Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изготовление технических объектов по образцу, по инструкции с применением различных шаблонов. Допроблемные ситуации способствуют повышению точности и аккуратности в ходе изготовления каких-либо технических объектов. Учащиеся осуществляют адекватный перенос способов предшествующей деятельности на новые технические задачи. Поэтому на первом уровне деятельности можно констатировать положительное влияние инерции действия на успешность самой этой деятельности.

Второй уровень развития технического мышления учащихся связан с возникновением проблемных ситуаций. Способность эффективно работать в проблемных ситуациях существенно развивает творческую техническую деятельность учащихся. Если учащемуся не достает знаний, способов выхода из проблемной ситуации, то, переосмыслив условия технической задачи, изменив первоначальное значение деталей, макета или модели в целом, выделив в них новые стороны, он в принципе может позитивно разрешить проблемную ситуацию.

Здесь существенную роль играет продуктивное техническое мышление; соответственно инерция действия, оказывая отрицательное (тормозящее) воздействие на применение стандартного способа, направляет активность учащегося на поиск адекватного способа.

Для технического мышления характерна четкость и логичность рассуждений, точность символики, умение наблюдать, анализировать и объяснять наблюдения. Сокращается время на изучение теории, больше времени остается на практическую работу. Работа с символическими обозначениями и опорными конспектами на уроках ведет к развитию внимания у учащихся, росту темпа работы и конечно к развитию технического мышления.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.


Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.

В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)

б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задача: Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца?

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим образец ткани.

Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.

г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.

-Как это можно объяснить?

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.

Технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У ребят в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к предмету.



В процессе формирующего эксперимента наблюдалась временное отставание контрольной группы от экспериментальной в процессе выполнения данных практических работ.

Многим учащимся затруднительно мысленно перевести плоское изображение предмета (чертеж, эскиз, технический рисунок) в пространственный объект и наоборот. Это говорит о недостаточном развитии пространственного представления, что приводит к снижению технического мышления.

На завершающем этапе изучения каждого раздела, темы учащимся 7 классов экспериментальной группы нами предлагалась методика решения технических задач. На решение выделялось время в конце уроков в качестве закрепления, расширения и углубления полученных знаний.

Предлагались следующие типы задач:

1. Конструкторские задачи:

  • На объяснение конструкции изделия или детали

  • На усовершенствование конструкции изделия

  • На конструирование по неполной технической документации

  • На конструирование по замыслу

2. Технологические задачи:

  • На объяснение технологического процесса

  • На разработку технологического процесса

  • На выбор заготовки и рациональной разметки

  • На выбор инструментов и приспособлений

  • На выбор способов установки заготовок, инструментов и приспособлений.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасным приемам труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание обращается на соблюдение техники безопасности при выполнении ручных работ и правил электробезопасности.

За основу методики решения технических задач мы использовали «Сборники задач по техническому труду» следующих авторов: Яровой И. Н., Малюта Н. Т., Рыбенцев В. Н.

Задачи подбирались нами так, чтобы они соответствовали целевой установке и содержанию темы урока, или изучаемого раздела:

В основной массе задачи проблемного типа, при нахождении ответа на вопрос, поставленный в задаче, учащиеся переосмысливают полученные знания и усвоенные способы действий и выбирали из возможных способов решения наиболее рациональные. Учащиеся должны не только найти правильное решение, но и обстоятельно мотивировать это решение, доказать его состоятельность. Это позволит им научиться решать задачи, исходя из объяснения причины рассматриваемого явления (процесса), а не из догадки или случайно увиденного опыта.


Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании.

Таким образом, в процессе развития технического мышления у школьников происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие. Оно определяет качество отношения к жизни и устанавливает место в ней, приобретая определённый опыт коллективного взаимодействия, совершенствуя навыки при работе с разнообразными инструментами и материалами, свое умение владеть речью, голосом, телом и др. Учащиеся принимают участие в техническом творчестве при изучении основных наук, достижениями науки и техники в данной области знаний. Техническое мышление школьников проявляется в подготовке материала для работы.

2.3 Анализ результатов исследования
На контрольном этапе экспериментальной работы проведена повторная диагностика развития технического мышления учащихся. Результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 2.

Результаты диагностики показали, что 40% учащихся ЭГ и 15% учащихся КГ имеют высокий уровень технического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, заинтересованность, активность.
Таблица 3 – Анализ диагностики экспериментального исследования (контрольный этап)

Группы

Уровни, %

Низкий

Средний

Высокий

Контрольная

40

45

15

Экспериментальная

10

50

40





Рисунок 2 Результаты диагностики на контрольном этапе
Средний уровень технического мышления имеют 50% учащихся ЭГ и 45% учащихся КГ. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.

Низкий уровень технического мышления имеют 10% учащихся ЭГ и 40% учащихся КГ. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности, отсутствие умений объяснить назначение своих поделок, области их применения. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Творческое воображение сформировано на низком уровне.

Сравнительная динамика результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы представлены на рисунках 3, 4.


Рисунок 3 – Динамика развития технического мышления в экспериментальной группе
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем технического мышления увеличилось с 15% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала формированию технического мышления учеников в 7 классе.

В контрольной группе динамика незначительная (рисунок 4).



Рисунок 4 – Динамика развития технического мышления в контрольной

группе
Статистическая обработка результатов исследования показала, что на контрольном этапе выявлены достоверные различия в развитии технического мышления учащихся экспериментальной и контрольной групп. У учащихся экспериментальной группы уровень технического мышления достоверно выше.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что