Файл: Маркетинговые исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис.3.4 Выбор формата книг

6) Очень часто в книжных магазинах, электронных или же просто рядом с полками книг можно увидеть дополнительные товары, которые могут заинтересовать покупателей книг. Наши респонденты их таких товаров чаще всего покупают канцелярские изделия – 68, 6%, а также сладости – 28,6%, в меньшей степени их интересуют игрушки – 2,9%, а еще меньше настольные игры – 0%.

Такая ситуация опять же может быть объяснена возрастными особенностяи. Что нужно студентам? Конечно же не настольные игры и игрушки, им нужны принадлежности для учёбы: ручки, тетради, папки и т.д.



Рис.3.5 Ответы респондентов на вопрос: «Какие товары вы приобретаете вместе с книгами?»

7) Уровень цен на книжную продукцию респонденты оцени следующим образом:

–Основная часть считают цены на книги высокими–61% опрошенных

– 28% считают цены умеренными

– 10% уверенны в том, что цены очень высокие

– ни один человек ни считает, что цены на книги настолько малы, что их сможет купить каждый желающий.


Рис.3.6 Оценка респондентами цен на книги

8) Приобретаются книги в основном на сравнительно небольшие суммы – 200–500 р (1–2 книги за одну покупку). Если сопоставить это с тем, что покупка совершается примерно 2 раза в месяц, год то получается печальная картина: в год приобретаются в среднем 6. Такая ситуация, скорее всего, объясняется невысоким уровнем дохода, при котором сложно найти лишние деньги на покупку достаточно недешёвых книг.




Рис.3.7 Ответ респондентов на вопрос о потраченной сумме при приобретения книг

9) На покупку электронных книг решаются не все – только 21%, прио6ретая при этом на небольшую сумму – 100–300 рублей. (1, 2 книги за раз)

остальные не покупают книг в электронном виде.



Рис.3.8 Ответ респондентов о потраченной сумме при покупке электронных книг
11) То, что книги редко покупаются еще не говорит о том, что они их не читают вообще. Так значительная часть любителей книг нашли иной, менее затратный способ прочтения: читать бесплатные версии в интернете или же одалживать у друзей.


Рис.3.9 Причина отказа от частых покупок книг
13) Выявив цель покупки книги именно в печатном виде можно сделать следующие выводы:

– Для расширения собственного кругозора книги приобретают 59%

– Для работы/учёбы 35%, т.к большинство опрошенных – студенты, которым необходима учебная литература.

– По той же причине для детей покупает только 1%.



Рис.3.10 Выявление цели покупки книг

13) По жанру предпочитаемой литературы получены следующие результаты:

Фэнтези предпочитают большинство опрошенных – 42%

Почти наравне с фэнтези респондентам нравится читать детективы и драмы – 39,5%

На третье место выходят приключенческие романы – 34%

Далее наравне идут исторические романы и стихи – 18%

За ними следует научная фантастика – 16%

Женская проза, боевики, триллеры – 10%

И наименьший процент набрали: психология, научная литература, русская классика, книги по развитию и мотивации, а также баллады – 2,6%

То есть мы можем сделать вывод, что научная литература и классика интересуют читателей в меньшей степени.



14) О книжных новинках любители книг узнают из следующих источников:

Рис.3.11 Ответ респондентов об основном источнике информации о книжных новинках

1. Из рекламы в книжных магазинах – 31%.

Это достаточно успешный способ сообщения о новых книгах, т.к при входе висит множество плакатов с названиями и рисунками новых книг, которые просто невозможно не заметить.

Также очень часто новинки выкладывают перед самым входом в магазин, чтобы никто не смог пройти мимо них и не обратить внимания, этот способ тоже является некой рекламой.

Книжные новинки также могут быть расположены на главной странице электронного магазина, чтобы сразу привлечь внимание.

  1. Из социальной сети Вконтакте – 40%.

Вконтакте на данный момент является одной из самых популярных социальных сетей среди молодёжи. Молодые люди, которые любят книги могут зайти в специальную группу и посмотреть, что же вышло нового в мире литературы.

  1. Инстаграм – 23%. Это еще одна популярная социальная сеть, где также можно найти странички с популярными и новыми книгами.

  2. Последнее место занимает телевидение – 8 %.

Такая расстановка объясняется тем, что современная молодёжь практически не смотрит телевидение, а все больше проводит времени в социальных сетях, т.к это более удобный способ получения той же информации, что и по телевидению.

15) Из следующей диаграммы мы можем видеть, что мнение насчёт инноваций в книжных магазинах разделились: на большую часть покупателей и колличесво их визитов в книжный магазин инновационные технологии не оказали бы никакого влияния. Остальные же считают, что инновации бы положительно отразились на их визиты в магазин, им было интересно снова его посетить.



