Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программные средства:

  1. общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) – дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше);

  2. источники информации  – организованные информационные массивы: энциклопедии, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений;

  3. виртуальные конструкторы  – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями;

  4. тренажеры  – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде;

  5. тестовые среды  – позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером;

  6. комплексные обучающие пакеты – сочетания программных средств перечисленных выше видов – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося;

  7. информационные системы управления – обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью [3].

Итак, мы считаем, что информационно-коммуникативные технологии в обучении – это, прежде всего, педагогическая технология, направленная на повышение результативности обучения при использовании информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, определив понятие информационно-коммуникативных технологий и их компоненты, можно утверждать, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет изучать на качественно новом уровне все дисциплины. Но следует подчеркнуть, что встраивание информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс должно базироваться на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими системами обучения и при обязательном обосновании педагогической целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе должно удовлетворять новые потребности и одновременно сохранять свои сильные традиционные стороны.



    1. Использование информационно-коммуникативных технологий в формировании познавательной активности младших школьников


Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения – одна из характерных черт современного общества. Технологии, основным компонентом которых является компьютер, проникают практически во все сферы человеческой деятельности.

Информационные и коммуникативные технологии, внедрение которых сегодня является одним из приоритетных направлений развития образования, уверенно занимают свое место в учебном процессе, входят в жизнь каждой школы в системах образования различных уровней. Основной целью внедрения новых информационных технологий обучения является подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности информационного общества, развития творческих способностей учащихся, их применение позволяет изменить саму технологию предоставления образовательных услуг, сделать урок более наглядным и интересным, обеспечивает активизацию деятельности преподавателей на уроке, способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения, развития специальной или общей одаренности, формированию знаний. Все это дает возможность улучшить качество обучения [8].

Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

На современном этапе развития образования происходит переход к новым информационным технологиям. В процессе использования новых информационных технологий в обучении младших школьников Н.А. Короткова выделяет такие педагогические задачи:

– интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества;

– построение открытой системы образования, обеспечивающей каждому ребенку собственный путь к самообразованию;

– системная интеграция предметных областей образования;

– развитие творческого потенциала ученика, его способностей к коммуникативным действиям;

  • развитие умений экспериментально-исследовательской, познавательной деятельности;


– формирование информационной культуры учащихся [6].

Целостный подход к выявлению особенностей и возможностей использования информационно-коммуникативных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе требует, по нашему мнению, сопоставления сущностных характеристик понятия познавательной активности, требований к средствам активизации познавательной деятельности учащихся и возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Что же такое познавательная активность? Большинство исследователей понятие «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой, познавая окружающий мир, ребенок как активный субъект стремится показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение положительного результата.

Г.И. Щукина под познавательной активностью понимает ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности [4].

Н.Г. Морозова пишет, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [2].

В.Н. Дружинин рассматривает познавательную активность как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [.

Е.В. Проскура под познавательной активностью понимает естественное стремление человека к познанию, характеристику деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование.

Таким образом, познавательная активность – это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательных интересов индивида. Как педагогическое явление, познавательная активность является двусторонним взаимосвязанным процессом: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ученика, а с другой – результат целенаправленных усилий педагога в организации познавательной деятельности ученика.

Д.С. Яковлев выделяет следующие типы познавательной активности:

  • адаптивный и производительный – обеспечивает приспособление; составляет основу возникновения и становления различных психических новообразований;

  • тип внешней познавательной активности – делится на адаптивное поведение и деятельность как целенаправленное поведение;

  • потенциальная познавательная активность – характеризуется любознательностью, кратковременным интересом, желанием познать новое;

  • собственная активность ребенка – полностью определяется ребенком и детерминирована ее внутренним состоянием. Ребенок здесь выступает как личность, которая создает собственную деятельность. Этот тип активности лежит в основе детского творчества;

  • активность, стимулированная со стороны взрослого – ребенок получает те результаты деятельности, которые запланировал взрослый; сам процесс деятельности происходит без проб и ошибок.


Таким образом, познавательная активность имеет адаптивный или продуктивный характер, который, благодаря созданию соответствующих условий, должна влиять на развитие личности, что имеет значение для исследования познавательной активности детей.

Т.Г. Богданова и Т.В. Корнилова определяют виды познавательной активности: потенциальную и функционирующую; нормативно-гетерономную и инициативно-автономную; внешнюю и внутреннюю; импульсивную и осознанную; ситуативную и интегральную; репродуктивную, реконструктивную и творческую познавательную активность.

