Файл: Дипломная работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5. Динамика роста кредитного портфеля розничного кредитования в АО "Народный банк Казахстана" филиала Алматинской области, тыс. тенге

Виды розничных займов

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Розничные займы всего, в т.ч.:

398,533

490,643

605,07

удельный вес, в %

26,90%

29,80%

27,80%

- потребительские займы

291,471

352,028

407,905

удельный вес, в %

16,00%

18,00%

16,00%

- ипотечные займы

107,062

138,615

197,165

удельный вес, в %

6,00%

7,00%

8,00%

Примечание - составлено автором на основании источника [26].


Как видно из таблицы 5, в АО "Народный банк Казахстана" объем розничного кредитного портфеля за три года увеличился на 51,8%, что, несомненно, свидетельствует о том, что банк более масштабно осуществляет потребительское кредитование физических лиц. В разрезе розничных займов наибольшую долю занимают потребительские займы, и их прирост составил или 40,0%. Рассмотрим качество ссудного портфеля за 2018-2020 гг. (смотри таблицу 6).

Таблица 6. Сведения по кредитам с просрочкой платежей и провизиям по ним АО "Народный банк Казахстана" за 2018-2020 гг.

Всего кредитов, млрд. тенге

кредиты с просрочкой платежей

сформированные провизии

сумма просроченной задолженности по кредитам, включая просроченное вознаграждение, млрд. тенге

сумма

(тыс. тенге)

доля

(в %)

сумма

(тыс. тенге)

доля

(в %)

продолжение таблицы 6

2018 год

1 788,6

273,6

15,3

279,97

15,7

224,7

2019 год

2 279,3

324,6

14,2

296,06

13

228,8

2020 год

2 344,6

301,47

12,8

289,4

12,4

229,34

Примечание - составлено автором на основании источника [26].



Таким образом, из данных таблицы 6 видно, что в целом объем выданных кредитов АО "Народный банк" за три года вырос по сравнению с 2018 годом на 556 тыс. тенге или на 31,08%.

Также следует отметить, что хотя абсолютный размер кредитов с просрочкой платежей вырос на 10,2% и составил в 2020 году 301,47 тыс. тенге, удельный вес его в общем ссудном портфеле снизился на 2,5%. Кроме того, увеличилась сумма просроченной задолженности по кредитам, включая просроченное вознаграждение в абсолютном значении на 9,43 тыс. тенге, но удельный вес также снизился на 3,3%. Несущественно снизилась доля сформированных провизий на 2% или 4,6 тыс. тенге.

Рассмотрим качество кредитного портфеля за последние 3 года на основании выполнения коэффициентов размера риска на одного заемщика (смотри таблицу 7).
Таблица 7. Динамика выполнения коэффициентов максимального размера риска на одного заемщика АО "Народный банк Казахстана" за 2018-2020 гг.

Наименование

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Коэф.максимального размера риска на одного заемщика, не связанного с банком особыми отношениями (k3) (нормативное значение – не более 0,25)

0,153

0,217

0,187

Коэф.максимального размера риска на одного заемщика, связанного с банком особыми отношениями (k3-1) (нормативное значение – не более 0,10)

0,059

0,056

0,008


Согласно данным таблицы 7 можно отметить, что данные коэффициенты банком выполнялись и находились в пределах нормы. Рассмотрим как АО "Народный банк" защищен от кредитного риска. Для этого используем показатель защищенности от кредитного риска, который определяется по формуле: (1)
Сформированный резерв на пoтepянную ссудам /

Объем ссудного портфеля (1)
В мировой практике значение этого показателя составляет 5%.

Используя данные отчетов филиала найдем и проанализируем эти показатели "Народного банка Казахстана" филиал Алматинской области за 2018-2020 гг. (таблица 8).
Таблица 8. Выполнение показателей защищенности от кредитного риска в АО "Народный банк Казахстана" за 2018-2020 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Сформированный резерв по ссудам, тыс. тенге

99,9

95,6

64,9

Объем кредитного портфеля, тыс. тенге

714,34

843,8

809,7

Примечание - составлено автором на основании источника [26].



В 2020 году этот показатель снизился на 3,3 процентных пункта с 15,6% до 12,3%. Это говорит об усилении кредитного риска в АО "Народный банк", что хотя в банке и налажена система по управлению и минимизации кредитных рисков, однако есть определенные сигналы.

В частности, введенные новые методики оценки кредитного риска и критерии оценки кредитного ранжирования кредитов и кредитного риска, но в связи с увеличением объемов кредитования и ростом безнадежных кредитов качество кредитного портфеля ухудшилось. Следовательно, нужно активизировать работу структурных подразделений на этапе оценки кредитоспособности заемщиков, именно от этого и зависит успешность кредитования и минимизации кредитного риска.

В ходе проведенного анализа выявлены основные проблемы кредитной и залоговой политики коммерческих банков и предложены основные рекомендации, применимые для их снижения и /или решения для того, чтобы определить дальнейшие направления совершенствования залоговой политики:

  1. Дальнейшая государственная поддержка банковского сектора и экономики в целом через выдачу целевых и субсидированных ссуд на развитие различных сфер экономики.

  2. Совершенствование риск - менеджмента в банковской деятельности, в частности в области кредитной политики. Одним из способов риск - менеджмента является страхование. Возникновение банковского страхования в Республике Казахстан связано с одной из наиболее рисковых банковских операций - кредитованием. Страхование является самым слабым звеном банковско-кредитной системы Республики Казахстан, что обусловлено в первую очередь финансовой несостоятельностью отечественных страховых компаний в смысле их способности обеспечить страховое покрытие крупных банковских рисков. Выход может быть найден на пути создания специализированного страхового пула по страхованию интересов банков второго уровня. В создании такого пула должны участвовать в первую очередь страховые компании, аффилированные с банками.

  3. В последнее время во многих коммерческих банках расширили штаты отделов по работе с проблемными заемщиками, что должно способствовать усилению работы по взысканию своих займов с клиентов, которые составляют проблемный портфель, увеличение предложения альтернативных способов решения проблем с погашением.

  4. Гибкая схема реструктуризации задолженность заемщиков банка, в том числе, не имеющих просроченной задолженности.

  5. Банкам совместно с регулятором необходимо будет продолжить снижение доли неработающих активов в балансах банков второго уровня. Решение этой задачи возможно будет при осуществлении комплекса мер по реструктуризации необслуживаемых кредитов, в том числе, рекомендованных МВФ и включающих внедрение перспективной диагностической оценки качества активов системных банков, укрепление режимов банкротства, взыскания залогового обеспечения.

  6. Ужесточение требований к БВУ по предоставлению информации в Первое кредитное бюро в части своевременности, точности информации, что связано не актуальностью информации кредитного бюро, что может послужить причиной принятия неправильного решения по потенциальному заемщику.

  7. Создание единообразной системы отраслевых показателей по регионам и по республике в целом, для использования и сопоставления анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков.


Таким образом, можно сделать вывод, что банку необходима дальнейшее совершенствование кредитной политики. Следует особо отметить, что вступили в силу новые требования по капиталу, которые вынуждают банки принимать меры по повышению размера капитала через объединение с другими банками или снижение юридического статуса в сторону микрофинансовой формы организации деятельности. В этих условиях Народный банк также вынужден искать способы решения данной проблемы и одним из методов стали покупка им акций Казкома.


    1. 1   2   3   4   5


Актуальные проблемы развития новых банковских продуктов в Республике Казахстан


Современные коммерческие банки, являясь основным звеном в перераспределении финансовых ресурсов страны, на нынешнем этапе более подвержены тенденциям борьбы за клиента и попыткам удержать либо укрепить свою нишу на финансовом рынке. Благодаря предоставлению банками платежных и иных услуг посредством электронных терминалов и систем удаленного доступа, есть возможность привлечь большее количество клиентов, даже не имея разветвленной сети расчетно-кассовых отделений и банкоматов. Нынешнему потребителю, при приобретении той или иной банковской услуги, остается лишь сравнить и выбрать наиболее приемлемый продукт по таким параметрам, как: цена, качество, срок, быстрота оформления и получения. Неудивительно, что в  настоящее время многие банки акцентируют внимание на качественном и удобном для клиента способе оказания услуги, в целях продвижения того либо иного продукта.

В условиях казахстанской действительности, на нынешнем этапе развития рынка банковских продуктов, целесообразней наращивать качество предоставления связанной с ним услуги, использовать новейшие информационные технологии, для удобства и быстроты обслуживания клиентов. В век стремительно развивающихся информационных технологий использование концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимания на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому, все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствованию уже существующих.

Казахстанский рынок обладает своей уникальной спецификой развития и внедрения финансовых технологий. С одной стороны, это связано с достаточно молодой банковской системой, правила и нормы функционирования которой не формировались многие десятилетия. Это значит, что ей присущая некая гибкость и возможность более быстрой адаптации к меняющимся условиям, чем на западе. С другой стороны, частые социальные и экономические потрясения обусловили особо строгую форму контроля, в частности за финансовой сферой. Кредитная операция является не только одной из самых популярных и прибыльных операций среди банковских, но и основополагающей для развития кредитно-денежного обращения и экономического роста в стране. Очевидно, что данная сфера является приоритетной с точки зрения оптимизации затрат, повышения рентабельности и расширения потенциальных заемщиков путем уникальных технологий оценки кредитоспособности. Именно поэтому, онлайн кредитование, как продукт, отвечающий перечисленным требованиям, является одним из первых финансовых технологий.