Файл: Выпускной квалификационной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13

Глава II. Содержание и общие требования к исследовательской
работе
Введение - это пролог всего исследования, его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнения реферата, курсовой или ВКР и оценивает, насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования, грамотно ли они использованы и т. д. Состав «Введения» - описание научного аппарата, который зависит от того, какая работа выполняется. Если пишется реферат, то там будут изложены актуальность темы, цель реферирования, предмет и методы исследования. Если же это курсовая работа, то, кроме тех компонентов, которые входят в реферат, во «Введении» конкретизируются объект и задачи исследования. В ВКР полностью представлен весь научный аппарат.
Объем «Введения» - примерно 1/10 от всей работы, т. е. конкретного текста реферата, курсового или ВКР. Его место - сразу после «Оглавления» перед основной частью.
Требования к написанию «Введения» таковы:
 печатается на отдельных страницах;
 ни в «Оглавлении», ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы;
 все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием; каждый компонент излагается с новой строки с отступом 1,25 см.
Все компоненты исследования располагаются в следующем порядке:
- актуальность
- противоречие
- проблема
- цель
- гипотеза
- объект
- предмет
- задачи
- методы
- методологические основы
- база исследования
- этапы исследования
(поисково-теоретический, опытно
– экспериментальный /практический, заключительно-обобщающий)

14
- практическая значимость
- апробация и внедрение результатов исследования
- структура и объем исследования.
Введение
Актуальность исследования. Согласно целям, обозначенным в ФГОС НОО, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование, одной из которых является коммуникативная компетентность.
Современные исследования подчеркивают особую актуальность идеи развития личности в стремительно развивающемся информационном обществе. Образовательное пространство мыслится как максимально обеспечивающее условия для раскрытия творческих сил каждого ребенка. Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции.
Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ФГОС НОО определяет состав коммуникативных действий, куда входят: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
У педагога возникает необходимость в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции учащегося.
Развитие коммуникативных навыков младших школьников является одной из многих ключевых вопросов современной педагогики. Способность к общению, сотрудничеству, коллективной деятельности необходимы для организации успешной учебной деятельности и эффективной социализации не только в рамках школы, но и общества в целом. Постигая элементы коммуникативной культуры, младший школьник намного успешней реализует свой потенциал.
Актуальность исследования заключается в том, что в обществе угрожающе растет количество детей, испытывающих разнообразные коммуникативные трудности в ситуациях межличностного взаимодействия и неспособных конструктивно их преодолевать. Это, несомненно, тормозит развитие ребенка как субъекта общения, обусловливает деструктивно- защитные формы его социального поведения, нередко приводит к одиночеству, эмоциональным и коммуникативным нарушениям


15
Значение развития коммуникативной компетенции на данный момент противоречит с обстановкой в школе, которая заключается в ограниченности общения, отсутствием или низкой мотивации к чтению, сотрудничеству, коллективной работе, что, несомненно, тормозит развитие коммуникативных умений и является актуальной проблемой образовательного процесса начальной школы.
В отечественной психологии проблему общения рассматривали Л.С. Выготский, Л.И.
Божович, А.Н. Леонтьев и др. Вопросы изучения особенностей общения младших школьников освещены в научных работах А.А. Басова, В.А. Беликова, В.Г. Бочаровой, Л.П.
Гурьяновой, Р.А. Литвак, М.И. Лисиной и др.
Теоретические основыразвития коммуникативных умений личности анализировались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И.
Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, В. С. Мухиной, В. Н.
Мясищева, и др.
Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется должного внимания.
Учеными проанализирована сущность коммуникативных навыков, предложены способы их развития. Младший школьный возраст рассматривают как необходимый процесс формирования образцов поведения, приобщения к нормам, навыкам и ценностям для успешного нахождения в обществе.
Работа по совершенствованию коммуникативных навыков проводится во всех образовательных учреждениях, однако во многом такая деятельность не может быть плодотворна, организовываясь лишь на уроках.
В психологии и педагогике широко обсуждаются вопросы онтогенеза детского общения, однако недостаточно рассматривается вопросы дизонтогенеза коммуникативного развития детей, условий, методов и средств их преодоления и профилактики коммуникативных трудностей.
Цель исследования: на основеанализа педагогического опытаопределить наиболее эффективные средства преодоления и профилактики коммуникативных трудностей младших школьников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: использование разнообразных заданий в рамках развивающих программ, обогащающих поведенческий репертуар младших школьников, в том числе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, поможет преодолеть коммуникативные трудности.
Объект исследования: коммуникативные трудности младших школьников.
Предмет исследования: преодоление коммуникативных трудностей у младших школьников,
в том числе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Провести аспектный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
2. Охарактеризовать и классифицировать трудности, возникающие у младших школьников при общении.


