Файл: Отчет о прохождении учебной практики (адаптационной) за vi семестр (20222023 уч год).odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 865

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание. Карты наблюдений

Тема: Личностные особенности дошкольника/младшего школьника/подростка

Основные методы – беседа с учащимися и наблюдение за особенностями их поведения в учебной деятельности, а также характером общения со сверстниками и взрослыми.

Алгоритм работы:

    1. Познакомиться с содержанием технологических карт, представленных в дневнике практики.

    2. Восполнить знаниевые дефициты.

    3. Провести обследование одного дошкольника/младшего школьника/подростка, используя беседу и наблюдение. Зафиксировать результаты обследования в технологических картах.

    4. Написать заключения по результатам наблюдения.

    5. Дать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам с целью формирования личности учащегося/воспитанника.

Работа над каждой картой осуществляется отдельно.
Карта наблюдения «Личностные особенности ребенка»

Ф.И. ребенка Клыкова Софья, 14 лет



Задачи

Компетенции / варианты действий

Результаты наблюдения




1.


Определение типа темперамента методом наблюдения

(методика предложена Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии").

Изучение темперамента школьника

Инструкция: Понаблюдайте за подростком и в каждой предлагаемой ниже ситуации, укажите тот ответ, который отражает особенности его поведения на уроках.

Выберите один вариант ответа

(Укажите букву: а, б, в или г)

  1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо действовать быстро:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

г

  1. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

в

  1. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

а

  1. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что в ней допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

в

  1. Как ведет себя при выполнении трудного задания (упражнения), если оно не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает попытку;

б) выполняет упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) делает спокойно

г) проявляет неуверенность, растерянность.

а

  1. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или одноклассников предлагают ему остаться для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

г

  1. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этих достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

в

Обработка данных. Подсчитывается количество ответов, соответствующих буквам:

а - 2, б – 0, в - 3, г – 2 .

Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; если "б" - с холерическим; если "в" - с флегматическим; если "г" - с меланхолическим типом темперамента. При определении типа темперамента учитывайте, что чистых темпераментов практически не бывает.

Тип темперамента школьника : флегматический.


2.

Определение базовых черт характера методом наблюдения


Изучение характера школьника


Инструкция: Понаблюдайте за школьником и отметьте те качества, которые у него явно выражены «++», которые незначительно выражены «+», остальные примеры качеств можете никак не отмечать. По окончании заполнения этого раздела, подсчитайте количество «+» и сделайте вывод о степени выраженности базовых черт личности, опишите характерологический профиль подростка.

Отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика:

«++»

или

«+»

1. Отношение к деятельности:

  • Активность;

  • Трудолюбие;

  • Ответственность;

  • Инициативность;

  • Организованность;

  • Любознательность;

  • Аккуратность.

+

+

+

+

-

-

++

2. Отношение к людям:

  • Коллективизм, чувство товарищества;

  • Честность;

  • Справедливость;

  • Бескорыстие;

  • Общительность;

  • Доброта;

  • Отзывчивость;

  • Вежливость.

+

+

+

++

+

+

+

+

3. Отношение к себе:

  • Скромность;

  • Уверенность в себе;

  • Самокритичность;

  • Умение рассчитывать свои силы;

  • Стремление к успеху;

  • Самоконтроль.

+

-

+

+

-

+

4. Отношение к предметам (вещам)

  • Опрятность

  • Неряшливость

  • Прилежность

  • Бережливость

  • Щедрость

  • Завистливость




+

-

+

++

++

-

5. Волевые качества

  • Готовность преодолевать препятствия

  • Настойчивость

  • Самостоятельность

  • Решительность

  • Дисциплинированность

-

-

+

-

+

Обработка данных:Выделите базовые черты характера (++):

Активность, бескорыстие, бережливость, щедрость.


3.

Определение вида самооценки с помощью беседы


Изучение самооценки школьника

Подростку предлагается следующая инструкция:«Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с ут­верждением - ваш ответ «да», если вы с утверждением не со­гласны - ваш ответ «нет». Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Инструкция студенту: Если подросток согласен с утверждением и его ответ «да», то в листе ответов рядом с номером утверждения поставьте знак «+»; если подросток с утверждением не согласен и его ответ «нет»

«+»

или

«-»

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

-

  1. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

-

  1. Со мной большинство учащихся советуются (считаются).

-

  1. У меня отсутствует уверенность в себе.

+

  1. Я примерно так же способен и находчив, как большин­ство окружающих меня учащихся в группе.

-

  1. Временами я чувствую себя никому не нужным.

+

  1. Я все (любое дело) делаю хорошо.

+

  1. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем.

-

  1. В любом деле я считаю себя правым.

+

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии не жалею.

+

  1. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

-

  1. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осужда­юще.

-

  1. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

+

  1. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мешают различные препятствия, которые надо пре­одолеть.

+

  1. Я редко жалею о том, что сделал.

+

  1. Окружающие меня люди гораздо привлекательнее, чем я сам.

+

  1. Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

-

  1. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем осталь­ные.

+

  1. Мне чаще везет.

+

  1. В жизни я всегда чего-то боюсь.

+

Обработка результатов.

У каждого школьника подсчитывают:

1) количество согласий «+» под нечетными номерами;

2) количество согласий «+» под четными номерами;

3) из первого результата вычитается второй.

Конечный результат может быть в интервале от - 10 до +10 бал­лов.

При определении уровня самооценки необходимо исходить из следующих параметров:

от -10 до -4 баллов - человек имеет низкую самооценку;

от -3 до + 3 - среднюю самооценку;

от +4 до +10 —высокую самооценку.

