Файл: Отчет о прохождении учебной практики (адаптационной) за vi семестр (20222023 уч год).odt
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание. Карты наблюдений
Тема: Личностные особенности дошкольника/младшего школьника/подростка
Основные методы – беседа с учащимися и наблюдение за особенностями их поведения в учебной деятельности, а также характером общения со сверстниками и взрослыми.
Алгоритм работы:
-
Познакомиться с содержанием технологических карт, представленных в дневнике практики. -
Восполнить знаниевые дефициты. -
Провести обследование одного дошкольника/младшего школьника/подростка, используя беседу и наблюдение. Зафиксировать результаты обследования в технологических картах. -
Написать заключения по результатам наблюдения. -
Дать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам с целью формирования личности учащегося/воспитанника.
Работа над каждой картой осуществляется отдельно.
Карта наблюдения «Личностные особенности ребенка»
Ф.И. ребенка Клыкова Софья, 14 лет
№ | Задачи | Компетенции / варианты действий | Результаты наблюдения | |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Определение типа темперамента методом наблюдения (методика предложена Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии"). | |||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение темперамента школьника | Инструкция: Понаблюдайте за подростком и в каждой предлагаемой ниже ситуации, укажите тот ответ, который отражает особенности его поведения на уроках. | Выберите один вариант ответа (Укажите букву: а, б, в или г) | ||||||||||||||||||||||||||||||
а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует робко, неуверенно. | г | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое; б) возмущается тем, что ему делают замечания; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен. | в | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением. | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок; в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения. | в | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) бросает, потом опять продолжает попытку; б) выполняет упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение; в) делает спокойно г) проявляет неуверенность, растерянность. | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говорит ни слова; г) проявляет неуверенность. | г | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этих достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. | в | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка данных. Подсчитывается количество ответов, соответствующих буквам: а - 2, б – 0, в - 3, г – 2 . Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; если "б" - с холерическим; если "в" - с флегматическим; если "г" - с меланхолическим типом темперамента. При определении типа темперамента учитывайте, что чистых темпераментов практически не бывает. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип темперамента школьника : флегматический. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Определение базовых черт характера методом наблюдения | |||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение характера школьника | Инструкция: Понаблюдайте за школьником и отметьте те качества, которые у него явно выражены «++», которые незначительно выражены «+», остальные примеры качеств можете никак не отмечать. По окончании заполнения этого раздела, подсчитайте количество «+» и сделайте вывод о степени выраженности базовых черт личности, опишите характерологический профиль подростка. | Отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика: «++» или «+» | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Отношение к деятельности:
| + + + + - - ++ | |||||||||||||||||||||||||||||||
2. Отношение к людям:
| + + + ++ + + + + | |||||||||||||||||||||||||||||||
3. Отношение к себе:
| + - + + - + | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. Отношение к предметам (вещам)
| + - + ++ ++ - | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Волевые качества
| - - + - + | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка данных:Выделите базовые черты характера (++): Активность, бескорыстие, бережливость, щедрость. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Определение вида самооценки с помощью беседы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение самооценки школьника | Подростку предлагается следующая инструкция:«Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением - ваш ответ «да», если вы с утверждением не согласны - ваш ответ «нет». Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Инструкция студенту: Если подросток согласен с утверждением и его ответ «да», то в листе ответов рядом с номером утверждения поставьте знак «+»; если подросток с утверждением не согласен и его ответ «нет» | «+» или «-» | ||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка результатов. У каждого школьника подсчитывают: 1) количество согласий «+» под нечетными номерами; 2) количество согласий «+» под четными номерами; 3) из первого результата вычитается второй. Конечный результат может быть в интервале от - 10 до +10 баллов. При определении уровня самооценки необходимо исходить из следующих параметров: от -10 до -4 баллов - человек имеет низкую самооценку; от -3 до + 3 - среднюю самооценку; от +4 до +10 —высокую самооценку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень самооценки школьника -2 балла (средний) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Определение уровня школьной и межличностной тревожности с помощью беседы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение тревожности школьника | Подростку предлагается следующая инструкция: «Вашему вниманию предлагаются ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Оцените каждую из ситуаций по 4-х бальной шкале: - если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, поставьте цифру 0; - если она немного волнует, беспокоит вас – 1; - если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее – 2; - если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх – 3; - если ситуация для вас крайне неприятна, и вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх - 4. | Вариант ответа (Укажите цифру: 1, 2, 3 или 4) | ||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка результатов. Школьная тревожность: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20. Межличностная тревожность: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 19.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень школьной тревожности 19 (нормальный) Уровень межличностной тревожности 24 (несколько повышенный) |
Краткая характеристика личности ученика.
