Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
4.2. ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
Среди эмоциональных состояний, являющихся ключевыми индикаторами психологической готовности спортсмена, тради- ционно анализируется тревожность спортсменов. Тревожность разделяется на базовую (устойчивую во времени) и ситуативную, переживаемую в конкретных обстоятельствах. В спортивной пси- хологии большее внимание уделяется ситуативной тревожности, которая разделяется на когнитивную и соматическую тревогу.
Под когнитивной тревогой понимаются негативные ожидания, опасения о себе, ситуации и потенциальных последствиях. Под соматической тревогой понимается восприятие субъектом физи- ологических и аффективных элементов переживания тревоги, к которым традиционно относят такие состояния как напряжение и нервозность. Исследования показали, что их влияние на выступле- ние спортсменов неодинаково. Так, например, соматическая, но не когнитивная тревога оценивалась легкоатлетами как способствую- щая выступлению непосредственно перед его началом
22
В начале 1990-х годов был разработан опросник, направлен- ный на изучение соревновательной ситуативной тревожности.
Его суть заключается в том, что респондент отмечает верность тех или иных утверждений (например, «Сейчас мои мышцы на- пряжены») по шкале из четырех оценок — «не верно», «возможно верно», «умеренно верно» и «абсолютно верно». Краткие версии этого опросника (из нескольких утверждений), хотя и оказались удобны в использовании, в целом ряде случаев оказались не за- щищены от фактора социальной желательности.
Одно из первых направлений в изучении тревожности пред- ставлено в работах К. Халла, который сделал предположение о линейной зависимости между успешностью действия и уровнем тревоги. По его мнению, сила привычки и драйв математически могут быть представлены как Р= f (H×D), где Н — сила привыч- ки, D — драйв (например, тревога), а Р — успешность действия.
Такая линейная зависимость была подтверждена при выполнении простых действий, но с возрастанием их сложности оказалось, что тревога оказывает негативное влияние.
Другое представление о тревоге связано с законом Йеркса-
Додсона, открытым в начале ХХ века. В эксперименте, который
22
Jones G., Swain A., Hardy L. Intensity and Direction Dimensions of
Competitive State Anxiety and relationships with Performance // Journal of Sport
Sciences. — 1993. — №11.


120
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
был проведен на крысах, цыплятах, кошках и людях, испытуемые должны были различать две яркости. Задача предполагала три уровня трудности и три уровня мотивации (они определялись си- лой электрического удара). Если обратиться к рис. 4.1, то на нем видно, что для задачи каждого уровня сложности есть такая си- ла удара током, которая приводит к минимальному количеству ошибок. Кроме того, из рисунка также видно, что «с увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая опти- мальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине»
23
, то есть снижаться.
Слабая Умеренная Большая
Трудная задача
Средней трудности
Легкая
Сила электроудара
Число
проб
,
необ
ходимых
для
на
учения
0
+
В
Б
А
+
Рис. 4.1. Закон Йеркса-Додсона
Другими словами, для каждой деятельности есть такой опти- мальный уровень возбуждения (или в нашем случае, тревоги), при котором ее выполнение будет наиболее успешным. Например, для поднятия тяжестей (относительно легкая задача) уровень тревоги может быть значительно выше, чем при выполнении удара во вре- мя игры в гольф (относительно сложная задача).
В теории Р. Мартенс когнитивная и соматическая тревога представлены как факторы, подчиняющиеся различным законо-
23
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. / ред.-сост.
П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1975. — С.124.

