Файл: Дипломная работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продукт появился на западе в 2007 году и с тех пор активно развивается, а первые западные компании уже вышли на биржу публично в последние 2 года. Однако на отечественном рынке онлайн кредитование пока не получило широкого распространения, что может быть следствием следующего:

Правовой надзор за финансовой деятельностью наиболее строго реализован лишь для банков, с требованиями к соотношению собственного капитала и величины кредитного риска для покрытия убытков и другими нормативами, которые как защищают интересы клиентов, так и регулируют стабильность банковского сектора.

Последние 20 лет характеризовались сильными потрясениями для казахстанского финансового рынка. Основной вклад в негативное восприятие финансовых организаций внесли финансовые пирамиды, после участия в которых люди потеряли свои сбережения и доверие к небанковским структурам. Помимо этого, даже банки потеряли прежнее доверие: финансовый кризис 2008 года, банковский кризис 2017-2018 годов, а также политика Национального Банка Республики Казахстан по «сжиманию» банковского сектора, что привело к отзыву 3 лицензий только в 2019 году [27]. Все эти факты с одной стороны способствовали оттоку клиентов из банков, а с другой перемещению клиентской массы в государственные и другие более стабильные банки из топ 5.

Уровень финансовой грамотности в Казахстане достаточно низок, поэтому такая бизнес модель онлайн кредитования как «p2p» - то есть модель, где заемщиком и займодавцем выступает физическое лицо, невозможна. Отсюда вытекает, что основным источником ресурсов должны быть инвесторы, либо банки. Казахстанский рынок, как было сказано, не характеризуется большими объемами инвестициями в финтехе, особенно для кредитования. К тому же уровень «дефолтности» физических лиц достаточно высок и требуется серьезный методический и технический аппарат для оценки рисков, что не является способствующим фактором для инвестирования. Если же источником ресурсов будет выступать банк, то, во-первых, процентная ставка по таким кредитам будет не ниже банковской, что теряет весь смысл займа у «не банка», а во-вторых, создает дополнительного посредника, что увеличивает цену кредита.

Также следует отметить, что жизнеспособная на западе форма онлайн - кредитования «P2P» («peer – to – peer» или «person – to - person», что означает «кредитование среди равных», или «кредитование от человека человеку», т.е. кредитование идет напрямую без участия традиционных посредников на специальной платформе) основывается, прежде всего, на той предпосылке, что ставки по вкладам и депозитам в банках крайне малы и не превышают 1-2%. В Казахстане же, ставки по депозитам исторически закрепились выше (даже в стабильный период времени), поэтому физические лица- инвесторы менее склонны к риску займодавца. Это обосновывает, почему единственными организациями на рынке, которые смогут набрать критическую массу клиентов в области онлайн кредитования, а также адаптировать свой аппарат для оценки рисков к онлайн сфере, являются банки. Во 2 квартале 2019 года произошел ряд событий, свидетельствующий о том, что онлайн кредитование в скором времени будет масштабно внедряться на казахстанском рынке: ряд крупнейших банков - анонсировали запуск онлайн кредитования во второй половине 2019 года. Чтобы ограничить возможные непредвиденные риски, сначала планируется выдавать только небольшие суммы до 100 тысяч тенге, со сроком до 2-3 месяцев и умеренной ставкой, сопоставимой со средневзвешенной ставкой по потребительским банковским кредитам [28, с.39].


Лидирующие казахстанские банки не сильно отстают от западного рынка банковских институтов в плане технологической развитости, а в некоторых сферах даже обгоняют. Причиной этого является тот факт, что сама традиционная банковская отрасль в Казахстане достаточно молода по сравнению с устоявшейся западной. Сложную систему, с исторически закрепленным огромным массивом сводов и правил, менять всегда сложнее в силу наличия множества независимых подсистем.

Целесообразно рассмотреть рынок дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в Казахстане (состояние и динамику изменений финансовой сферы в онлайн среде и рэнкинг ведущих игроков рынка), а также обозреть текущее состояние мирового рынка финансовых технологий, проанализировать последние крупные сделки и характеристику задействованных игроков. Уровень проникновения ДБО достиг достаточно большого размера среди клиентов банка на 2019 год и составил около 75% клиентов, причем под ДБО здесь понимается не только интернет обслуживание, но и другие формы. Если рассматривать конкретно каналы обслуживания, связанные с сетью Интернет, то самым популярным каналов является интернет-банк, которым пользуется почти 65% всех пользователей интернета. В предыдущие годы динамика числа пользователей интернет-банка показывал беспрецедентный рост – количество пользователей выросло почти на 51% с 2016 по 2017 годы, что связано как со значительным проникновением ДБО каналов (с 55% до 66% в 2017 году), так и с ростом самой аудитории интернет пользователей (рост составил 20%) [29].

За последний же период, с 2018 по 2019, проникновение интернет-банка практически остановилось. Вероятно, аудитория почти достигла своей критической массы.

Самым популярным интернет-банком в Казахстане является Kaspi Bank, который является безусловным лидером в последние годы - он охватывает 5 миллионов человек (почти 82% от всех пользователей интернет-банка в РК). Далее идут Евразийский Банк, Сбербанк и народный Банк с 9,1%, 7,1% и 6,2% соответственно.

Число пользователей мобильного банкинга продолжает расти, показывая отличную динамику за последние три года. С 2017 по 2018 годы число клиентов поднялось с 1 до 6 миллионов человек с ростом около 106,5%. Схожая тенденция наблюдается во всем мире: бум проникновения мобильных устройств пришелся на 2015-2017 годы. Сейчас смартфоны выступают базой для создания инноваций уже на их основе.

Чуть выше трех четвертей пользователей мобильного банкинга являются клиентами Сбербанка, затем идут Евразийский Банк с 7,9%, Народный Банк с 5,7% и. Как видно, лидеры для обоих лидирующих каналов не изменились.



Для каждого банка проникновение мобильного банкинга может заметно различаться, но в среднем диапазон проникновения колеблется от 10% до 25%.

При сравнении уровня проникновения мобильного банка в Казахстане с остальным миром, выявляется интересный феномен: в странах с развивающейся экономикой и более молодой банковской системой уровень проникновений заметно выше, в среднем около 40%. Так, например, в Казахстане уровень адаптации к мобильным устройствам выше, чем почти во всей Европе. Но Казахстан, в свою очередь, обгоняют Китай и Россия.

Если исследовать положения различных банковских сервисов ДБО с точки зрения качества, то можно использовать исследование «Internet banking Rank 2018», которое проводит Markswebb на ежегодной основе. В качестве критериев оценки фигурируют два показателя – функциональность и удобство. Рассмотрим рейтинг эффективности интернет - банков для частных лиц см.табл.9
Таблица 9. Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц, 2018 г.

Позиция в рейтинге

Банк

Оценка

1

Kaspi Bank

79,8

2

Евразийский банк

79,5

3

Сбербанк России

62,5

4

Форте банк

61,1

5

Народный Банк

57,1

6

ВТБ 24

56,8

Примечание: составлено автором на основании источника [30]


Итак, при сравнении розничных интернет- банков с точки зрения качества, по крайней мере два лидера (по объему аудитории) сменилось. Так первое место занимает Kaspi Bank (в то время как Сбербанк занимает лишь 3), затем идут
и Евразийский Банк соответственно, которые являются также одними из лидеров и по аудитории. ВТБ 24, занимающий, находится лишь на 6 месте (таб. 10).
Таблица 10. Рейтинг эффективности мобильных банков для iPhone, 2018 г.

Позиция в рейтинге

Мобильный банк

Оценка

1

Kaspi Bank

73,4

2

Евразийский банк

60,8

3

Сбербанк

60,4

4

Форте банк

60,2

Примечание: составлено автором на основании источника [30]


Kaspi Bank и Евразийский банк продолжают занимать лидирующие места. Однако далее мы наблюдаем, что Сбербанк в свою очередь занимает 3 место. Очевидны, в данном случае, приоритеты развития банков.

Кардинально другой сферой обслуживания в ДБО являются технологии интернет-банка и мобильного банка для малого бизнеса и предпринимателей. Агентство Markswebb оценивает эффективность и этих инструментов,
целесообразно проанализировать банков - лидеров.

Таблица 11. Рейтинг эффективности интернет-банков для малого бизнеса, 2018 г.

Позиция в рейтинге

Интернет-банк

Оценка

1

Kaspi Bank

83,1

2

ВТБ24

59,9

3

Форте банк

57,7

4

Евразийский банк

57,5

5

Сбербанк

56,7

Примечание: составлено автором на основании источника [30]



Как видно из таблицы, в данной области появляются совсем другие игроки. Следует отметить, что в списке топ-5 присутствует и «пионеры» розничного банкинга ВТБ24 и Евразийский банк, а вот Сбербанк здесь не является лидером (таб. 11).

По последним данным Национального Банка Республики Казахстан совокупные активы банковского сектора Казахстана по состоянию на 1 января 2020 года составили 26,814 триллионов тенге, что показывает увеличение на 6,2% по сравнение с 2019 годом:


Рисунок 2. Структура активов банковского сектора РК на 1.01.2020г.

Примечание: составлено автором на основании источника [31]
На долю кредитования выпадает значительная часть в активах банков, в связи с этим провизии по ссудному портфелю сформированы в размере 1,964 трлн тенге, или 13,3% от ссудного портфеля (на начало 2019 года – 1,777 трлн тенге или 12,9%).

Учитывая формирующиеся тенденции на рынке, опишем возможный вариант внедрения продукта онлайн кредита на примере АО «Kaspi Bank».

На первом этапе целесообразно разработать структуру кредитного процесса. Оценочная структура «дорожной карты» внедрения продукта банком:

Подготовительный этап. 1. Разработка «базового» кредитного продукта.

С учетом больших операционных и кредитных рисков первоначальная стратегия подразумевает «пилотный» продукт, минимизирующий возможные риски. Возьмем стандартный нецелевой потребительский кредит, с максимальной суммой займа до