Каждый из названных видов активности имеет степень и уровни обнаружения. Анализ работ ученых, посвященных раскрытию структуры познавательной активности, позволяет определить ее компоненты и элементы. Под компонентами понимают составные части познавательной активности, под элементами – некоторые части, признаки компонентов познавательной активности.

Среди основных составляющих компонентов познавательной активности психологи выделяют: познавательные потребности и саморегуляции поисковой деятельности, а также их элементы. В педагогических работах среди компонентов познавательной активности определен содержательный, процессуальный, мотивационный и эмоциональный содержательный, оперативный и результативный [5].

Средства активизации познавательной деятельности, воздействующие на мотивационный компонент, предполагающие формирование познавательной потребности, воспитание устойчивых познавательных интересов направлены на:

  • создание проблемных ситуаций;

  • установление недостаточности имеющихся знаний и умений;

  • осознание необходимости и значимости приобретения новых знаний;

  • возбуждение интереса к сущности новых фактов, свойств, возможностям их использования;

  • постановку познавательных и исследовательских учебных задач, формулировку учебных проблем;

  • стимулирование мотивов собственного роста и саморазвития [7].

Для конструирования таких средств в процессе обучения младших школьников могут быть использованы следующие возможности информационно-коммуникативных технологий.

  1. Визуализация учебной информации, состоящая в наглядном представлении:

  • практических ситуаций, реальных процессов и явлений, демонстрирующих недостаточность средств для описания ситуации или приводящих к получению новой не изученной модели;

  • таблиц, графиков, моделей, иллюстрирующих задачи теоретического характера, попытка решения которых приводит к созданию проблемных ситуаций;

  • информации о происхождении вопросов, которые предполагается изучать в истории, раскрывающей появление и попытки решения данной проблемы в истории науки, роль вопроса, который предстоит изучать в науке, в практике, в описании и изучении процессов и явлений окружающей действительности.


  1. Моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений – как реальных, так и виртуальных. Эта возможность в рамках мотивационного компонента реализуется в процессе обучения через осуществление виртуальных экспериментов по выполнению наблюдений, опытов, измерений, построению чертежей и графиков, их преобразований, исследованию моделей, позволяющих обнаружить новые неизвестные факты и свойства еще не нашедшие описания, объяснения, обоснования [13].

Следующим компонентом познавательной активности является содержательно – операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации, поиском решения проблем, умений осуществлять планирование и самоорганизацию процесса учения.

Средства активизации познавательной деятельности, ориентированные на формирование данного компонента, направлены на организацию и управление (самоуправление) деятельностью учащихся по постановке, поиску и осуществлению решения проблем и познавательных задач.

Такие средства, должны обеспечивать:

– осуществление анализа проблемной ситуации, вычленение проблемы и постановку познавательной задачи;

  • выявление и накопление сведений, фактов, свойств, необходимых для решения учебно-познавательной задачи (проблемы);

  • получение эмпирического материала (результатов измерений, вычислений, иллюстраций, примеров, опытов) создающего основу для дальнейшей обработки теоретическими методами;

  • проведение анализа, сравнений, обобщений, использование аналогии и других теоретических методов познания для выдвижения гипотез о возможном решении проблемы;

  • моделирование выявленных общих отношений, закономерностей, связей;

  • осуществление проверки и обоснования полученных результатов, формулировку выводов [13].

Для реализации выделенных функций средств активизации познавательной деятельности, учащихся в процессе обучения могут быть использованы следующие возможности информационно-коммуникативных технологий:

  • исследование моделей, изменяя их параметры, создание своих собственных моделей;

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе полученной в результате использования информационно-коммуникативных технологий для исследования моделей;

  • построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики. Управление отображением на экране объекта изучения, его составных частей или их моделей, при необходимости – во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;

  • различные формы представления данных об изучаемом объекте. Составление виртуальных каталогов, таблиц, графов, схем, позволяющих установить связи вновь изученного с известным ранее, систематизировать полученную информацию, выдвигать предположения и гипотезы на основе их анализа, сравнения и обобщения. Разработка методов проверки выдвинутых предположений в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога;

  • автоматизация процесса информационно-поисковой деятельности;

  • использование распределенного информационного ресурса Интернета при выполнении учебных проектов, самостоятельных работ поискового характера, выдвижения и проверки гипотез, их обоснования [15].