Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, В.В. Чебышева [62] разделила все технические задачи на два вида:

  • диагностические(по совокупности признаков, являющихся следствием определенных причин, устанавливается из ряда возможных та, которая соответствует данному сочетанию признаков);

  • прогностические (установление возможных последствий при выборе мероприятий, когда нужно из нескольких возможных решений выбрать оптимальное для данного сочетания условий).

По мнению этого же автора технические задачи целесообразно разделить на две другие группы:

  • творческие(конструктивно-технические задачи, задачи на проектирование и рационализацию технологии);

  • нетворческие (планирование и организация деятельности, контроль и регулирование рабочих процессов).

Следовательно, среди технических задач могут быть задачи довольно сложные, но с невысоким уровнем творчества (задачи с использованием схем и оперированием образами).

Существовали и другие подходы к исследованию процесса решения технических задач. Например, Г. Кайзер не стал связывать этот процесс с проблемой практического мышления. Он отмечает, что для технического мышления не нужны какие-то особые мыслительные операции. «Особенность технического мышления заключается в том, что оно включается в практическую производственную деятельность и осуществляется исходя из реальных условий этой деятельности». Последнее (учет реальных условий техники и производства) особенно важно, тогда как непосредственное включение решения технической задачи в процесс труда, с нашей точки зрения, не является определяющим фактором. В одних случаях это может быть и так, в других - нет. В зависимости от содержания профессионального труда Г. Кайзер различает три формы технического мышления: «конструктивное», «функциональное» и «экономичное».
Г. Кайзер подчеркивает связь конструктивного, функционального и экономического мышления.

Разделение понятия «техническое мышление» на его отдельные разновидности имеет своей целью лишь анализ специфических признаков этой области мышления». Если для развития конструктивного мышления требуется умение отвечать на вопрос «Почему?», то для функционального мышления необходимы ответы на вопрос «Как?». Экономическое мышление направлено на учет конструктивных особенностей оборудования, специфики технологического процесса с точки зрения их экономичности. Выражается это в умении находить наиболее экономически целесообразные способы выполнения заданной работы.


В работах Г. Кайзера, и В. Ланге подчеркивается, что развитие технического мышления является «проблемой основополагающей для политехнического образования» и признается, что техническое мышление имеет свою специфическую структуру, его развитие влечет за собой формирование технических способностей.

В. Ланге не раскрывает психологической структуры технического мышления, хотя мы находим некоторые подходы к этому. Так, довольно подробно анализируются «умственные и материально-предметные действия» в ходе решения технических задач. В. Ланге делит всю техническую деятельность на два основных вида.

Если способ выполнения деятельности состоит из системы повторяющихся ее компонентов (действий и операций), то имеет место первый вид технической деятельности. Существует некоторая раз навсегда фиксированная схема деятельности. Если же способ выполнения заключается «в одноразовой последовательности», имманентной каждому творческому решению проблемы, то, по мнению автора, налицо второй вид деятельности.

В соответствии с этим можно различать обычное (репродуктивное) и творческое (продуктивное) техническое мышление. Конечно, такое разделение несколько условно, так как элементы того и другого мышления могут сочетаться при решении разнообразных технических задач. Подобная постановка вопроса, с нашей точки зрения, не сводит техническое мышление только к самостоятельному составлению и решению задач, к использованию теоретических знаний на практике, к выполнению проектно-конструкторских работ и т. д. Необходимо описать техническое мышление во всем действительном многообразии его задач.

По мнению В.Н. Максимовой, техническое мышление основано на системе научно-технических знаний, общетехнических принципов производства, политехнических умений, конструкторских навыков. «… Содержание этих знаний в составе технического понятия не сохраняется в исходном виде, а видоизменяется, трансформируется с учетом тех объектов, свойства которых и закреплены в данном техническом понятии» [27, с.45].

Наиболее фундаментальные исследования по этой проблеме были проведены доктором психологических наук Т.В. Кудрявцевым и его коллегами.



В монографии Т.В. Кудрявцева «Психология технического мышления», изданной в 1975 году, была предложена структура технического мышления. Автором было установлено, что структура технического мышления состоит из трех компонентов: понятийного, образного, практического. Все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и несформированность какого-либо компонента будет сказываться на успешности решения технических задач.

В работах Т.В. Кудрявцева и И.С. Якиманской [21] выделялись типы задач в зависимости от преобладающей мыслительной операции:

  • задачи, требующие умения обобщать и конкретизировать технические явления (например, задачи на классификацию);

  • конструктивно-технические задачи, требующие комбинирования элементов;

  • задачи, требующие умения распознавать неполадки;

  • задачи, основанные на оперировании пространственными образами.

Такой подход позволяет глубже раскрыть специфику технического мышления, но не отменяет возможности использования других подходов.

Подводя итог проведенному анализу мнения психологов и педагогов о техническом мышлении, мы делаем вывод о том, что целесообразно говорить о техническом мышлении как о самостоятельном виде интеллектуальной деятельности.

Техническое мышление так же, как и любое другое, осуществляется в процессе решения технических задач. Именно особенности технического материала во многом определяют своеобразие деятельности, способа действий с этим материалом. При этом происходит преимущественное развитие определенных сторон мышления, определенное структурирование компонентов этого мышления, оно приобретает свою специфичность.

Техническое мышление, как и любой другой вид мышления, осуществляется с помощью известных мыслительных операций: сравнение, противопоставление, анализ, синтез, классификация и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.

Очень важен вывод, к которому приходит С.Л. Рубинштейн при рассмотрении разных видов мышления, так как этот вывод объясняет наличие различных видов мышления, в том числе и технического: «Специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач,
которые им приходится разрешать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности».

Поэтому что техническое мышление в зависимости от стоящих перед ним задач может быть как теоретическим, так и практическим. Технические задачи могут предполагать решение только с помощью умозрительных заключений, а также могут быть задачи, для которых теоретическое мышление не требуется: достаточно только правильно сориентироваться в ситуации.

В соответствии с особенностями технических задач и интеллектуальных процессов, участвующих в их решении, можно различать репродуктивное и продуктивное техническое мышление. Конечно, такое разделение несколько условно, так как элементы того и другого мышления могут сочетаться при решении разнообразных технических задач. Но часто технические задачи предполагают использование уже известных ученику алгоритмов – такой тип задач решается с использованием репродуктивного мышления. Если же в задаче учащемуся приходится совершать новые действия, осуществлять новый подход, видоизменять алгоритм, осуществляя такие действия впервые, то тут подключается продуктивное мышление, которое характеризуется новым элементом для ученика.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что употребление понятия техническое мышление – это научно обоснованная реальность, которая до сих пор вызывает дискуссии, указывая тем самым на необходимость дальнейших всесторонних исследований этой проблемы.

1.2 Особенности развития технического мышления у учащихся на уроках технологии
В современных условиях развития образования актуальной является задача формирования у учащихся умений быстро ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях, анализировать имеющиеся источники информации, преобразовывать окружающее пространство. Эту задачу сегодня решает образовательная область «Технология» [46, c.92].

Под технологией понимается не только способность умело обращаться с элементами материального мира, это способность планировать общественную жизнь, управлять производством на научной основе, а для конкретного человека это способность критически и неординарно мыслить, стремление к обновлению знаний, к высокому качеству жизни [51, c.88].

Идея развития технического мышления является одной из центральных в школьном курсе «Технология». В содержание технологической подготовки учащихся входит подготовка неординарно мыслящей личности, способной ориентироваться в социуме, «включиться в свободное технологическое пространство», в мир труда и профессий, благодаря технологической грамотности обучающихся.

Процесс развития технического мышления включает практическую деятельность учащихся на основе формирования в их сознании технологической картины мира, как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности. Развитие таких способностей осуществляется в процессе мыслительной деятельности [20, c.212].

Содержание учебного предмета «Технология» с его проблемно