Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 700

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


132
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ратное» проявление бессознательного мониторинга встречается и в спорте. Так, когда спортсмен старается сознательно отвлечься от неприятных мыслей (связанных, например, с неверным выпол- нением действия), то в ряде случаев с ним происходит обратная ситуация: в сознание проникают именно «нежелательные» мысли и действие выполняется с ошибками. Другими словами, тревога, которая может не оказывать влияния на физиологические прояв- ления сама по себе, проявляет в сознании содержание, которое изменяет физиологическое состояние субъекта. Поэтому Д. Вегнер рекомендует не использовать инструкций, указывающих что-либо не делать, а стараться переключать сознание на другое содержание.
В противном случае, противоположная тенденция с высокой веро- ятностью проявит себя. Сторонники данного подхода говорят о возможности использования парадоксальной тенденции и в борь- бе с тревогой. Для этого необходимо стимулировать спортсмена концентрироваться на чувстве тревоги, что спонтанно приведет к появлению обратного чувства
43
Использование парадоксальной интенции, предложенной
В. Франклом в рамках логотерапии, нашло свое отражение в дея- тельности спортивных психологов. Например, М. Бар-Эли приво- дит опыт работы с атлетом, который боялся допустить ошибку.
Этот страх был так велик, что мешал выступать ему на соревнова- ниях. Тогда спортсмен был проинструктирован каждую трениров- ку совершать небольшую ошибку. Подобное действие объяснялось следующим образом: «Атлету было доступно объяснено, что с по- мощью воли можно избежать большинства грубых ошибок, но он никогда не достигнет мастерства, которое позволит испытать ему чувство безопасности. Настоящее мастерство достигается тогда, когда ты не только можешь избегать ошибок, но и специально со- вершать их»
44
. В результате это позволило спортсмену снизить уровень тревоги и перестать бояться ошибок.
Точно также М. Бар-Эли приводит пример работы с элитным баскетбольным игроком, который, приходя после матча в разде- валку, часто жаловался, что «весь мир ополчился на него»: как только он начинал хорошо играть, он получал травму. Спортивный психолог задал ему вопрос: «Правильно ли я понимаю, что теперь
43
Janelle C. Ironic Mental Processes in Sport: Implications for Sport Psycho- logists // Th e Sport Psychologist. — 1999. — №13.
44
Bar-Eli M. On the Use of Paradoxical Interventions in Counseling and Co a- ching in Sport // Th e Sport Psychologist. — 1991. — №5. — Р.65.


133
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
мы все должны плакать и корить твою «жестокую судьбу?». Игрок рассмеялся и ситуация была разрешена. Не менее показателен слу- чай работы с волейбольной командой, два ведущих игрока которой незадолго до ключевых стыковых матчей в рамках чемпионата Из- раиля, начали во время тренировки ссориться на площадке. За- метив это, в конце тренировки, спортивный психолог, подошел к ним, пожал каждому руку и сказал: «Спасибо вам за то, что при- няли на себя эту тяжелую работу, ответственность за команду».
Такая необычная реакция вызвала у игроков замешательство и по- следующее столь сильное сплочение, которое позволило команде выиграть чемпионат и кубок Израиля по волейболу.
Нельзя не сказать и о методе амплификации ошибки, исполь- зующимся при освоении двигательных навыков. Суть метода за- ключается в том, что при начальном освоении навыка, фиксируя ошибку при его выполнении, тренер просит спортсмена повторить ее в усиленном виде. Такое действие позволяет спортсмену увидеть разницу, осознать и почувствовать свою ошибку и быстрее ее ис- править. В работе Х. Миланис и коллег
45
было показано, что при- менение данного метода при обучении прыжкам в длину с места позволило экспериментальной группе добиться значительно более высоких результатов, чем группе с традиционным обучением (ког- да субъект старается повторять демонстрируемое движение).
В то же время многие спортивные психологи отмечают, что использование парадоксальных методов работы с атлетами долж- но быть взвешенным и обоснованным. Так, в работе Дж. Картер и А. Келли приняли участие более 73 студентов, занимающихся баскетболом не менее 7 лет
46
. В эксперименте перед выполнением задания (серии из 25 бросков мяча с определенного расстояния) была использована подготовка с помощью образа в двух вариан- тах. В первом варианте субъекта просили представить следующую ситуацию, направленную на усиление уверенности в себе: «Пред- ставьте, что Вы стоите на площадке и Вам предстоит бросить мяч… Вы смотрите вверх на кольцо. Вы окидываете взглядом все вокруг и понимаете, насколько Вы уверенны в себе. Вы знаете, что
45
Подробнее см. Milanese C., Facci G., Cesari P., Zancanaro C. “Amplifi cation of Error”: A Rapidly Eff ective Method for Motor Performance Improvement // Th e
Sport Psychologist. — 2008. — №22.
46
Подробнее см. Carter J., Kelly A. Using Traditional and Paradoxical Imagery
Interventions With Reactant Intramural Athletes // Th e Sport Psychologist. — 1997. —
№11.