121
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
мерностям. Если соматическая тревога имеет «U перевернутую» зависимость с успешностью действия, то возрастание когнитивной тревоги приводит к снижению эффективности действия. Согласно этому предположению на протяжении подготовки к соревнованию и собственно во время соревнования уровень когнитивной тревоги должен быть стабилен (поскольку он отражает общее представле- ние спортсмена о своих способностях и его ожидания). Наоборот, уровень соматической тревоги должен быть достаточно низким во время подготовки к соревнованиям, резко увеличиться перед началом соревнований и снова снизиться во время самих сорев- нований (см. рис. 4.2). Эти предположения были эмпирически под- тверждены
24
. Важно также то, что согласно предложенной теории, совладание с когнитивной и соматической тревогой должно быть различным: если для снижения соматической тревоги примени- ма прогрессивная мышечная релаксация, то для снижения уровня когнитивной тревоги следует применять внутреннюю речь, блоки- ровку негативных мыслей и т.п.
У
ров
ень
т
рев
ожности
когнитивная тревожность
соматическая
тревожность
48+час. 24+час. 12+час. 6+час. 1+час.
+ = до события
– = после события
24-час. и т.д.
Рис. 4.2. Соотношение времени и проявления тревоги согласно теории многомерной тревоги Р. Мартенс
У. Морган на основании проведенных исследований утверж- дал, что успешные спортсмены (спортсмены, прошедшие квалифи- кационный этап) обладают более положительным эмоциональным профилем в сравнении с неуспешными спортсменами: они имеют меньшую степень напряжения, депрессии, гнева усталости и за- мешательства; в то же время в их профиле ярко представлена энер-
24
Подробнее см. Cerin E., Szabo A., hunt N., Williams C. Temporal Patter ning of Competitive Emotions: A Critical Review // Journal of Sport Sciences. — 2000. —
№8.


122
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
гичность, то есть в целом их уровень тревожности должен быть ниже
25
Ю. Ханин, в отличие от У. Моргана, высказал мысль о суще- ствовании индивидуальной зоны оптимального функциониро- вания, согласно которой спортсмен будет действовать наиболее эффективно (то есть в соответствии с наибольшим использова- ние своего потенциала), если уровень его тревожности будет на- ходиться на оптимальном для него уровне. Другими словами, для каждого спортсмена существует оптимальная интенсивность раз- личных эмоциональных состояний, которые обеспечивают мак- симальную эффективность деятельности. Согласно этой модели можно предсказать уровень тревоги спортсмена непосредственно перед соревнованием на основании показателя уровня его тревож- ности, демонстрируемого за несколько дней и даже недель перед стартом. Так, в одном исследовании приняли участие 80 финских спортсменов (преимущественно легкоатлетов и конькобежцев) в возрасте от 12 до 33 лет
26
. Уровень их тревожности за две недели до соревнований имел устойчивую корреляцию с уровнем тревож- ности за час до их начала — показатель корреляции между дан- ными уровня составлял для разных спортсменов от 0.70 до 0.90. С точки зрения Ю. Ханина для эффективной подготовки спортсмена необходимо предварительно определить зону оптимального уров- ня тревоги спортсмена (опираясь на результаты его предыдущих выступлений); затем на основании полученных показателей ли- бо способствовать снижению, либо повышению уровню тревоги спортсмена. Для построения эмоционального профиля спортсме- на за ним осуществляется индивидуальное наблюдение, сопрово- ждаемое заполнением опросников, направленных на диагностику эмоциональных состояний. Предполагается, что чем ближе будет уровень тревожности к оптимальному, тем успешнее будет спор- тсмен.
При этом любое связанное с деятельностью спортсмена со- стояние имеет, с позиции Ю. Ханина, следующие пять измерений: форму, содержание, интенсивность, время и контекст. Выделяется
25
Подробнее см. Morgan W.P., Johnson R. Personality characteristics of successful and unsuccessful оarsmen // International Journal of Sport Psychology. —
1978. — №9; Morgan W.P. Th e trait psychology controversy // Research Quarterly for
Exercise and Sport. — 1980. — №51.
26
Salminen S., Liukkonen J., Hanin Y., Hyvonen A. Anxiety and Athletic
Performance of Finnish Athletes: Applicatino of the Zone of Optimal Functioning
Model // Personality and Individual Diff erences. — 1995. — №5.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   53

123
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
семь основных форм состояний: когнитивная, аффективная, мо- тивационная, соматическая, кинестетическая, операциональная и коммуникативная. Измерение «содержание» связано с выделе- нием двух следующих направлений: «приятное — неприятное» и
«оптимальное — дисфункциональное». В соответствии с указан- ными направлениями можно обнаружить четыре вида эмоций — приятную оптимальную, приятную дисфукнциональную, непри- ятную оптимальную, неприятную дисфункциональную. Измере- ние «интенсивность» описывает степень силы, которая является свойством любого субъективного состояния. Введение измерения времени отражает динамичность эмоциональных процессов в их связи с выполнением деятельности (например, до, во время и после выступления). Измерение «контекст» задается характеристиками окружения, включая ситуационные характеристики (тренировка или соревнование), межличностные и интрагрупповые детерми- нанты и т.д.
В исследовании Дж. Аннеси
27
приняли участие три теннисис- та, соревнующихся на национальном уровне. На первом этапе спортсмены на протяжении 3-4 месяцев за 45 минут до начала со- ревнования заполняли опросник, направленный на диагностику когнитивной и соматической тревоги. После каждого матча соби- рались оценки выступления игрока со стороны самого спортсмена и тренера. Этот предварительный этап позволил выделить зону оптимального функционирования каждого спортсмена. На втором этапе спортсменам предлагались методы влияния на собственное эмоциональное состояние. Например, если по результатам запол- нения опросника перед игрой у теннисиста наблюдался повышен- ный уровень соматической тревоги, то ему рекомендовали техники контроля дыхания, расслабления мышц и др. Результаты показа- ли, что выступления спортсменов после подобных вмешательств значимо улучшились.
В исследовании Г. Прапавессиса и Р. Гроува
28
участвовали 12 спортсменов-стрелков, имевших в среднем одиннадцатилетний опыт участия в этом виде спорта. Спортсмены заполняли опро-
27
Annesi J. Application of the Individual Zones of Optimal Functioning Model for the Multimodal Treatment of Precompetitive Anxiety // Th e Sport Psychologist. —
1998. — №12.
28
Prepavessis H., Grove R. Precompetitive Emotions and Shooting Performance: the Mental Health and Zone of Optimal Function Models // Th e Sport Psychologist. —
1991. — №5.

124
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
сник на оценку их эмоционального профиля за десять минут до начала соревнования на протяжении года. В качестве оценки объ- ективной успешности спортсменов выступали их результаты со- ревнований, которые были разделены на три категории: наилуч- шие (два результата за год), наихудшие (два результата за год) и приемлемые (усредненные остальные результаты). Оказалось, что значимых различий в эмоциональном профиле спортсменов для перечисленных трех категорий результатов обнаружено не было.
В то же время были обнаружены изменения в рамках каждого от- дельного профиля при сравнении оптимального и неуспешного выступлений. Эти данные говорят о правомерности модели Ю.
Ханина (в сравнении с теорией У. Моргана).
Г. Джонс выдвинул другое представление о влиянии уровня тревожности на эффективность деятельности спортсмена. По его мнению, деятельность атлета зависит не столько от уровня тре- вожности, сколько от интерпретации спортсменом этого уровня как положительно или отрицательно влияющего на деятельность.
Исследования Г. Джонса и его коллег показали, что высоко ква- лифицированные атлеты (в сравнении со спортсменами низкого уровня) интерпретируют проявления тревожности как факторы, способствующие хорошим результатам. Например, элитные плов- цы значительно различались по этому показателю — в их группе
85% участников классифицировали возникновение тревоги как способствующее успешному выступлению, в то время как лишь
53% обычных спортсменов рассматривали тревожные состояния таким же образом
29
. В исследовании М. Уиггинса
30
приняли уча- стие профессиональные спортсмены: 35 футболистов, 41 пловец, а также 15 легкоатлетов. Измерения когнитивной и соматической тревоги показали, что если уровень когнитивной тревоги остает- ся стабильным в течении суток до соревнований, то ощущения, связанные с соматической тревогой у спортсменов возрастают к моменту соревнований. При этом и когнитивная, и соматическая тревожность интерпретировались спортсменами как способствую- щие успешному выступлению (хотя соматическая тревожность от-
29
Jones G., Hanton S., Swain A.B.J. Intensity and Interpretation of Anxiety
Sym ptoms in Elite and Nin-Elite Sports Performers // Personality and Individual
Diff e rences. — 1994. — №17.
30
Wiggins M.S. Anxiety Intensity and Direction: Preperformance Temporal
Pat terns and Expectations in Athletes // Journal of Applied Sport Psychology. —
1998. — №10.


