенсаторные игры (ребёнок, воспитываемый деспотичными роди- телями, которые подавляют его активность, играет с малышами, бес- прикословно выполняющими его распоряжения, командует ими, наказывает их), внешняя показная бравада, нарушения школьной дисциплины, самооговоры (мальчик сообщает, что он якобы «связан с шайкой бандитов» и т.п.) из стремления завоевать недостающий ав- торитет и т.п.
Реакции данной группы наиболее часто возникают в случаях эмоциональной депривации и в случае наличия «чувства неполно- ценности» (дети с физическими дефектами, с хроническими инвали- дизирующими заболеваниями, затяжными неврозами).
34
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Умственная отсталость (F70-F79)
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) - врожденная или рано приобретенная задержка умственного развития. В детском возрасте умственная отсталость - довольно распространенное явле- ние, встречаемость в популяции около 1%. У 85% больных наблюда- ется легкая степень умственной отсталости, причем соотношение мальчиков и девочек 2:1 соответственно.
В основе диагностики лежат следующие критерии:
1. снижение уровня общей интеллектуальности,
2. преобладание снижения абстрактного мышления,
3. стабильность интеллектуальной недостаточности,
4. замедленный темп психического развития.
Этиология умственной отсталости очень разнообразна. Пре- имущественно олигофрения является следствием поражения ЦНС ка- кими-то факторами до трех лет. В 60% случаев причину невозможно выявить и такую отсталость называют идеопатической. Г.Е. Сухаре- ва, в зависимости от времени воздействия фактора, выделяет три клинических формы умственной отсталости:
1. Умственная отсталость эндогенной природы возникает в связи с повреждениями половых клеток родителей (болезнь Дауна, синдром Клейнфельтера, синдром Шершевского-Тернера, ис- тинная микроцефалия) и наследственностью (метаболические -
35 фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Лоуренса).
2. Эмбриопатии и фетопатии. В этом случае олигофрения обу- словлена перенесенными во время беременности заболеваниями
(токсоплазмоз, коревая краснуха, листериоз), гормональными нарушениями у матери.
3. Умственная отсталость, вызванная воздействием негативных
факторов во время родов или в раннем детстве (родовая травма, асфиксия, ЧМТ).
Зачастую эти факторы влияют на проявление заболевания ком- плексно.
В клинике наблюдается повреждение молодых и наиболее ин- тенсивно развивающихся структур мозга, проявляющееся не только нарушением интеллектуальной деятельности, но и психической дея- тельности. По степеням тяжести умственная отсталость делится на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
При делении обращают внимание на интеллектуальный коэф- фициент (IQ).
Умственная от- сталость
IQ
Соответствие IQ возрасту
Легкая (F70)
50-69 9-12 (до 12) лет
Умеренная (F71)
35-49 6-9 лет
Тяжелая (F72)
20-34 3-6 лет
Глубокая (F73) менее 20 до 3 лет
36
F70 Умственная отсталость легкой степени (дебильность).
Люди с таким заболеванием с задержкой обучаются речи, но в конеч- ном итоге могут активно использовать речь в повседневной жизни, беседе. Так же, несмотря на задержку развития, могут достигнуть не- зависимости и самостоятельности в вопросах приготовления пищи, питания, гигиены, ухода за собой.
Основное препятствие в жизни таких больных - школьной обра- зование. Они испытывают трудности при обучении письму, речи, счету. Так же, при обучении в общеобразовательной школе, испыты- вают трудности со сверстниками. Существуют специализированные школы для таких детей, где они могут в кругу таких же детей социа- лизироваться, обучиться основным навыкам и знаниям. Кроме того, образование в таких школах направлено на компенсаторное развитие других способностей.
Больные умственной отсталостью легкой степени могут трудо- устраиваться и работать на работе, не требующей абстрактно- логического мышления или требующего соблюдения простых стро- гих правил. Примером таких больных может служить герой одно- именного фильма и книги - Форрест Гамп. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 50 до 69.
F71 Умственная отсталость умеренная (имбецильность). У та- ких больных возникают серьезные проблемы с речью и ее понимани- ем - они развиваются медленно. Навыки самообслуживания так же не на высоком уровне, самостоятельное проживание таких больных
37 практически невозможно, им требуется наблюдение и помощь. Обу- чение в специализированных учреждениях подстраивается под их за- медленный темп развития и малого запоминания информации, разви- вает жизненно важные навыки и социализирует в своем круге, рас- крывает ограниченный потенциал. Они могут трудиться на неслож- ных работах при четко сформулированном задании под наблюдени- ем. Имбецилы привязаны к родным, правильно реагируют на похвалу или порицание. Они внушаемы, безынициативны, при изменении об- становки пугаются и теряются; склонны к зависимостям и асоциаль- ному поведению. Коэффициент умственного развития обычно нахо- дится в пределах от 35 до 49.
F72 Тяжелая умственная отсталость (тяжелая олигофрения).
Эта нозология сходна с имбецильностью. Обращает на себя внимание выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствую- щие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого по- вреждения или аномального развития центральной нервной системы.
F73 Умственная отсталость глубокая (идиотия). У таких больных коэффициент умственного развития ниже 20, что обознача- ет, что пациенты крайне ограничены в способностях к пониманию и выполнению требований или инструкций. Большинство таких боль- ных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают не- держанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментар- ные формы невербальной коммуникации. Психическая жизнь огра- ничивается безусловными рефлексами, вторая сигнальная система почти не развивается. Идиот не осмысляет окружающего, не отличает
38 близких, он может продуцировать лишь однообразные движения и нечленораздельные звуки. Эмоциональная жизнь находится в зача- точном состоянии, эмоции проявляются в злобных реакциях и крике при неприятных раздражителях (например, голод, боль). Они неспо- собны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в по- стоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи огра- ничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выра- жением элементарных просьб. В большинстве случаев устанавлива- ется органическая этиология. Обычно такие больные живут недолго из-за выраженной сопутствующей соматической патологии.
Наиболее четко дифференцированными формами олигофрений являются следующие:
Фенилпировиноградная олигофрения (б-нь Фёллинга, фенилке-
тонурия). Распространенность носителя гена в популяции 1:50, забо- левают 1:10000 новорожденных.
В основе этого заболевания заложена врожденная аномалия об- мена веществ - нарушение окисления фенилаланина из-за отсутствия печеночного фермента фенилаланин-4-гидроксилазы. Не происходит превращение фенилаланина в тирозин и накапливается токсичный продукт его обмена - фенилпировиноградная кислота, которая выде- ляется с мочой и её можно обнаружить с помощью пробы Фёллинга
(реакция с 10% раствором хлористого железа).
Эта форма сопровождается глубокой степенью психического недоразвития, обычно в виде идиотии или имбецильности. Бывают вспышки раздражительности, агрессии, гнева, явления эхолалии и
39 эхопраксии. Имеет место мышечная гипертензия, иногда судорожные припадки, гиперкинезы. Вследствие недостаточности меланина у больных, как правило, светлые волосы и глаза, тонкая белая кожа.
Ранняя диагностика и строгая диета (резкое ограничение нату- рального белка и замена его гидролизатом казеина, серосодержащими аминокислотами) не позволяют повредить ЦНС и обеспечивают нормальное развитие детей.
Болезнь Дауна - относится к хромосомным заболеваниям и явля- ется следствием трисомии 21 хромосомы. Нейрохимические и гисто- логические изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера.
Больные имеют специфический внешний вид: маленький рост, общая гипотония, уменьшенный в размерах плоский череп, скошенный за- тылок, выступающие скуловые дуги, раскосые глаза с эпикантусом, уплощенная переносица, готическое нёбо, толстый большой язык.
Грудная клетка воронкообразная, конечности короткие, ладони тол- стые с единой поперечной бороздой, пальцы укорочены, мизинец ис- кривлен внутрь.
В половине случаев отмечаются врожденные пороки сердца, ги- поплазия половых органов, эндокринные нарушения. Больные обыч- но не доживают до 40 лет в связи с врожденными соматическими аномалиями.
В лечении значимы два момента - медико-педагогические меры и медикаментозные. Ведущими являются медико-педагогические ме- роприятия. Медикаментозное лечение заключается в специфическом лечении (например, диетотерапия при фенилкетонурии) и в коррек-
40 ции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влече- ний. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов важную роль играют вспомогательные школы, школы- интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно от- сталых и др.
41
Специфические психические расстройства с началом ти-
пичным для детского и подросткового возраста
F80 Специфические расстройства развития речи
Расстройства, при которых уже на ранних стадиях развития страдает нормальный характер приобретения языковых навыков.
F80.0 Специфическое расстройство речевой аритикуляции
Встречаемость около 10% в возрасте до восьми лет. В этиологии лежит скорее не органическая патология, а недостаточная работа окружающих над развитием речи, например, это расстройство чаще встречается в многодетных и неблагополучных семьях. В клинике обращает на себя внимание неправильное произношение слов, пере- становка, пропуск, замена фонем (звуков). Обычно обнаруживается к четырем годам, в легких случаях проблема к школе исчезает, а в бо- лее тяжелых сохраняется и может стать препятствием для развития, обучения, общения.
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
Встречаемость 10% у детей школьного возраста. Этиология не- известна, но предположительно важную роль играет наследствен- ность. В клинике, при сохранном интеллекте и понимании вербаль- ной информации, обнаруживается задержка развития речи. В два го- да ребенок не знает никаких слов, а к трем годам не умеет составлять фразы из двух слов. При этом ребенок активно поддерживает кон-
42 такт, способен указывать на называемые родителями предметы, пра- вильно и адекватно играет с игрушками. К четырем годам способны говорить простейшими фразами, но часто, запоминая новые слова, забывают старые. К восьми годам расстройство или фиксируется, или компенсируется. Часто наблюдается коморбидность с другими пси- хологическими задержками развития (нарушение мелкой моторики, нарушение чтения). Заболевание негативно сказывается на общении со сверстниками и обучении. Обычно в половине случаев происходит спонтанное выздоровление, да и в целом прогноз благоприятный.
F 80.2 Расстройство рецептивной речи
Встречаемость 3-5% у детей школьного возраста. Этиология не- известна, но отмечается корреляция с органическими церебральными причинами. В клинике, при сохранном невербальном интеллекте, наблюдается избирательная задержка формирования понимания речи.
В тяжелых случаях дети не понимают даже простые слова.
В отличие от расстройства экспрессивной речи, не могут указать на названные предметы, не понимают легких речевых инструкций.
Внешне похожи на глухих, но на неречевые раздражители (хлопок, стук) такие дети реагируют. В легких случаях прогноз благоприят- ный. Расстройство затрудняет обучение детей и приспособление их к жизни.
Основными методами лечения перечисленных заболеваний яв- ляются: специфическая поведенческая тренировка речевых навыков, психотерапия, семейная терапия.
43
F81 Специфические расстройства развития
школьных навыков
F 81.0 Специфическое расстройство чтения
Встречаемость 3-7% у детей школьного возраста и в четыре раза чаще у мальчиков. Этиология неизвестна, предположительно имеет полиэтиологическую природу. В клинике - трудности в понимании и произношении написанного. Заболевание обращает на себя внимание в младшем школьном возрасте. Наблюдается низкий темп чтения с минимальным его пониманием. К подростковому возрасту, клиника минимализируется, но к изучению иностранных языков способности остаются низкими. Такие подростки мало читают. Расстройство со- здает препятствия к нормальному обучению. Кроме того, у детей ча- сто наблюдается антисоциальное поведение в качестве гиперкомпен- сации чувства стыда и неполноценности. Прогноз зависит от тяжести расстройства.
F81.1
Специфическое расстройство спеллингования. Изолиро-
ванное расстройство правописания (дисграфия)
Данных о встречаемости и достоверной этиологии нет. Расстрой- ство проявляется в младших классах и заключается в сложностях с правописанием. В письме наблюдается большое количество стили- стических и грамматических ошибок. У детей проблемы с дисципли- ной и прилежанием. Прогноз зависит от тяжести расстройства.
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
Встречаемость около 5 %. В этиологии - корковый правополу- шарный дефицит затылочной доли, ответственной за развитие мате-