Рис.3.12 Ответ респондентов на вопрос о влиянии инноваций на частоту посещений магазина

16) Повторно обратиться в книжный магазин покупателей побуждает следующее:



Рис.3.13 Причины повторного посещения магазина

1. Многообразие выбора т.е, если в магазине представлен широкий ассортимент интересующей литературы, то покупатель обязательно в него вернётся.

2. Низкие цены. Если в данном магазине цены на книги значительно ниже чем у аналогичных, то покупатель с большой вероятностью купит книги именно в этом магазине еще несколько раз.

3. Акции и скидки. Покупателям всегда приятно получать какие–либо подарки в рамках акции или скидки, помогающие сэкономить деньги.

4. Хорошо организованная доставка.

В этом случае речь идёт о покупке через интернет–магазин. Если книги доставляются в короткие сроки, в назначенное время, и в хорошем состоянии, то для потребителя это является веским основанием сделать заказ в этом магазине еще раз.

17) В «Читай–городе» потребители наиболее удовлетворены следующими критериями


Рис.3.14 Удовлетворённость критериям магазина

Из диаграммы следует, что наиболее полно в магазине посетителей устраивают дополнительные товары и расположение магазина.

В наименьшей степени удовлетворяет уровень обслуживания, ассортимент дополнительных товаров и доставка товаров.
3.3иРазработка рекомендаций по совершенствованию деятельности розничных магазинов книжной продукции на конкурентном рынке
Анализируя данные, полученные в результате опроса посетителей магазина «Читай–город», можно сделать определенные выводы и, исходя из них, сформировать общие направления стратегии предприятия, занимающегося продажей книжной продукции и дополнительных к ней товаров.

Во–первых, как показывают результаты опроса, любителей книг в первую очередь интересует предлагаемый ассортимент. Поэтому, чтобы получать стабильную прибыль, необходимо удовлетворить запросы различных категорий читателей. Не нужно быть наивными и ориентироваться исключительно на свои вкусы, даже если это классика. Спрос на классическую литературу сегодня не выше, чем на так называемое дамское чтиво от Даниэлы Стил и детективные романы Дарьи Донцовой. Стоит отдавать предпочтение крупным издательствам, их продукция с более высокой долей вероятности будет пользоваться успехом.

На основе результатов исследования, можно предложить ряд рекомендаций по
совершенствованию деятельности розничных магазинов книжной продукции на конкурентном рынке.

  1. Продуктовая политика (дополнительные сопутствующие товары).

Исходя из результатов исследования, мы видим, что больше всего в дополнение к книгам покупаются канцелярские изделия. Поэтому магазины, будь они электронные или простые, должны предоставляет широкий ассортимент канцелярской продукции, что даст возможность покупателю приобрести все необходимое в одном месте и в данное время. Канцелярские изделия можно оформить в различных тематиках, подстроенных под книги и располагать стеллажи рядом с каждым книжным отделом. В дополнение к канцелярии, магазинам стоит также размещать либо в самом помещении, либо на сайте различные, красиво упакованные сладости, т.к они тоже пользуются популярностью.

  1. Ценовая политика розничных магазинов книжной продукции.

Исследование показало, что основными потребителями продукции являются люди со средними доходами, поэтому основную часть ассортимента нужно подстраивать под них. На наш взгляд, не стоит перегружать магазины дорогими книгами, которые могут позволить себе далеко не все клиенты.

  1. Система обслуживания в магазинах.

Для усовершенствования системы обслуживания в книжных магазинах можно установить электронные стенды. В них будет содержаться информация о книгах, которые есть в наличии и где их можно найти (на какой полке, в каком отделе), а также приобрести, оплатив через этот же стенд.

Книги, которые отсутствуют можно заказать через такую систему, просто заполнив заявку и внеся при необходимости предоплату в терминал или расплатиться по карте.

4. Инновации в потребительском опыте покупателей

Потре6ителям нравятся инновационные технологии, и они стали 6ы чаще посещать книжные магазин, если 6ы в них 6ыли установлены нео6ычные инновационные системы, например это может 6ыть следующее.

Так как потребители в основном узнают о книжных новинках непосредственно в точке продажи, то для продвижения новинок (и не только, так можно рекламировать любую литературу), в залах продажи можно установить небольшие экраны на которых будет отображаться книга с кратким описанием, отзывами, которое будет озвучиваться, а также информацией, где можно найти эту книгу.

Опрашиваемые потре6ители ответили, что им нравятся инновации и они готовы посещать чаще книжный магазин, если в нем 6удет что–то интересное, поэтому можно предложить следующее: