Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
познавательные задачи способствовали развитию технического мышления учащихся в 7 классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что техническое мышление – это такой уровень мыслительных способностей человека, предопределяющий (предвосхищающий) способы и методы преобразования окружающего мира. Одним из средств развития технического мышления учащихся является применение активных методов обучения.
На основе исследования уровня развития технического мышления учащихся 7 классах МАОУ СОШ № 11 г. Краснодара нами были сформированы две группы учащихся – экспериментальная и контрольная. На констатирующем этап экспериментальной работы была проведена диагностика технического мышления учащихся по тесту Беннета, определяющий технические способности личности. Результаты исследования показали, что для половины учащихся характерны средний и низкий уровень технического мышления.
На следующем этапе в экспериментальной группе был проведен формирующий эксперимент развития технического мышления учащихся на уроках технологии средствами познавательных задач:
а) задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
б) задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
в) задачи на распознавание натуральных объектов.
г) задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
ж) задачи, связанные с самонаблюдением.
д) задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Формы работы: занятия теоретического характера, занятия практического характера, соревнования. Методы: активные методы обучения, в том числе метод проектов, объяснительно-иллюстративный (предъявление информации различными способами – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
технологическими картами и др.); эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.), проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Результаты повторной диагностики показали, что 40% учащихся ЭГ и 15% учащихся ЭГ имеют высокий уровень технического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, заинтересованность, активность.
Средний уровень технического мышления имеют 50% учащихся ЭГ и 45% учащихся КГ. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.
Низкий уровень технического мышления имеют 10% учащихся ЭГ и 40% учащихся КГ. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности, отсутствие умений объяснить назначение своих поделок, области их применения. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Творческое воображение сформировано на низком уровне.
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем технического мышления увеличилось с 15% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала развитию технического мышления учеников в 7 классе. В контрольной группе динамика незначительная.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления»
Описание
Данный тест предназначен для того, чтобы оценивать техническое мышление человека, в частности – его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.
В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Задача испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков найти правильное решение изображенной на нем задачи.
На всю работу над тестом отводится 25 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что техническое мышление – это такой уровень мыслительных способностей человека, предопределяющий (предвосхищающий) способы и методы преобразования окружающего мира. Одним из средств развития технического мышления учащихся является применение активных методов обучения.
На основе исследования уровня развития технического мышления учащихся 7 классах МАОУ СОШ № 11 г. Краснодара нами были сформированы две группы учащихся – экспериментальная и контрольная. На констатирующем этап экспериментальной работы была проведена диагностика технического мышления учащихся по тесту Беннета, определяющий технические способности личности. Результаты исследования показали, что для половины учащихся характерны средний и низкий уровень технического мышления.
На следующем этапе в экспериментальной группе был проведен формирующий эксперимент развития технического мышления учащихся на уроках технологии средствами познавательных задач:
а) задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
б) задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
в) задачи на распознавание натуральных объектов.
г) задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
ж) задачи, связанные с самонаблюдением.
д) задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Формы работы: занятия теоретического характера, занятия практического характера, соревнования. Методы: активные методы обучения, в том числе метод проектов, объяснительно-иллюстративный (предъявление информации различными способами – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
технологическими картами и др.); эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.), проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Результаты повторной диагностики показали, что 40% учащихся ЭГ и 15% учащихся ЭГ имеют высокий уровень технического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, заинтересованность, активность.
Средний уровень технического мышления имеют 50% учащихся ЭГ и 45% учащихся КГ. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.
Низкий уровень технического мышления имеют 10% учащихся ЭГ и 40% учащихся КГ. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности, отсутствие умений объяснить назначение своих поделок, области их применения. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Творческое воображение сформировано на низком уровне.