Уровень самооценки школьника -2 балла (средний)


4.

Определение уровня школьной и межличностной тревожности с помощью беседы


Изучение тревожности школьника

Подростку предлагается следующая инструкция: «Вашему вниманию предлагаются ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Оцените каждую из ситуаций по 4-х бальной шкале:

- если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, поставьте цифру 0;

- если она немного волнует, беспокоит вас – 1;

- если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее – 2;

- если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх – 3;

- если ситуация для вас крайне неприятна, и вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх - 4.


Вариант ответа

(Укажите цифру: 1, 2, 3 или 4)

  1. Отвечать у доски

2

  1. Пойти в дом к незнакомым людям

2

  1. Разговаривать с директором школы.

1

  1. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

2

  1. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

3

  1. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

4

  1. Пишешь контрольную работу

2

  1. После контрольной учитель называет отметки

3

  1. На тебя не обращают внимания

1

  1. Ждешь родителей с родительского собрания

0

  1. Слышишь за своей спиной смех

0

  1. Сдаешь экзамены в школе

0

  1. На тебя сердятся (непонятно почему)

2

  1. Выступать перед большой аудиторией

2

  1. Не понимаешь объяснений учителя

3

  1. С тобой не согласны, противоречат тебе

3

  1. На тебя смотрят как на маленького

4

  1. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

2

  1. Замолчали, когда ты подошел (подошла).

3

  1. Не можешь справиться с домашним заданием

4

Обработка результатов.

Школьная тревожность: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20.

Межличностная тревожность: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 19.



Уровень тревожности

Пол

Уровень различных видов тревожности, баллы

Школьная

Межличностная

1

Нормальный

ж

7 - 19

7 - 20

м

4 - 17

5 - 17

2

Несколько повышенный

ж

20 - 25

21 - 27

м

18 - 23

18 - 24

3

Высокий

ж

26 - 31

28 - 33

м

24 - 30

25 - 30



Уровень школьной тревожности 19 (нормальный)

Уровень межличностной тревожности 24 (несколько повышенный)


Краткая характеристика личности ученика.

Тип и особенности темперамента:

Флегматик — это очень уравновешенный тип темперамента, для которого характерны сдержанность, медлительность психических реакций и постоянство. Такие люди надежны, ответственны, преданы. Это выносливые и старательные трудоголики. Характеристика флегматика. Как узнать человека-флегматика в толпе? У него медленная походка, вялые, едва заметные жесты и мимика. Он разговаривает тихо, но четко, с заметными паузами, без эмоционально-интонационных скачков

Характерологические особенности:

Базовые черты характера:

Активность, бескорыстие, бережливость, щедрость.

Особенности самооценки: школьник имеет среднюю самооценку.Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

Проявление школьной и межличностной тревожности:

1. Ухудшение соматического здоровья учащегося;

2. Нежелание ходить в школу;

3. Излишняя старательность при выполнении заданий;

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;

5. Раздражительность и агрессивные проявления;

6. Рассеянность, или снижение концентрации внимания;

7. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму);

8. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)

Если бы я была родителем, то я бы больше внимания уделяла внимание поведению и психологическому состоянию ребёнка. Старалась бы уделять время на общение с ребёнком, на прогулки и совместное времяпровождение (совместные занятия).

Если бы я была учителем, то я бы постаралась найти общий язык с учеником, для того чтобы огородить его от неправильно принятых решений и выводов. Организовала бы коллективные игры, для улучшения взаимоотношения друг с другом, в классе.




Задание. Психолого-педагогический анализ урока

Цель задания: формирование проективно-рефлексивных педагогических умений.

Алгоритм работы:

  1. Посмотрите в видеоматериал урока конкурсантов «Учитель года». Вариант: посетите любой урок учителя-предметника).

  2. Проанализируйте урок по схеме.

  3. Напишите заключение.

Инструкция: «Придерживаясь следующей схемы выполнить психолого-педагогический анализ урока»:

1) Обоснование структуры урока

2) Содержание урока:

3) Организация познавательной активности учащихся на уроке:

4) Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:

5) Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):
Схема анализа урока

МБОУ ООШ с. Чернозерье

Класс 7 Предмет: геометрия

Тема « Применение признаков равенства треугольников к решению задач»

1. Обоснование структуры урока

Тип урока: применение знаний, умений и навыков. Структура урока соответствовала данному типу урока,  требованиям ФГОС.

Все структурные моменты урока объединялись в этапы, которые положительно повлияли на ход урока, помогли сформировать у школьников образовательные результаты, присутствовали логические связки между этапами.

Учебное время рационально распределялось на все этапы урока.

Структура урока продумана, обладает чёткостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Задания устной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.

1.Урок начинался с организационного момента, который подготовил учащихся к работе, активизировал внимание.

2.Учитель четко и однозначно определил цели урока, чему должны научиться ученики в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

3.На данном этапе прошла актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях и их устранение. С этой целью использовалась устная фронтальная работа, индивидуальное решение разноуровневых заданий.

На уроке использовались современные технологии, которые способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу,  повышают активность и снижают утомляемость детей.


Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.

Эффективно использовалась интерактивная презентация, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

Применены здоровьесберегающие технологии, класс проветрен, вовремя проведена физминутка.

Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.

2. Содержание урока

  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  2. Логичность изложения.

  3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).

  4. Научность изложения (соответствует ли уровень изложения сложности материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

  5. Выделение ведущих идей по данной теме.

  6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

  7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

  8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.


3. Организация познавательной активности учащихся на уроке

Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.