Файл: Конкурентный анализ как основа совершенствования стратегии организации (на материалах Банка втб (пао)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Чаще всего используется для формирования качественной оценки и для дальнейшей работы с ней в качестве одного из элементов.
Преимущества первичной информации:
 простота и объем получения;
 легкость работы с преобразованием;
 формирование субъективной оценки общности людей.
Недостатки первичной информации:
 не полная достоверность;
 промежуточность данных;
 стоимость сбора.
Вторичная информация – это данные, которые подверглись предварительной обработке (например, аналитическими методами).
Такая информация составляет собой большинство сведений, которые получают менеджеры даже для проведения текущей детальности фирмы.
Поскольку в результате обработки формируется читаемость для лиц, не занимающимся непосредственно сбором информации.
Работа со вторичной информацией осуществляется огромным количеством инструментов, поскольку именно на результаты ее обработки возложена задача формирование картины о деятельности компании.
Разделим вторичную информацию по степени доступности [51]:
 открытая;
 частично открытая – бухгалтерская отчетность;
 закрытая – технологическая карта.
На рисунке 4 представлены источники и методы сбора информации о конкурентах.

21
Рисунок 4 - Источники и методы сбора информации о конкурентах [51]
Выделим интернет-информацию как одну из наиболее развивающийся в настоящее время. Ее формирование доступнее и дешевле, однако не может сформировать на постоянной основе необходимой глубины проработки вопроса.
Существует 5 этапов конкурентного анализа:
1 Определение факторов деятельности организации, формирование системы оценки
2 Сбор предварительной информации о конкурентах как совокупности
3 Классификация и выявление основных конкурентов
4 Проработка особенностей организаций-конкурентов, проведение сбора информации в необходимом объеме
5 Формирование сравнительных результатов по конкурентам и организации
Место конкурентного анализа в процессе стратегического управления организацией представлено на Рисунке 5.
Сбор информации о конкурентах
Интернет- информация
Источники первичной и вторичной информации
Конкурентная разведка
Аналитический открытый метод
Персонал компании и конкуренты
Документы в закрытом и открытом доступах
Бизнес посредники
Материальные объекты

22
Рисунок 5 – Место конкурентного анализа в процессе стратегического управления
Результат конкурентной борьбы будет успешным только при опоре на конкурентные преимущества организации. Для этого требуется их знание.
Конкурентный анализ позволяет определить преимущества своевременно.
Также существует необходимость и текущего, и стратегического конкурентного анализа. Результаты текущего анализа позволят до минимума уменьшит потерю времени на реагирование при изменениях внешних условий.
Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии
Миссия, цели организации
Оценка и анализ внешней среды
Оценка внутренних возможностей организации
Корректировка стратегии
Анализ изменений
Оценка работы стратегии
Реализация стратегии
КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
Анализ условий конкуренции в отрасли и ее интенсивности
Выявление конкурентов и предварительный анализ их деятельности
Определение приоритетных и второстепенных конкурентов
Анализ деятельности и стратегий приоритетных конкурентов
Мониторинг деятельности всех конкурентов
Оценка возможности и угроз со стороны конкурентов


23
А результаты стратегического конкурентного анализа позволят достоверно оценить результаты деятельности организации и сформировать план по улучшению положения, а также обнаружить результативные решения конкурентов.
Таким образом, конкурентный анализ представляет основу совершенствования стратегии организации.
1.3. Особенности конкурентного анализа в банковской сфере
Банки имеют некоторые особенности уникальные для организаций, осуществляющих деятельность в финансовой сфере. В результате и отношения между банками-конкурентами тоже имеют особенности. Их конкурентная позиция определяется результативностью предлагаемых финансовых услуг или продуктов.
Также нельзя не рассматривать коммерческие банки при взаимодействиях с другими участниками рынка, поскольку они ведут борьбу за те же сферы удовлетворения потребностей ради достижения относительных преимуществ.
Уточним ранее сформулированное определение конкурентного анализа для банковской сферы. Конкурентный анализ в банковской сфере – это процесс сбора информации о компаниях, осуществляющих деятельность по удовлетворению потребностей клиентов в банковских продуктах, а также формирование, обработки указанной информации и её последующий анализ с целью формирования мотивированного суждения о положении нашей компании на рынке и о сравнительных преимуществах и недостатках предлагаемых услуг.
Используемые методы конкурентного анализа в банковской сфере имеют общий базис с любыми другими компаниями.
Например, пятифакторная модель анализа конкурентных условий сложившихся на рынке, разработанная Майклом Поттером.
Она предназначена для определения характеристик рынка, на котором происходит конкурентная борьба.
Основные составляющие модели М. Портера (пять движущих сил рынка):

24
 Выход на рынок новых конкурентов;
 Конкуренция среди отрасли;
 Изменение предпочтений клиентов;
 Изменение условий работы с поставщиками;
 Появление товаров-заменителей.
Влияние указанных выше факторов зависит от особенностей сферы деятельности и специфики отрасли.
Основным отличием использования конкурентного анализа в различных сферах рынка является выбор факторов конкурентоспособности для его проведения.
На рисунке 6 показаны факторы конкурентоспособности банковского сектора.
Рисунок 6 - Факторы конкурентоспособности банковского сектора [37]
В результате конкурентного анализа прогнозируется потенциал основных конкурентов. И на основе выполненного анализа разрабатывается или
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Регулирование банковской деятельности
Структура собственности
Структура капитала
Рыночная концентрация
Слияния и поглощения
Размер банка
Филиальная сеть


25
корректируется собственная стратегия банка. В настоящее время в России чаще всего стратегии разрабатываются на период до 2х лет.

