Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. | 3 | ||||
1 | Теоретические аспекты развития технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.. | 7 | |||
| 1.1 | Понятие технического мышления, его особенности и структура………………………………………………………….. | 7 | ||
| 1.2 | Особенности развития технического мышления у учащихся на уроках технологии……………………………………………….. | 13 | ||
| 1.3 | Использование познавательных задач на уроках технологии…. | 25 | ||
2 | Экспериментальное исследование развития технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии……………………………………………………………… | 33 | |||
| 2.1 | Организация экспериментального исследования ……………… | 33 | ||
| 2.2 | Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии на формирующем этапе эксперимента ………………………………………………. | 37 | ||
| 2.3 | Анализ результатов исследования ………………………………. | 44 | ||
Заключение…………………………………………………………………. | 47 | ||||
Список использованных источников……………………………………... | 49 | ||||
Приложение А Тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления»………………………………………………. | 55 | ||||
Приложение Б Тематический план раздела «Технологии обработки конструкционных материалов»………………………….. | 69 | ||||
Приложение В Технологические карты уроков………………………….. | 70 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. В основе этой деятельности находится человеческое мышление.
Для формирования активных, всесторонне развитых членов нашего общества требуется сложный, многогранный процесс. Неотъемлемыми составными частями этого процесса в учебное время являются не только эстетическое, культурное, трудовое воспитание, но и техническое развитие.
Актуальность формирования технического мышления зафиксирована в современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Дисциплины естественнонаучного и технического циклов влияют на успешное развитие технического мышления.
Проблемы формирования и развития технического мышления всегда являлись актуальными для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием школьников хотя бы потому, что образующиеся на определенном этапе развития науки представления о закономерностях формирования и функционирования технического мышления во многом предопределяют особенности организации процесса трудового обучения.
В настоящее время возрастает значение проблемы формирования технической деятельности учащихся, так как это одно из мощных средств приобщения к производительному труду и развитию личности. Техническое мышление является одной из ключевых составляющих технических способностей, ориентированных на инженерно-техническое восприятие мира.
Данной проблеме посвящены фундаментальные психологические исследования, в которых особое значение придается обучению именно технической деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, развитие технического мышления и творческого отношения к труду. Вместе с тем проблема творческой технической деятельности учащихся включает в себя целый ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического и практического разрешения. Так как формирование технического мышления у учащихся представляет длительный и сложный процесс, значит, начинать его следует задолго до начала профессиональной деятельности. Исследование этого вопроса может способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе.
В научной литературе проблема развития технического мышления рассматривается в педагогике, психологии. В работах A.B. Антонова, Б.А. Душкова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова, А.Ф. Эсаулова, И.С. Якиманской и других раскрываются экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития технического мышления учащихся.
Задачи включения решения творческих технических задач и активных методов обучения в систему общего образования, в том числе в учебный процесс по технологии, рассматриваются пока лишь в начальной стадии своей постановки и описания отдельных приемов реализации.
Анализ состояния проблемы развития технического мышления учащихся позволил выявить следующие противоречия:
-
необходимость повышения технологической грамотности учащихся школ и недостаточным уровнем готовности учителя технологии для решения этих задач; -
значимостью проблемы развития технического мышления школьников средствами познавательных задач и недостаточной ее разработанностью в образовательной области «Технология»;
Наличие этих противоречий позволяет сформулировать проблему: как организовать и методически осуществить процесс развития технического мышления учащихся на уроках технологии средствами познавательных задач?
В соответствии с указанной проблемой сформулирована тема исследования: «Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии».
Цель исследования – разработать и апробировать методику развития технического мышления школьников средствами познавательных задач.
Объект исследования – образовательный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования – процесс развития технического мышления учащихся на уроках технологии средствами познавательных задач.
Гипотеза исследования. Развитие технического мышления у учащихся на уроках технологии будет эффективным, если:
-
ключевая идея при разработке стратегии развития технического мышления заключается в необходимости направленного формирования каждого из его компонентов; -
выявлена целостная структура технического мышления в условиях современного уровня развития техники на основе методологии технического знания; -
главным дидактическим средством развития технического мышления является система познавательных заданий, ориентированная на формирование всех компонентов технического мышления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
-
Изучить понятие «техническое мышление», его особенности и структуру; -
Выявить особенности развития технического мышления учащихся на уроках «технология»; -
Выявить показатели и уровни развития технического мышления учащихся; -
Апробировать в учебном процессе методику по развитию технического мышления учащихся средствами познавательных задач.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 11 г. Краснодара, в количестве 30 учащихся 7 классов.
Теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость применения на уроках технологии методики развития технологического мышления средствами познавательных задач.
Практическая значимость. Разработанная методика по развитию технического мышления учащихся 7 классов на уроках технологии средствами познавательных задач может быть использована в учебном процессе средней общеобразовательной школы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (61) и приложений (3).
1 Теоретические аспекты развития технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии
1.1 Понятие технического мышления, его особенности и структура
В философской энциклопедии мышление определяется как высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
В Российской педагогической энциклопедии мышление определяется как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их сущностных свойствах, связях и отношениях.
Наиболее развернутая теория мышления в отечественной психологии содержится в работах С.Л. Рубинштейна. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивает, что мышление понимается как деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Он пишет: «Процесс мышления – это, прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Закономерности этих процессов в их взаимоотношениях друг с другом суть основные внутренние закономерности мышления».
Техническое мышление является одним из видов мышления. В философии термин «техническое мышление» был введен П.К.Энгельмейером в работе «Философия техники». Он утверждает, что «существует особый склад ума, который можно назвать техническим».
Современный ученый философ М.Л. Шубас, исследующий техническое мышление, определяет его как одну из форм логического отражения действительности, направленную на разработку, создание и применение технических средств и технологических процессов с целью познания и преобразования природы и общества в конкретных исторических условиях.
В «Психологическом словаре» Н.З. Богозова, И.Г. Гозмана,
Г.В. Сахарова техническое мышление определяется как деятельность, направленная на самостоятельное составление и решение технических задач.
Изучив предлагаемые в литературе определения технического мышления, мы остановились на следующем, наиболее созвучном исследуемой проблеме определении технического мышления: под техническим мышлением понимается комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности.
Разработка проблемы развития технического мышления началась в 50-е годы XX века и связана с научно-технической революцией.
Рассмотрим взгляды наиболее известных психологов и педагогов на проблему технического мышления.
Впервые термин «техническое мышление» был введен
П.К. Энгельмейером в работе «Философия техники». В этой работе автор не относит техническое мышление к какому-либо конкретному виду мышления, но утверждает, что «существует особый склад ума, который можно назвать техническим». Однако психологической характеристики этого «склада ума» автор не дает.
В работах П.И. Иванова понятие «техническое мышление» выводится из концепции практического интеллекта. Он считает, что практический интеллект направлен на изменение действительности с целью получения или создания материальных предметов. Поэтому, с его точки зрения, практическое мышление проявляется в практических действиях или представлениях о них. П.И. Иванов пишет: «Так как практическая трудовая деятельность человека осуществляется при помощи орудий, при помощи техники и выражается в создании этой техники и конструировании новых объектов, то и практическое мышление в более узком смысле называется техническим и конструктивно-техническим мышлением».
В работе В.В. Чебышевой не рассматривается проблема технического мышления в качестве самостоятельной. Автор пишет: «При всем неоспоримом значении технического мышления в труде рабочих, имеющих дело с техникой, оно не является у них единственной формой мышления. Практическое мышление рабочего отличается, прежде всего разнообразием задач, возникающих в процессе труда».