125
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
мечалась спортсменами как в большей степени связанная с общей уверенностью в себе), то есть возрастание уровня тревожности объяснялось как необходимое условие получения запланирован- ного результата.
В исследование Ш. Хэнтона и Г. Джонса
31
приводятся слова тренера канадской олимпийской сборной по баскетболу: «Дело не в том, чтобы избавиться от бабочек в животе — нужно заставить их летать в определенном порядке». Действительно, как показали проведенные интервью с 10 элитными пловцами, все они отмеча- ли, что в начале своей спортивной деятельности сталкивались с ощущением тревоги и не могли определить своего отношения к ней. Вот как рассказал об этой ситуации один из спортсменов: «Я помню мое первое серьезное соревнование: это был финал лиги.
Я ехал туда с моим отцом и я сказал, что нервничаю, что у меня бабочки в животе. Он сказал, что это хорошо, потому что это уве- личит адреналин. Конечно, когда ты такой маленький, ты не по- нимаешь, что значит адреналин, но я понял, что это хорошо…»
32
Этот пример показывает, важность положительной интерпрета- ции подобных неопределенных для спортсмена ситуаций. И если сначала они воспринимаются как нежелательные, неприятные, то впоследствии такие ощущения интерпретировались спортсмена- ми как положительные и даже необходимые: «Ты должен нервни- чать, чтобы хорошо проплыть.. Если ты не беспокоишься, то ты не проплывешь хорошо… Нервы помогают показать лучшее, на что ты способен»
33
. Спортсмены, по словам авторов исследования, приходили к представлению о «позитивной тревоге», которая сви- детельствовала о готовности спортсмена к соревнованию, служила индикатором состояния его психологической готовности.
Понятно, что умение адекватно оценить свое эмоциональное состояние приходит с опытом. Однако представительницы слабого пола лучше предсказывают, например, свой уровень тревожности в сравнении с юношами и мужчинами. Традиционно в американской
31
Hanton S., Jones G. Th e Acquisition and Development of Cognitive Skills and Strategies: 1.Making the Butterfl ies Fly in Formation // Th e Sport Psychologist. —
1999. — №13.
32
Hanton S., Jones G. Th e Acquisition and Development of Cognitive Skills and Strategies: 1.Making the Butterfl ies Fly in Formation // Th e Sport Psychologist. —
1999. — №13. — Р.10.
33
Hanton S., Jones G. Th e Acquisition and Development of Cognitive Skills and Strategies: 1.Making the Butterfl ies Fly in Formation // Th e Sport Psychologist. —
1999. — №13. — Р.9.

126
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
психологии различие между юношами и девушками объясняется различием в логике психофизиологических и нейропсихологиче- ских данных.
34
. В рамках различных исследований было показано, что девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в височных долях, чем мальчики. Это ведет к более дета- лизированной чувственной памяти, лучшим навыкам обучения и лучшему различению высоты голоса. Кроме того, это обусловлива- ет большую детализацию ответов при выполнении девочками раз- личных заданий. Кроме того, префронтальная кора у девочек более активна и развивается раньше, чем у мальчиков. Поэтому девочки менее склонны к импульсивному принятию решений, в отличие от мальчиков. У девочек также более высокий уровень серотонина в крови и в мозге, что чисто биохимически делает их менее импуль- сивными. У девочек активнее функционируют области, связанные с речевой деятельностью (вербальным интеллектом) и эмоциями
(височные области и лимбическая система).
Поскольку мозг девочек сильно вовлечен в вербально-эмо- цио нальное функционирование, он не активируется в областях, связанных с понимаем абстрактных отношений и физико-прост- ран ственных зависимостей (как, например, наблюдение и манипу- лирование движущимися объектами, усвоение абстрактных поня- тий из области механики), как это часто происходит у мальчиков.
Поэтому не удивительно, что девочки, хотя и любят общаться, но многие из них испытывают трудности, например, при столкнове- нии с формальным (неэмоциональным) языком программирова- ния. Очевидно, что все люди больше тяготеют к тем деятельностям, которые оставляют больше положительных впечатлений. С точки зрения нейрофизиологии такими формами активности оказыва- ются те, которые обеспечивают наиболее богатую нейронную сти- муляцию. Другими словами, мозг девочек и мальчиков обладает различными нейронными сетями, по-разному определяющими максимальную стимуляцию.
Поскольку мальчики больше используют области мозга, связанные с отражением пространственных отношений, они ис-
34
Подробнее см. Baron-Cohen S. Th e essential diff erence: Th e truth about the male and female brain. — New York: BasicBooks, 2003; Blum D. Sex on the brain:
Th e biological diff erences between men and women. — New York: Viking, 1997; Gu- rian M., Henley P., Trueman T. Boys and girls learn diff erently! A guide for teachers and parents. — San Francisco: Jossey-Bass /John Wiley, 2001; Sommers C. Th e war against boys. Simon and Schuster, 2000.