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем технического мышления увеличилось с 15% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала развитию технического мышления учеников в 7 классе. В контрольной группе динамика незначительная.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б.Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 1980. – 230 с. – ISBN 978-5-288-04396-3. -
Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов. / Л.П. Антонов. – Москва: Просвещение, 2016. – 320 с. -
Атутов, П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. / П.Р. Атутов // Избранные труды в 2-х томах. Под ред. д.п.н., профессора Г.Н. Пикольской. Том 2. – Москва: Кумир, 2011. – 368 с. -
Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. – Москва: Педагогика, 1987. – 367 с. -
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону, 2009 – 380 с. – ISBN 5-222-00465-1. -
Беляев, М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. − Москва: Просвещение, 2007 – 583 с. -
Богатырев, А.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: учебное пособие. / А.Н. Богатырев, А.В. Коптелов, Г.П. Пекрасова. – Киров: Издательство ВГГГУ, 2018. – 124 с. -
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – Москва: 2008 – 249 с. – ISBN 978-5-91180-846-4. -
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя / В.Б. Бондаревский – Москва, Просвещение, 2005 – 280 с. -
Брунер, Д.Ж. Психология познания. / Под ред. А.Р. Лурия. – Москва: Наука, 1997. – 412 с. -
Букатов, В.М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Москва: Школьная лига, 2013 – 256 c. – ISBN 978-5-98166-033-7. -
Василевская А.М. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества: монография. / А.М. Василевская, Р.А. Пономарева. – Киев: Вища школа, 2018. – 144 с. -
Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 1996. – 414 с. – ISBN 978-5-17-050057-4. -
Гилева, Е.А. Педагогические условия формирования технологической и проектной культуры учащихся. Сборник методических материалов «От образовательно-культурного комплекса к проектной культуре». / Е.А. Гилева. – Пермь, 2011. – С. 67–103. -
Гильбух, Ю.З. Развитие технического мышления // Школа и производство. / Ю.З. Гильбух. – 2008. – № 11. – С. 3–6. -
Гильбух, Ю.З. Что такое техническое мышление? / Ю.З. Гильбух. // Трудовое обучение.– 2016. – № 6. – С. 27–32. -
Горохов, В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин: монография. / В.Г. Горохов. – Москва: Высшая школа, 2004. – 112 с. -
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. / В.В. Гузеев. – Москва: Народное образование, 2011. – 240 с. – ISBN 5-87953-148-1. -
Давлетшин, М.Г. К вопросу о техническом мышлении // Материалы Всесоюзного симпозиума по проблемам мышления и общения. Алма-Ата, 2003. – С. 38–39. -
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 2006. – 240 с. -
Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. – Москва: Академический Проект, Альма Матер, 2016 – 544 c. – ISBN 978-5-8291-1162-5. -
Ерманский, О.А. Научная организация труда и система Тэйлора. / О.А. Ерманский – Москва: Госиздат, 2015. – 380 с. -
Завалишина, Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: экспериментально-теоретическое исследование. / Д.Н. Завалишина. – Москва: Наука, 2005. – 221 с. -
Занков, Л.В. Беседы с учителями. / Л.В. Занков. – Москва: Просвещение, 1997. – 200 с. -
Зверева, Н.М. Дидактика для учителя: учебное пособие. / Н.М. Зверева. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр Т.Е. Маскаева. – 1996. – 131 с. -
Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: учебное пособие. / Н.М. Зверева. – Москва: Педагогическое общество России, 2001.– 256 с. – ISBN 5-93134-100-5. -
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва: МПСИ, 2010 – 448 с. -
Иванов, П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизации в процессе трудового обучения // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся: тезисы докладов на межвузовской конференции. Министерство просвещения РСФСР / Под ред. П.И. Иванова. – Москва: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1988. – 211 с. -
Кайзер, Г. Исследование процесса решения технических задач / Г. Кайзер. // Вопросы педагогики профессионального образования.– Москва, 2015. – С. 15-22. -
Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Москва: Педагогика, 2001. – 200 с. -
Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике. / Б.М. Кедров. – Москва: Молодая гвардия, 2007. – 192 с. -
Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. / М.В. Кларин. – Москва: Педагогика, 1994. – 222 с. – ISBN 978-5-88915-113-5. -
Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. / М.В. Кларин. – Москва: Знание, 2009. – 75 с. – ISBN 5-07-000132-9. -
Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 2002 – 253 с. -
Ксензова, Т.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. / Т.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2010. – 224 с. – ISBN 5-93134-051-3. -
Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). / Т.В. Кудрявцев. – Москва: Педагогика, 2005. – 304 с. -
Кудрявцев, Т.В. Развитие технического мышления учащихся. / Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская. – Москва: Высшая школа, 2014. – 88 с. -
Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт-Петербург, 2012 – 220 с. -
Ленк, Х. Размышления о современной технике / Под ред. В.С. Стёпина. – Москва: Аспект-Пресс, 2006. – 183 с. – ISBN 5-7567-0052-8. -
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. – Москва: Педагогика, 2011. – 186 с. -
Лопанова, Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: учебно-методическое пособие. / Е.В. Лопанова, Т.Б Рабочих. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2017. – 120 с. -
Маринко, Г.И. Диалектика современного научно-технического знания. / Г.И. Маринко – Москва: Издательство Московского университета, 2005. – 94 с. -
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 2009 – 192 с. – ISBN 5-09-001744-1. -
Мелехина, С.И. Проектная деятельность учащихся 8-9-х классов на уроках технологии: учебно-методическое пособие. / С.И. Мелехина. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2013. – 304 с. -
Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: избранные психологические труды / Под ред. И.С. Якиманской. – Москва: Педагогика, 2009. – 218 с. – ISBN 5-7155-0198-9. -
Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы Международного семинара. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 178 с. – ISBN 5-9252-0462-X. -
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2009 – №2. – С. 5. -
Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – Москва: Академия, 2016. – 619 с. – ISBN 978-5-4468-0229-6. -
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Москва, 2022. -
Самородский, П.С. Проектно-технологическая подготовка школьников (психология, педагогика и эргономика технического труда): научно-методическое издание. / П.С. Самородский. – Москва: Вентана-Графф, 2015. – 300 с. – ISBN 5-88543-035-7. -
Серебренников, Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для вузов/ Л.Н. Серебренников. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 226 с. – ISBN 978-5-534-06302-8. -
Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры. / В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана Графф, 2018. – 268 с. – ISBN 5-88543-057-8. -
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина – Москва: Знание, 2003 – 96 с. -
Тищенко, А.Т. Технология. 7 класс. Учебник. ФГОС. /
А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – Москва: Вентана Графф, 2022. – 272 с. – ISBN 978-5-09-087828-9. -
Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2013 – 268 с. -
Чебышева, В.В. Психология трудового обучения. / В.В. Чебышева. – Москва: Просвещение, 2016. – 312 с. -
Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной / Е.В. Чернобай. – Москва: Просвещение, 2014. – 383 c. – ISBN 978-5-09-031957-7. -
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва, 2009 – 211 с. -
Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Шукина. – Москва: Педагогика, 2008 – 209 с. -
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Шукина. – Москва: Педагогика, 2011 – 196 с. -
Яровая, И.Н. Сборник задач по техническому труду. / И.Н. Яровая, Н.Т. Малюта, В.Н. Рыбенцев. – Москва: Просвещение, 1976. – 136 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления»
Описание
Данный тест предназначен для того, чтобы оценивать техническое мышление человека, в частности – его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.
В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Задача испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков найти правильное решение изображенной на нем задачи.
На всю работу над тестом отводится 25 мин.
