Файл: Выпускной квалификационной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
 владение автором технологией выполнения этих видов завершения своего исследования.
Построение «Заключения» зависит от выбранного вида. Его наиболее полный вариант соответствует следующему:
 утверждение о достижении цели исследования и доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;
 резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
 новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
 определение научной новизны проделанной работы;
 установление практической значимости проделанного.
По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к
«Введению», наиболее внимательны и научный руководитель, и оппоненты, дающие отзыв на работу. Его объем определяется характером работы. Но существует условный норматив. Как и на «Введение», на него отводится не более 1/10 части всего текста.
Приложение - это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения вашего исследования и не вошедший в текст основной части. Оно имеет дополняющее значение. Приложение, как правило, используется в ВКР и редко в рефератах и курсовых, его состав определяется замыслом исследователя. Видыприложений разнообразны: копии планов и программ; фотографии; тексты тестов и опросников; образцы детских рисунков и сочинений; отчеты; рапорты; документы или выписки из них; уставы; положения и т. п.
Каждое приложение оформляется отдельно. В правом углу первой границы пишется: Приложение 1, Приложение 2. В приложения не выносятся статистические таблицы, диаграммы экспериментов; они входят непосредственно в текст. Материал приложения не учитывается в объеме работы. В «Оглавлении» указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием. В целом они не должны превышать 1/3 всего текста работы.
Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Диагностика определяет относительный уровень развития ребѐнка, его потенциальные возможности, выявляет изменения уровней и те новообразования, которые в нѐм происходят.
При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойственен свой индивидуальный путь

19 развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный
(актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка. Это искусство найти в ученике то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у учителя во многом зависит от его знаний и опыта. Не увлекайтесь количеством диагностического материала. Диагностика должна быть п о
добрана с учетом возраста испытуемых, иметь читаемый ключ к обработке полученного материала.
Для выявления уровня сформированности системы природоведческих понятий учитель использует методику «Недописанные тезисы» Юлии
Анатольевны Полещук.
Инструкция: Я прочитаю вам вопросы и три варианта ответов. Вам необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов.
Вопросы:
1. Какие организмы используют как показатели загрязнения? а) животные; б) лишайники; в) растения.
2. Почему человек создает сады и парки в городе? а) чтобы растения обогащали кислородом воздух; б) чтобы люди гуляли; в) чтобы было красиво.
3. Какие вещества люди добывают из морской воды? а) морскую соль; б) сахар; в) рыбий жир.
4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, потому что океан от этого не пострадает? а) да; б) нет.
5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия? а) морская свинка; б) морская корова; в) морская собака.
6. Какая вода встречается в озерах? а) пресная; б) соленая; в) в одних пресная, в других соленая.
7. К чему приводят загрязнения водоемов? а) гибнет рыба; б) по берегам чахнут растения; в) размножаются водоросли.
8. Как служат почве дождевые черви? а) уничтожают вредителей; б) перерабатывают опавшие листья; в) роют подземные ходы.
9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва? а) в лесу; б) в городе; в) на лугу.


20 10. Где выращивают редкие растения: а) в заповедниках; б) в садах и парках города; в) в ботаническом саду.
11. Из чего можно составить букеты? а) из редких цветов; б) из растений, выращенных человеком.
12. Что будет, если в лесу станет мало птиц? а) деревья могут погибнуть; б) ничего не случится; в) не услышим птичьих песен.
13. Какое животное может дольше других быть в состоянии спячки без еды? а) мышь; б) бобер; в) еж; г) медведь.
14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда? а) синица; б) кукушка; в) филин; г) соловей.
15. Какое из перечисленных животных запасает себе корм на зиму? а) лошадь; б) волк; в) белка.
Данная методика позволяет выявить три уровня сформированности природоведческих понятий.
Высокий уровень: сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень: недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Младшие школьники не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий
уровень: младшие школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.
Эксперимент - это система приемов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания.
Эксперимент всегда связан с практической деятельностью, предполагает осуществление определенного воздействия и представляет собой комплекс методов и средств изучения явлений. Состав эксперимента:

21
 объект и предмет исследования как зависимая переменная;
 методы и средства преобразования предмета в объекте как независимые переменные;
 технология использования независимых переменных;
 диагностика и методы диагностики результатов влияния независимых переменных на зависимые.
Объект и предмет экспериментирования - это те дети или педагоги и их качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать.
Конкретные люди, группы, классы и другие общности в эксперименте представляют объект экспериментирования (но, заметьте, не объект всего исследования). Их нравственные, умственные и другие качества, которые мы развиваем, - это предмет экспериментирования (но не предмет всего исследования). Развиваемые качества у определенных детей есть зависимые переменные, т.е. зависящие от внешних условий и воздействий экспериментатора. Изменение зависимых переменных и становится целью эксперимента. Содержательно, но не по формулировке, цели и предмет последнего полностью совпадают.
При определении объекта экспериментирования устанавливается точное число участников, например детей. Их (обладающих определенными характеристиками) может быть очень много. Для выявления особенностей или закономерностей изменения изучаемых качеств
(предмета экспериментирования) достаточно сделать выборку (определить количество детей-участников), которая должна быть репрезентативной.
Репрезентативность - это свойство выбранного количества участников эксперимента проявлять те же свойства и особенности, которые присуши всей совокупности таких же людей.
Графические материалы в исследовании
Графики - это наглядное изображение словесного материала посредством арифметических и геометрических средств и художественных образов: чисел, плоскостей, линий, точек, цвета и др. С помощью графиков устанавливается соотношение определенных величин, их функциональная взаимозависимость.
Виды графиков, используемых в гуманитарных исследованиях, достаточно многочисленны: линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи, номограммы и др.
Все виды графического изображения информации, за исключением таблиц, могут обозначаться обобщенно одним словом «Рис.» (рисунок). Только таблицы имеют свое прямое название.


22
Нумеруются графики в исследовании отдельно по видам: у таблиц отдельная сквозная нумерация, у рисунков - отдельная.
Количество графического материала в исследовании не нормируется, оно определяется целесообразностью изложения содержания.
В тексте ВКР линейный график помещается непосредственно сразу после описания его построения и ссылки на него. График словесно описывается в тексте работы, также объясняется динамика показателей и их взаимозависимость, раскрываются выявленные тенденции.
Графики подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и заглавием, отражающим их содержание.
Кроме графиков в исследовании чаще всего используются диаграммы.
Выделяют такие виды диаграмм, как разновидности плоскостных графиков столбиковые; секторные; диаграммы Венна.
Столбиковые диаграммы, называемые еще ленточными, изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Их количество зависит от числа и времени сделанных замеров.
Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных, во времени или пространстве.
Возможно соединение столбиковых диаграмм в одну, например, при показе результатов контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.
Например:

23
Секторная диаграмма - это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величинами. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, демонстрирующими замеряемую величину. Секторные диаграммы применяются при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то.
Диаграммы подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание.
Таблица - это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме.
Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.
Требования к построению таблицы: понятность, ясность, доходчивость; логичность; краткость и четкость заголовков подлежащего; лаконизм и экономичность.
Таблица 1.
Уровни отношения к жизненным ценностям
(констатирующий эксперимент)
№ п/п
Имя испытуемого
Уровни отношения к жизненным ценностям
№ п/п
Имя испытуемого
Уровни отношения к жизненным ценностям
1.
Кирилл А. средний
10. Лилия М. средний


24 2.
Айнель А. средний
11. Лейла М. средний
3.
Илья Б. средний
12. Николай П. низкий
4.
Алена В. средний
13. Дарья П. средний
5.
Александр В. средний
14. Евгения С. средний
6.
Залина Г. низкий
15. Денис С. средний
7.
Михаил Д. низкий
16. Арина Т. низкий
8.
Сергей З. низкий
17. Денис Ш. средний
9.
Рустам К. низкий
18. Егор Ш. средний
Состав испытуемых представляется Вами в алфавитном порядке, рядом с именем ставится первая буква фамилии.

25
1   2   3

Глава III. Требования к выпускной квалификационной работе
ВКР может носить практический, опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях и теоретический характер.
Тема ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу региональной системы образования.
При подготовке выпускной квалификации работы следует:
 глубоко изучить и критически проанализировать монографическую, педагогическую и периодическую литературу;
 изучить и охарактеризовать историю исследуемой проблемы, ее практического состояния, а также педагогического опыта;
 дать четкую характеристику объекта, предмета, цели, задач и методов исследования;
 описать и проанализировать проведенный эксперимент.
Результаты самостоятельно проведенного педагогического эксперимента должны быть обобщены и на основе их сделаны выводы и практические рекомендации.
Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД: шрифт 14; интервал 1,5; отступ –
1,25; параметры страницы: верхнее – 2см, нижнее – 2см, левое – 3 см, правое –
1,5 см. каждая глава и параграфы начинаются с новой страницы. Заголовки в тексте ВКР выделяются жирным шрифтом.
Объем ВКР составляет не менее 40-50 страниц печатного текста.
Поскольку ВКР по своему характеру подразделяются на три вида, предлагаются три структуры этих работ.
ВКР практического характера:
 титульный лист;
 оглавление;
 введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются ее цели и задачи;
 основная часть, состоящая из теоретического и практического разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы.
Второй раздел посвящен проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценке ее результативности. Сюда также может войти система разработанных занятий, уроков внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-

26 методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендациями по их применению;
 заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов;
 список литературы;
 приложения.
ВКР теоретического характера:
 титульный лист;
 оглавление;
 введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются цели и задачи работы.
 основная часть, где посредством глубокого сравнительного анализа литературы и других источников раскрывается содержание работы, освещаются история исследуемой проблемы, а также дается психолого-педагогическое ее обоснование;
 заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов исследования.
 список литературы;
 приложения.
ВКР опытно-экспериментального характера:
 титульный лист;
 оглавление;
 введение, в котором раскрываются актуальность темы, ее теоретическое и практическое значение. Здесь же даются основные характеристики исследования (проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы сбора материала и проведения);
 основная часть, которая состоит из теоретического и практического разделов и может иметь две или три главы, в зависимости от темы исследования и способов решения; рассматриваются теоретические и методологические положения: история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
 в практической части дается описание хода и результатов эксперимента
(т.е. представлены план и характеристика методов его проведения, основных этапов, анализа опытно-экспериментальной работы), а также рекомендации и предложения, имеющие практическое значение.
 заключение, в котором студент проводит итоги, делает выводы и дает рекомендации по практическому применению полученных результатов;
 список литературы;
 приложения.