26 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА КАК
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ БАНКА ВТБ
(ПАО)
2.1. Характеристика и организационная структура банка
Банк ВТБ – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. ВТБ входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Осенью 1990 года при государственной поддержке был создан
Внешторгбанк, то есть банк внешней торговли. Цель его создания - формирование условий развития внешней торговли российских предприятий.
Дальнейшее развитие было специализированно по заданному направлению и направлено на работу компаниями-экспортерами.
1   2   3   4   5   6

Финансовый кризис 1998 года серьезно повлиял на конкурентную среду.
Многие крупные банки не смогли продолжить деятельность. ВТБ сохранил финансовую устойчивость и смог активней развиваться в других направлениях банковской сферы за счет привлечения освободившейся части рынка.
Уже через несколько лет ВТБ, ранее специализированный на внешнеторговых операциях, стал одним из системообразующих крупных кредитных институтов России, сформировал одну из крупнейших филиальных сетей. В настоящее время Банк находится на втором месте по капиталу, финансовым активам, кредитному портфелю компаний и физических лиц.
Кроме того, Банк ВТБ развивался не только на территории Российской
Федерации. Было создано направление развитие на формирование международной банковской группы. При этом ключевая роль отводилась на развитие внутренних процессов для создания конкурентоспособного предложения на любом рынке.
В 2007 году Банк ВТБ впервые разместил свои акции для проведения торгов.
Целью данного процесса являлось привлечение больших инвестиционных сумм для формирования банковской системы мирового уровня.

27
В результате Банк ВТБ смог привлечь почти восемь миллиардов долларов, тем самым получив достаточно средств и инструментов на финансовом рынке для реализации поставленной цели.
Миссия банка ПАО «ВТБ»: «Мы помогаем людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения. Мы – команда профессионалов, работающих для наших клиентов и всей страны» [34].
Цель любого банка, как финансовой организации, это получение прибыли.
Банк ВТБ не является исключением.
Задачи банка ПАО «ВТБ» сохранить тенденции роста кредитного и депозитного портфеля оптимизировать существующую сеть продаж развить региональную сеть обеспечить качество кредитного портфеля как в части управления просроченной задолженностью и ее сбором модернизировать ключевые банковские системы повысить эффективность управления затратами совершенствовать клиентское обслуживание.
Основные направления деятельности ПАО (ВТБ):
- предложение большого выбора различных банковских продуктов и услуг
(в частности в рамках розничных предложений населению и корпоративному сектору);
- формирование и поддержание высокого конкурентного уровня сервиса обслуживания клиентов.
Организационная структура банка ВТБ построена по функциональному принципу. Ключевыми структурными единицами являются три корпоративных блока. Первый и второй блоки отвечают за работу с крупными предприятиями, ответственность третьего корпоративного блока лежит в сфере обслуживания компаний среднего бизнеса, а также развития и координации деятельности филиальной сети на территории РФ.
Сейчас у Банка ВТБ (ПАО) существует предложение для любого клиента, как для физического лица, так и представителям малого и крупного бизнеса.
Это такие основные банковские предложения как:
 кредитные продукты;


28
 депозитные продукты;
 расчетно-кассовое обслуживание;
 документарные операции;
 работа с валютой;
 дистанционное обслуживание.
И дополнительные услуги:
 аренда ячеек сейфов;
 кредитование (потребительские кредиты, ипотека, автокредитование и т.д.);
 перевод денежных средств;
 выпуск, перевыпуск, обслуживание банковских карт;
 депозиты;
 информационные сервисы по дистанционному обслуживанию.
Для малого и среднего бизнеса существуют особые виды услуг:
 внешнеторговые операции;
 операции с фиксированной доходностью;
 постоянное комплексное обслуживание 24 часа в сутки и семь дней в неделю;
 работа с залоговым имуществом;
 управление активами;
 предоставление банковских гарантий;
 дистанционное открытие счетов и их обслуживание.
Когда речь идет о качестве услуг, предоставляемых банками, в первую очередь, это скорость и трудоемкость технического процесса, стоимость, стоимость исправления ошибок, эффективность и производительность банкиров, наличие или отсутствие кредита и другие уровни риска и затрат. Определяется путем сравнения. Производство определенных банковских продуктов. Качество современных банковских продуктов подтверждается дифференциацией

29
клиентской базы. Он не только привлекает и удерживает клиентов, но и обучает самих клиентов банка [24].
Можно сказать, что важнейшим направлением деятельности ПАО «ВТБ» в сфере предоставления розничных услуг оставались, прежде всего, рост кредитного портфеля и увеличение эффективности реализации действующих кредитных продуктов. Поэтому большое внимание уделяется внедрению мероприятий, которые смогут сократить сложившуюся просроченную задолженность, по текущему портфелю, так и мер, направленных на снижение уровня риска при выдаче новых кредитов.
Банк ВТБ (ПАО) является основой стратегического холдинга Группы ВТБ.
Наличие единого бренда и централизованного менеджмента позволяет формировать единую стратегию развития организаций, входящих в Группу ВТБ.
Менеджмент в Группе реализован на руководстве по следующим направлениям:
 административное управление – управление Банком ВТБ участниками
Группы через представителей банка в органах управления дочерних юридических лиц;
 функциональное управление – координация работы компаний Группы по отдельным направлениям бизнеса, организация внешней поддержки и контроля.
Существование функциональной координации в управлении дополнительно обеспечивает большие возможности при принятии управленческих решений.
Банк ВТБ (ПАО) во главе Группы ВТБ сформировал международную сеть.
Через которую реализует международное сотрудничество и способствует удобству выхода российских компаний на зарубежные рынки.
Банк ВТБ представлен в таких странах СНГ как Азербайджан, Армения,
Белоруссия, Казахстан. А также сформировал свои представительства и ассоциированные банки в Анголе, Великобритании, Грузии, Китае, Сингапуре.