Тип и особенности темперамента:
Флегматик — это очень уравновешенный тип темперамента, для которого характерны сдержанность, медлительность психических реакций и постоянство. Такие люди надежны, ответственны, преданы. Это выносливые и старательные трудоголики. Характеристика флегматика. Как узнать человека-флегматика в толпе? У него медленная походка, вялые, едва заметные жесты и мимика. Он разговаривает тихо, но четко, с заметными паузами, без эмоционально-интонационных скачков
Характерологические особенности:
Базовые черты характера:
Активность, бескорыстие, бережливость, щедрость.
Особенности самооценки: школьник имеет среднюю самооценку.Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.
Проявление школьной и межличностной тревожности:
1. Ухудшение соматического здоровья учащегося;
2. Нежелание ходить в школу;
3. Излишняя старательность при выполнении заданий;
4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
5. Раздражительность и агрессивные проявления;
6. Рассеянность, или снижение концентрации внимания;
7. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму);
8. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)
Если бы я была родителем, то я бы больше внимания уделяла внимание поведению и психологическому состоянию ребёнка. Старалась бы уделять время на общение с ребёнком, на прогулки и совместное времяпровождение (совместные занятия).
Если бы я была учителем, то я бы постаралась найти общий язык с учеником, для того чтобы огородить его от неправильно принятых решений и выводов. Организовала бы коллективные игры, для улучшения взаимоотношения друг с другом, в классе.
Задание. Психолого-педагогический анализ урока
Цель задания: формирование проективно-рефлексивных педагогических умений.
Алгоритм работы:
-
Посмотрите в видеоматериал урока конкурсантов «Учитель года». Вариант: посетите любой урок учителя-предметника). -
Проанализируйте урок по схеме. -
Напишите заключение.
Инструкция: «Придерживаясь следующей схемы выполнить психолого-педагогический анализ урока»:
1) Обоснование структуры урока
2) Содержание урока:
3) Организация познавательной активности учащихся на уроке:
4) Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:
5) Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):
Схема анализа урока
МБОУ ООШ с. Чернозерье
Класс 7 Предмет: геометрия
Тема « Применение признаков равенства треугольников к решению задач»
1. Обоснование структуры урока
Тип урока: применение знаний, умений и навыков. Структура урока соответствовала данному типу урока, требованиям ФГОС.
Все структурные моменты урока объединялись в этапы, которые положительно повлияли на ход урока, помогли сформировать у школьников образовательные результаты, присутствовали логические связки между этапами.
Учебное время рационально распределялось на все этапы урока.
Структура урока продумана, обладает чёткостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Задания устной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.
1.Урок начинался с организационного момента, который подготовил учащихся к работе, активизировал внимание.
2.Учитель четко и однозначно определил цели урока, чему должны научиться ученики в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
3.На данном этапе прошла актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях и их устранение. С этой целью использовалась устная фронтальная работа, индивидуальное решение разноуровневых заданий.
На уроке использовались современные технологии, которые способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, повышают активность и снижают утомляемость детей.
Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.
Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.
Эффективно использовалась интерактивная презентация, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.
Применены здоровьесберегающие технологии, класс проветрен, вовремя проведена физминутка.
Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.
2. Содержание урока
-
Соответствие содержания урока требованиям стандарта. -
Логичность изложения. -
Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками). -
Научность изложения (соответствует ли уровень изложения сложности материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике). -
Выделение ведущих идей по данной теме. -
Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. -
Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. -
Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.
3. Организация познавательной активности учащихся на уроке
Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.