134
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вы можете это сделать… Теперь Вы берете мяч в уверенные руки.
Вы чувствуете поверхность мяча и чувствуете линию, соединяю- щую мяч и корзину. Вы спокойно бросаете мяч в корзину один за другим…». Во втором варианте участникам давалась парадоксаль- ная инструкция: «Представьте, что Вы стоите на площадке и Вам предстоит бросить мяч… Вы смотрите вверх на кольцо. Вы окиды- ваете взглядом все вокруг и понимаете, насколько Вы неуверенны в себе. Вы не знаете, получится ли у Вас это сделать… Теперь Вы берете мяч в руки. Вы чувствуете поверхность мяча и чувствуете линию, соединяющую мяч и корзину. Вы нервно бросаете мяч в корзину один за другим…». Результаты показали, что участни- ки первой группы лучше справились с заданием. Более того, по итогам проведенных диагностических методик оказалось, что у многих участников второй группы снизилась уверенность в себе и повысился уровень тревоги. К. Холл и соавторы
47
, опираясь на эти и другие данные, подвергают сомнению использование парадок- сальных методов работы со спортсменами. Помимо показанных неоднозначных результатов, далеко не каждый спортсмен согла- сится уделять время занятию, которое противоречит его целям.
Хотя многие спортсмены действительно испытывают негативные мысли (как, например, гольфист, который перед ударом говорит себе: «Делай все, что угодно, только не попади в воду»), как пра- вило, они выражаются вербально (а не в виде образа) и уровень их проявлений с опытом существенно снижается. Спортсмены стараются усиливать использование положительного образа, ко- торый выступает в роли ведущего средства построения действия.
Поэтому негативные мысли не всегда являются лишними (они выступают и в форме предостережения, и в качестве средства оптимизации уровня тревоги), ведь их присутствие не означает полную концентрацию на них.
4.3. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; и инструментальная агрессия, как средство. При этом подразумева-
47
Hall c., Hardy J., Gammage K. About Hitting Golf Balls in the Water: Com- ments on Janelle’s (1999) Article on Ironic Processes // Th e Sport Psychologist. —
1999. — №13.


135
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
ется, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и без него. Эти проявления сопряжены с эмоцио- нальными переживаниями — гневом, враждебностью.
Особый всплеск агрессии проявляется в подростковом и юно- шеском возрастах, который приходится на пик карьеры спортсме- на во многих видах спорта. Как показали исследования А. Бан- дуры, одна из причин этого — разрушение зависимости ребенка от родителей. В первую очередь фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсут- ствия нежной заботы и привязанности со стороны одного либо обоих родителей, приводит к постоянно возникающему у ребенка чувству враждебности и агрессивности. Если у ребенка нет тес- ной зависимости от своих родителей, у него будет немного воз- можностей и желания подражать им и воспринимать их нормы поведения. У подростков с асоциальной агрессивностью часто от- мечается неспособность к формированию и поддержанию устой- чивых эмоциональных отношений со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию. Более того, они зачастую проявляют сопротивление при попытке установить с ними близкие отношения. Отсутствие сопряженных с поведени- ем эмоций и зависимости может корениться в неудачной попытке установления с окружающими эмоциональных отношений или привести к затормаживанию в формировании зависимого пове- дения вследствие возникновения чувства тревоги, которое появ- ляется в подобной ситуации.
С возрастом происходят изменения в зависимом поведении.
Матери обратили внимание на то, что в предшествующем под- ростковому возрасту периоде ребенок становится неловким и противится попыткам матери приласкать его. Мальчики стараются избегать близких физических контактов с матерью и противятся поцелуям и объятиям. Эти изменения в поведении в значительной степени можно, видимо, объяснить ускоренным половым созрева- нием. Интервью с родителями показали, что у агрессивных маль- чиков эмоциональная зависимость от своих отцов значительно слабее, чем у мальчиков контрольной группы. Обычно агрессивные мальчики предпочитали проводить время либо в одиночестве, ли- бо в компании сверстников, в то время как мальчики контрольной группы часто занимались со своими отцами делами, представляю- щими взаимный интерес. Подобная же картина складывается из оценок отцами поведения сыновей при обращении их за помощью:


136
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
мальчики из группы агрессивных детей обращались за помощью к отцам не так часто, как мальчики из контрольной группы.
По мнению Дж. Долларда, агрессивность является реакцией на ситуации фрустрации, возникшей путем научения. Эта реак- ция является не единственной реакцией на фрустрацию, и агрес- сивное поведение усиливается в той мере, в какой оно помогает преодолевать это переживание. Агрессивные подростки испыты- вали более сильную фрустрацию от потребности в зависимости.
Фрустрацию можно определить как сочетание условий, кото- рые препятствуют или отдаляют наступление результата в цепи
«цель-реакция». Большая часть ранних фрустраций, с которыми сталкивается ребенок, возникает из-за задержки удовлетворения его естественных потребностей и является следствием его беспо- мощности и неспособности позаботиться о себе. Таким образом, у каждого ребенка существуют условия для развития агрессивно- сти; фрустрации неизбежны, и, хотя дети отличаются по частоте и силе реакций на фрустрацию, все они в какое-то время отвечают на них в двигательной или голосовой форме. Но эти реакции ре- бенка не имеют отчетливых черт агрессивного акта. О нем можно говорить только тогда, когда ребенок научится нападать на людей или относиться агрессивно к окружающим предметам с целью на- нести им повреждения. Агрессивность по своей сути полностью инструментальна, это средство получения желаемого или избав- ления от неприятного.
Так как проявления агрессивности обычно встречают неодо- брение родителей или наказание, при импульсе агрессивности воз- никает тревожное состояние. Возникший конфликт и напряжение уменьшаются, когда, наконец, происходит агрессивное действие.
Таким образом, агрессивность может быть наученной реакцией на условия напряжения и может возникать даже тогда, когда напря- женная ситуация в зоне агрессии не порождает конфликта.
Агрессивный ребенок, который испытывает конфликт со взрослым, часто переносит агрессию на сверстников. Нередко в се- мьях агрессивных мальчиков кто-нибудь поощрял агрессивное по- ведение, принимая его, например, за «мужское поведение». Непо- следовательность родителей агрессивных мальчиков в управлении агрессивным поведением своих сыновей, по-видимому, является важным фактором, который способствует развитию асоциальных ориентации у мальчиков. С одной стороны, и матери, и отцы агрес- сивных мальчиков поощряли их агрессию вне дома. Кроме того,


137
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
снисходительное отношение матерей к агрессии против себя спо- собствовало проявлениям агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. С другой стороны, отцы агрессивных мальчи- ков жестко препятствовали проявлениям агрессии против себя, вследствие чего возникала враждебность и чувство обиды.
Таким образом, спортивным психологам, работающих с атле- тами особенно в детско-юношеских спортивных школах, следует обращать внимание не только на половые, возрастные, гендерные особенности юных атлетов, но и анализировать ближайшее со- циальное окружение подростка — его взаимоотношения в семье, в школе, со сверстниками. В ходе работы психологу необходимо определять уровень агрессивного поведения спортсмена. В этой связи может быть использован широкоизвестный диагностиче- ский опросник Басса-Дарки, дифференцирующий следующие ви- ды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направ- ленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, гру- бость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пас- сивного сопротивления до активной борьбы против уста- новившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действи- тельные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторож- ности по отношению к людям до убеждения в том, что дру- гие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словес- ных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
На наш взгляд, следует отметить, что хотя агрессивное пове- дение определяется как поведение, в намерение которого входит причинение вреда другому человеку, применительно к спортивной деятельности такое определение является неудовлетворительным,

138
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
поскольку, например, в боксе, нанесение повреждений оппоненту спортсмена является главной задачей спортсмена. В связи с этим, к вышесказанному определению Дж. Силва
48
добавляет — «не только намеренное нанесение вреда, травмы, но и нарушение правил».
В связи с этим добавлением к определению агрессии исследо- вание агрессии может проводиться с помощью архивного метода, фиксирующего количество штрафов, нарушений правил во время игры. Преимущество данного метода состоит в том, что с его помо- щью может быть получен и проанализирован достаточно большой объем данных. Главным недостатком такого метода является его субъективность, так как штрафы и санкции применяются судьями, вследствие этого неизбежно возникает вопрос о субъективности принятых арбитрами решений
49
Особое внимание в изучении агрессии в спорте уделяется возрастным особенностям спортсменов. Выше мы рассматривали агрессивное поведение детей как результат взаимодействия с со- циальным окружением; возникает правомерный, на наш взгляд во- прос, каким образом изменяется уровень агрессии с увеличением исполнительского мастерства спортсмена? Дж.Дуда отмечает, что в целом по мере взросления спортсменов, их отношение к спор- тивной деятельности становится все более профессиональным, доминирующим становится мотив — стремление к победе
50
. По мнению Ж. Коломба и Р. Пфистера
51
с приобретением атлетами опыта и профессионального мастерства, возрастают количество случаев агрессивного поведения и количество нарушений спор- тивных правил. Например, процент «штрафов» в хоккее с шайбой увеличивается среди игроков в возрасте 20-21 год в сравнении с более младшими сверстниками. Также в гандболе м футболе — среднее количество случаев агрессивного поведения возрастает с увеличением возраста спортсменов.
48
Silva, J.M. Assertive and aggressive behavior in sport: A defi nitional clarifi - ca tion // Psychology of motor behavior in sport-1979 / C.H. Nadeau, R. Halliwell,
K.M. Newell, G.C. Roberts (Eds.). — Champaign, IL: Human Kinetics, 1980. — P.199-
208.
49
Coulomb G., R. Pfi ster Aggressive behaviors in soccer as a function of com- petition level and time: a fi eld study // Journal of Sport Behavior. — 1998. — Vol.21.
50
Duda, J. L., Olson, L. K., & Templin, T. J. Th e relationship of task and ego orientation to sportsmanship attitudes and the perceived legitimacy of injurious acts.
Research Quarterly for Exercise and Sport. — 1991. — Vol.62. — P.79-87 51
Coulomb G., Pfi ster R. Aggressive behaviors in soccer as a function of com- pe tition level and time: a fi eld study // Journal of Sport Behavior. — 1998. — Vol.21.