| 1. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня? 1. В направлении стрелки А 2. В направлении стрелки В. 3. Не знаю |
| 2. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении? 1. Гусеница А 2. Гусеница В 3. Не знаю |
| 3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается нижнее колесо? 1. В направлении А 2. В обоих направлениях 3. В направлении В |
| 4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стрелок? 1. Вперед-назад по стрелкам А—В 2. В направлении стрелки А. 3. В направлении стрелки В |
| 5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1. и 2, то в каком направлении будет двигаться диск? 1. В направлении, указанно? стрелкой А. 2. В направлении стрелки В 3. В направлении стрелки С |
| 6. Нужны ли обе цепи, изображение на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой? 1. Достаточно цепи А. 2. Достаточно цепи В. 3. Нужны обе цепи. |
| 7. В речке, где вода течет в направлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними падает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее? 1. 2. 3. |
| 8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что колесо X? 1. 2. 3. Оба колеса. |
| 9. Какая цепь нужна для поддержки груза? 1. 2. 3. |
Ведущая шестерня | 10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом направлении не вращается ни одна из шестерен? 1. 2. 3. Не вращается ни одна. |
| 11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью? Ось А вращается быстрее. Ось В вращается быстрее. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью |
| 12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X? 1. В направлении стрелки А. 2. В направлении стрелки В. 3. В том и другом направлениях. |
| 13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит? 1. 2. 3. |
| 14. В каком направлении будет вращаться вертушка, приспособленная для полива, если в нее пустить воду под напором? В обе стороны. В направлении стрелки А В направлении стрелки В |
| 15. Какая из рукояток будет держаться под напряжением пружины? 1. Не будут держаться обе. 2. Будет держаться рукоятка А. 3. Будет держаться рукоятка В. |
| 16. В каком направлении кровать передвигали в последний раз? 1. В направлении стрелки А. 2. В направлении стрелки В. 3. Не знаю. |
| 17. Колесо и тормозная колодка изготовлены из одного и того же материала. Что быстрее износится: колесо или колодка? 1. Колесо износится быстрее. 2. Колодка износится быстрее. 3. И колесо, и колодка износятся одинаково. |
| 18. Одинаковой ли плотности жидкостями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая шары одинаковые)? 1. Обе жидкости одинаковые по плотности. 2. Жидкость А плотнее. 3. Жидкость В плотнее. |
| 19. В каком направлении будет вращаться вентилятор под напором воздуха? 1. В направлении стрелки А. 2. В направлении стрелки В. 3. В том и другом направлениях. |
| 20. В каком положении остановится диск после свободного движения по указанной линии? 1. В какого угодно. 2. В положении А. 3. В положении В. |
| 21. Какими ножницами легче резать лист железа? 1. 2. 3. |
| 22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски? 1. Колесо А вращается быстрее. 2. Оба колеса вращаются с одинаковой скоростью. 3. Колесо В вращается быстрее. |
| 23. Как будет изменяться форма запаянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать? 1. Как показано на рисунке А. 2. Как показано на рисунке В. 3. Как показано на рисунке С. |
| 24. Какая из шестерен вращается быстрее? 1. 2. 3. |
| 25. С каким шариком столкнется шарик X, если его ударить о преграду в направлении, указанном сплошной стрелкой? 1. С шариком А. 2. С шариком В. 3. С шариком С. |
| 26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины. В каком направлении нужно вращать ведущее колесо (левое), чтобы колесо Х вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой? 1. В направлении стрелки А. 2. В направлении стрелки В. 3. Направление не имеет значения. |
| 27. Если первая шестерня вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается верхняя шестерня? 1. В направлении стрелки А. 2. В направлении стрелки В. 3. Не знаю. |
| 28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть? 1. 2. 3. |
| 29. Какими кусочками льда можно быстрее охладить стакан воды? 1. Куском на картинке А. 2. Кусочками на картинке В. 3. Куском на картинке С. |
| 30. На какой картинке правильно изображено падение бомбы из самолета? 1. На картинке А. 2. На картинке В. 3. На картинке С. |
| 31. В какую сторону занесет эту машину, движущуюся по стрелке, на повороте? 1. В любую сторону. 2. В сторону А. 3. В сторону В. |
| 32. В емкости находится лед. Как изменится уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния? 1. Уровень повысится. 2. Уровень понизится. 3. Уровень не изменится. |
| 33. Какой из камней, А или В, легче двигать? 1. 2. Усилия должны быть одинаковыми. 3. |
| 34. Какая из осей вращается медленнее? 1. 2. 3. |
| 35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче? 1. Ящик А легче. 2. Ящик В легче. |
| 36. Бруски А и В имеют одинаковые сечения и изготовлены из одного и того же материала. Какой из брусков может выдержать больший вес? 1. Оба выдержат одинаковую нагрузку. 2. 3. |
| 37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуаров А и В, заполненных доверху. 1. Как показано на рисунке А. 2. Как показано на рисунке В. 3. До высоты резервуаров. |
| 38. Какой из этих цельнометаллических предметов охладится быстрее, если их вынести горячими на воздух? 1. 2. 3. |
| 39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск катнуть? 1. В положении А. 2. В положении В. 3. В любом положении. |
| 40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева? 1. В месте А. 2. В месте В. 3. В месте С. |
| 41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие равные объемы? 1. На емкости А. 2. На емкости В. 3. На емкости С. |
| 42. На каком из рисунков правильно изображена вода, выливающаяся из отверстий сосуда? 1. На рисунке А. 2. На рисунке В. 3. На рисунке С. |
| 43. В каком пакете мороженое растает быстрее? 1. В пакете А. 2. В пакете В. 3. Одинаково. |
| 44. Как будет двигаться подвешенный груз, если верхнее колесо вращается в направлении стрелки? 1. Прерывисто вниз. 2. Прерывисто вверх. 3. Непрерывно вверх. |
| 45. Какое из колес, изготовленных из одинакового материала, будет вращаться дольше, если их раскрутить до одинаковой скорости? 1. 2. 3. |
| 46. Каким способом легче везти камень гладкой дороге? 1. 2. 3. |
| 47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестеренчатого насоса, если его шестерня вращается в направлении стрелок? В сторону А. В сторону В. В обе стороны. |
| 48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипеде тяжелее? 1. При передаче типа А. 2. При передаче типа В. 3. При передаче типа С. |
| 49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок перемешать? 1. Уровень повысится. 2. Уровень понизится. 3. Уровень останется прежним. |
| 50. Зубчатая рейка Х двигается полметра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни? |
| 51. Какая из шестерен, А или В, вращается медленнее, или они вращаются с одинаковой скоростью? 1. Шестерня А вращается медленнее. 2. Обе шестерни вращаются с одинаковой скоростью. 3. Шестерня В вращается медленнее. |
| 52. Какая из лошадок должна бежать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая? 1. 2. Обе должны бежать с одинаковой скоростью. 3. |
| 53. Из какого крана сильнее должна бить струя воды, если их открыть одновременно? 1. Из крана А. 2. Из крана В. 3. Из обоих одинаково. |
| 54. В каком случае легче поднять одинаковый по весу груз? 1. В случае А. 2. В случае В. 3. В обоих случаях одинаково. |
| 55. Эти тела сделаны из одного и того же материала. Какое из них имеет меньший вес? ело В. Оба тела одинаковы по весу. |
| 56. В какой точке шарик двигается быстрее? 1. В обоих точках, А и В, скорость одинаковая. 2. В точке А скорость больше. 3. В точке В скорость больше. |
| 57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте. 1. Рельс А 2. 3. Оба рельса должны быть одинаковыми по высоте. |
| 58. Как распределяется вес между крюками А и В? 1. Сила тяжести на обоих крюках одинаковая. 2. На крюке А сила тяжести больше. 3. На крюке В сила тяжести больше. |
| 59. Клапаны какого насоса находятся в правильном положении? 1. 2. 3. |
| 60. Какая из осей вращается медленнее? 1. 0сь А. 2. 3. |
| 61. Материал и сечения тросов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку? 1. Трос А 2. Трос В 3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку. |
| 62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега? 1. 2. Трактор В 3. Оба трактора должны отъехать на одинаковое расстояние |
| 63. У какой из калиток трос поддержки закреплен лучше? 1. У обоих калиток закреплен одинаково. 2. У калитки А закреплен лучше. 3. У калитки В закреплен лучше. |
| 64. Какой талью легче поднять груз? 1. Талью А 2. 3. Обеими талями одинаково |
| 65. На оси Х находится ведущее колесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее? 1. Конус А 2. Оба конуса будут вращаться одинаково. 3. Конус В |
| 66. Если маленькое колесо будет вращаться в направлении, указанном стрелкой, то как будет вращаться большое? В направлении стрелки А В обе стороны. 3. В направлении стрелки В |
| 67. Какой из тросов удерживает столб надежней 1. 2. Трос В 3. |
| 68. Какой из лебедок труднее поднимать груз 1. Лебедкой А 2. Обеими лебедками одинаково. 3. |
| 69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закрепить трос? 1. Как показано на рис. А. 2. Как показано на рис В. 3. Как показано на рис. С. |
| 70. Какая из цепей менее напряжена? 1. Цепь А 2. 3. Обе цепи напряжены одинаково |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б