16 3. На основе изучения опыта работы образовательных учреждений описать диагностический материал и развивающие программы по преодолению коммуникативных трудностей у младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации в рамках темы исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
 теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
 наблюдение за младшими школьниками в процессе учебной деятельности;
 описание педагогического опыта работы образовательных учреждений;
 педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составили исследования А.А. Бодалева,
Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского об особенностях общения младших школьников; положения о формировании коммуникативных способностей младших школьников в процессе игры (Н.В. Клюева, Р.В. Овчарова, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшурина, А.А. Шустова и др.) труды психологов, рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровина,
Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); о роли общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); о значении невербальных средств в процессе общения (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А.
Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов ).
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 36». Выборку составили ученики 3 «Г» класса (32 человека).
Исследование осуществлялось в три этапа:
Поисково-теоретический: анализ научно – методической литературы; определение научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
Опытно – практический: описание приемов реализации развивающих программ, обогащающих поведенческий репертуар младших школьников, в том числе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; проверка рабочей гипотезы; обработка полученных результатов.
Заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; разработка рекомендаций по преодолению коммуникативных трудностей у младших школьников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования: разработаны разнообразные приемы, обогащающие поведенческий репертуар младших школьников, в том числе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в рамках развивающих программ; доказана их эффективность.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования - статьи «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Проблемы затрудненного общения в младшем школьном возрасте» представлены на межрегиональных научно-практических конференциях «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в образовательной организации: состояние, перспективы, инновации» (Астрахань, 2019) и «Новом веку - новое образование: тенденции, инновации, перспективы» (Астрахань,2020).


17
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 35 наименований.
Выпускная квалификационная работа включает 3 приложения. Общий объем работы 51 страница.
Основная часть - это условное название описания всего исследования
(содержательной части ВКР).
Она строится на основе спроектированного научного аппарата. Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованию предмета исследования выбранными вами методами. Все, что было спроектировано и описано во «Введении», в этой части начинает «работать».
Построение основной части ВКР более подробно. Выделяются две или три главы, которые делятся на параграфы. Каждая глава имеет свое содержательное название, как и параграфы.
Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, вторая
- описанию программы и хода эксперимента и рассмотрению его результатов, разработке методических рекомендаций.
В ВКР каждая глава заканчивается специальным разделом, не имеющим своей нумерации, - «Выводы по главе», которые не выносятся в оглавление.
Выводы - новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале. В выводах он служит лишь основанием для новых идей, суждений, положений, рекомендаций. Чаще всего выводы делаются там, где у авторов работ есть свои собственные суждения и когда применяются различные методы анализа научных и практических исследований. Выводы по главам могут строиться индуктивно и дедуктивно.
Требования к ним: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.
Заключение исследования.Каждое исследование имеет «Заключение» - эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение: показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, а гипотеза доказана. Существуют разные виды «Заключения»: резюме; выводы; собственно заключение.
Заключение - это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы. Кроме того, в «Заключении» содержится оценка теоретической и практической значимости работы, что может выходить за пределы темы. Выбор вида «Заключения» зависит от:
 сложность работы: для реферата бывает достаточно резюме, для курсовой - выводов,, а для ВКР - заключения;
 характер содержания работы, т. е. от того, какие методы работы были использованы; чем сложнее методы и менее компилятивной вышла работа, тем целесообразнее выбор выводов и даже заключения;