Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематический план раздела

«Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема

Кол-во часов

1. Технологии получения сплавов с заданными свойствами

2

2. Конструкторская и технологическая документация для изготовления изделий

6

3. Технологические операции сборки и обработки изделий из древесины

6

4. Технологические операции обработки металлов и искусственных материалов

6

5. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка

2

6. Технологии художественной обработки древесины

6

Всего часов

28


ПРИЛОЖЕНИЕ В
Технологические карты уроков

Тема урока. 1. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. 2. Мозаика с металлическим контуром.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаичных наборов; обучить учащихся изготовлять мозаичный набор из шпона.; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаики с металлическим контуром; обучить учащихся украшать мозаичные наборы из шпона филигранью и сканью.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии изготовления мозаичных наборов; сформировать представления об инструментах и материалах для выполнения мозаики в технике маркетри; сформировать понятие о технологии изготовления мозаики с металлическим контуром;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), воображения (репродуктивного, творческого);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), эстетические взгляды, творческие начала личности.


Дидактические средства: образцы изделий, украшенных мозаикой различных видов; видеоматериалы, слайды с изображением мозаики; рисунки или эскизы для декоративного украшения изделий в технике маркетри; шпон из древесины различных пород, копировальная бумага, карандаши, слесарные ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, проволока, тонколистовой металл, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, клей, лак, кисти, резиновые перчатки, вытяжной шкаф; учебник технологии (§ 26—28), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов выполнения мозаичного набора, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: мозаика, инкрустация, интáрсия, блочная мозаика, маркетри́, нож-пилка, притирочный молоток, циркуль-резак, облицовывание, мозаика с металлическим контуром, филигрань, скань.

Планируемые результаты обучения:

Личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии изготовления мозаичных наборов, в том числе украшенных филигранью и сканью; получение навыков работы с инструментами и материалами для выполнения мозаичных наборов в технике маркетри.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам.
По теме 1
1. Какой способ отделки изделий из древесины вы изучали в 5 классе? 2. Что такое тонирование? 3. Как выглядит детская игрушка «Мозаика»? 4. Что такое шпон? 5. С какой целью поверхность детали из древесины покрывают лаком?
По теме 2
1. Что такое проволока? 2. Какими инструментами режут и изгибают проволоку? 3. Каким образом можно отрезать тонкую полоску металла (шириной 2…3 мм) от металлического листа? Подводит обучающихся к определению тем и целей урока

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют темы и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока

Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Мобилизировать внимание. Уважать окружающих

Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом.
По теме 1
1. Какие декоративно-художественные промыслы распространены в регионе вашего проживания? 2. Дайте определения понятий «мозаика», «инкрустация», «интáрсия», «маркетри́» «блочная мозаика». 3. Что такое орнамент? 4. Какие материалы и инструменты применяют для изготовления мозаичного набора в технике маркетри? 5. Дайте описание технологии изготовления мозаичного набора.
По теме 2
1. Дайте определения понятий «мозаика с металлическим контуром», «филигрань», «скань». 2. Опишите технологию выполнения мозаичного набора с металлическим контуром. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 29—31 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных приёмов изготовления мозаичных наборов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 29—31 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 87—100 из учебника. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Понимать границы собственного знания и незнания

Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое орнамент? 2. В чём заключается техника блочной мозаики? 2. Где применяются изделия, украшенные мозаикой? 3. Шпон из какой древесины используют для мозаичных работ? 4. Каким образом следует оборудовать рабочее место для мозаичных работ? 5. Для чего предназначен циркуль-резак? 6. Перечислите материалы, необходимые для мозаичных работ. 7. Почему полоски металлического контура должны немного выступать над поверхностью мозаичного набора? 8. Полоски из какого металла применяют для мозаики с металлическим контуром? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 26—28

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание

Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей

Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты

Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашнего задания



Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема уроков. Технология резьбы по дереву.

Тип уроков. Комбинированный.

Цели уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву; обучить учащихся изготовлять изделия декоративно-прикладного характера, содержащие художественную резьбу, по эскизам и чертежам.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологиях резьбы по дереву; сформировать умения и навыки выполнения приёмов работы с инструментами для художественной резьбы по дереву, изготовления изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), воображения (репродуктивного, творческого);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), эстетические взгляды, творческие начала личности.

Дидактические средства: образцы изделий, имеющих декоративную резьбу, видеоматериалы, слайды, плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; рисунки, эскизы или чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой; заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, свёрла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шилья, лак, кисти; учебник технологии (§ 29, 30), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов резьбы по дереву, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески; резьба: ажурная, плосковыемчатая, геометрическая, рельефная, скульптурная.

Планируемые результаты обучения:


личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву; получение навыков изготовления изделий декоративно-прикладного характера, содержащих художественную резьбу.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой. Организует дискуссию по вопросам. 1. Почему художественную обработку древесины называют одним из самых древних видов народного декоративного искусства? 2. Какие предметы быта издревле украшали резьбой по дереву? 3. Применяется ли резьба по дереву в настоящее время в убранстве домов, при изготовлении домашней утвари? 4. Можно ли отнести к резьбе по дереву технологию выпиливания лобзиком? 5. Какие породы древесины легче всего резать ножом? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей уроков

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели уроков. Составляют план действий по достижению поставленных целей уроков

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «резьба по дереву». 2. Охарактеризуйте параметры технологического процесса. 3. Какие инструменты применяют для резьбы по дереву? 4. Перечислите правила безопасной работы при резьбе по дереву. 5. Опишите технологию получения ажурной резьбы. 6. Что такое плосковыемчатая резьба и какова технология её выполнения? 7. Назовите способы получения рельефной резьбы. 8. По каким направлениям развивается скульптурная резьба? 9. Назовите профессии, связанные с художественной обработкой древесины. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 32 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 32 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 101—104 из учебника (аспект смыслового чтения)

Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем

Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью

Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему ажурную резьбу иногда называют прорезной, а иногда пропильной? 2. Чем отличаются резаки от стамесок для резьбы по дереву? 3. В чём отличие геометрической резьбы от контурной? 4. Где применяется лесная резьба? 5. В чём заключается главная особенность богородской резьбы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 29, 30; 2) творческий уровень: найти в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву; скопировать их для последующего коллективного анализа возможностей изготовления таких изделий; поместить изображения подходящих для творческих проектов изделий в библиотеку кабинета технологии

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание

Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания

Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь

Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий