Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 698

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
пользуют лишь половину области, ответственной за вербально- эмоциональное функционирование (в отличие от мальчиков де- вочки используют ее целиком). Направленность на пространствен- ное функционирование выражается в том, что мальчики наиболее успешно взаимодействуют с подвижными объектами (например, мячами, моделями самолетов и т.д.). У мальчиков не только меньше серотонина, но и окситоцина. Это определяет их большую импуль- сивность и меньшую возможность сдерживать свои импульсы. В связи с не таким высоким уровнем кровоснабжения, как у девочек, мозг мальчиков постоянно требует восстановления, что предпола- гает достаточно частый отдых в промежутках между умственной деятельностью.
Данные нейрофизиологов частично подтверждаются соответ- ствующей статистикой. Например, уже в начальной школе мальчи- ки получают 70% всех двоек и троек, и меньше половины пятерок.
На долю мальчиков приходится две трети всех диагнозов, связан- ных с отставанием в развитии; 90% замечаний по поведению; 80% случаев отчисления из школы. Мальчики составляют менее 40% студентов колледжей США. Такая же статистика оказалась верной для Канады, Австралии, Японии и ряда европейских стран.
Однако отмеченные психофизиологические различия, скорее всего, являются не только следствием особенностей созревания тех или иных областей центральной нервной системы ребенка, но, по всей видимости, они связаны и с особенностями организации той деятельности, в которую включены дошкольники. Согласно взгля- дам отечественных психологов, психофизиологов и нейропсихологов
(П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) нерв- ная система человека и ее высшие отделы развиваются в зависимости от того, какая область коры головного мозга начинает функциони- ровать более активно. В связи с этим был сформулирован принцип функционального развития и введено понятие функциональной си- стемы. С точки зрения отечественной психологии мозг человека как носитель психических свойств организуется не столько процессами созревания, сколько процессами функционирования, то есть теми видами активности, в которые погружает ребенка окружающая его культура. Действительно, трудно оспаривать тот факт, что речь на конкретном языке не является врожденной способностью, а пред- ставляет собой результат активности ребенка в освоении языковой культуры, создаваемой взрослым. Так же можно предположить, что и психофизиологические различия между юношами и девушками мо-


128
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
гут быть усилены именно характером деятельности, которая адресо- вана детям различного пола.
В исследовании Э. Серин и А. Барнетта
35 39 обладателей чер- но го пояса по карате и тай кван до в течении 11 дней заполняли оп росник, направленный на изучение эмоционального состояния.
Опросник заполнялся испытуемыми перед и после важного со- ревнования. Каждый день он заполнялся пять раз (сигнал о не- обходимости заполнении посылался пейджером). Результаты по- казали интересную динамику изменения эмоций спортсменов. За
6-7 дней до соревнования наблюдалось доминирование положи- тельных эмоций — радости и интереса. За день до соревнования спортсмены отмечали появление страха; за несколько часов до его начала отмечалось также появление чувства стыда и вины. Сразу после соревнования негативные эмоции достигали своего пика, что проявлялось в присутствии выраженного гнева и грусти; однако интенсивность страха и интереса снижалась. Через три дня после соревнований все негативные эмоции достигали своих минималь- ных за все время исследования значений. Это говорит о том, что спортсменам необходимо это время для восстановления эмоцио- нального равновесия. Кроме того, полученные данные показывают, что уже за неделю до начала важного события спортсмены пережи- вают напряжение. Важно заметить, что наличие вины и стыда от- мечается рядом автором как крайне нежелательное эмоциональное состояние перед выступлением
36
. Поэтому со стороны спортивного психолога требуется оперативное вмешательство и минимизация их проявления непосредственно перед началом соревнований.
Справедливости ради заметим, что как показало исследование
Дж. Девиса и Р. Кокса
37
, в котором участвовал 21 пловец, в каче- стве предиктора успешности выступления выступило «попадание» уровня когнитивной тревожности спортсмена в зону оптимально- го функционирования (модель Ю. Ханина), а не интерпретация им когнитивной или соматической тревоги (модель Г. Джонса).
35
Cerin E., Barnett A. A processual analysis of basic emotions and sources of concerns as they are lived before and aft er a competition // Psychology of Sport and
Exercise. — 2006. — №7.
36
Подробнее см. Cerin E. Anxiety versus fundamental emotions as predictors of perceived functionality of pre-competitive emotional states, threat and challenge in individual sports // Journal of Applied Sport Psychology. — 2003. — №15.
37
Davis J., Cox R. Interpreting Direction of Anxiety Within Hanin’s Individual
Zone of Optimal Functioning // Journal of Applied Sport Psychology. — 2002. —
№14.


129
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
Л. Харди поставил под сомнение вывод, который делает це- лый ряд авторов относительно когнитивной тревоги спортсменов.
Он отмечает, что существует устойчивое мнение о том, что пере- живание когнитивной тревоги препятствует выполнению любой деятельности, в том числе и спортивной. Однако, например, в классическом исследовании американских олимпийцев, успешные спортсмены использовании свою тревогу как стимул хорошего вы- ступления
38
Также Л. Харди обратил внимание на то обстоятельство, что в случае нарушения выступления спортсмена вследствие повышен- ной тревоги, такое нарушение имеет не постепенный, а момен- тальный характер, когда уровень мастерства мгновенно снижа- ется до минимума. Эти наблюдения позволили сформулировать модель катастрофы
39
применительно к пониманию тревоги. Эта модель описывает взаимодействие трех переменных: выступле- ния, когнитивной тревоги и физиологического возбуждения (см. рис. 4.3).
Когнитивная
тревожность
Физио
логиче
ское
возбу
ждение
Выступление
Рис. 4.3. Модель катастрофы
40 38
Mahoney M. J.. Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study // Cognitive Th erapy and Research. — 1977 — №1.
39
Л. Харди говорит при описании модели катастрофы как о модели, по- скольку она не раскрывает причин взаимодействия когнитивной тревоги и физиологического возбуждения, то есть не является теорией.
40
Hardy L. Testing the Predictions of the Cusp Catastrophe Model of Anxiety and Performance // Th e Sport Psychologist. — 1996. — №10. — Р.143.

130
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заметим, что модель катастрофы рассматривает взаимоотно- шения физиологического возбуждения и когнитивной тревоги, а не соматической и когнитивной тревоги, потому что, по мнению авторов, физиологическое возбуждение может действовать двоя- ко: оно может непосредственно изменять ресурсы выступления спортсменов, а может влиять посредством интерпретации спор- тсмена тех или иных физиологических симптомов (соматическая тревога влияет на выступление лишь тогда, когда спортсмен об- ращает внимание на физиологические симптомы).
Модель катастрофы предполагает, что сочетание низкого уровня когнитивной тревоги и даже значительных изменений фи- зиологического возбуждения приводят к небольшим изменениям в выступлении спортсмена. Высокий уровень когнитивной тре- воги в сочетании с изменениями физиологического возбуждения могут также привести к незначительным изменениям в деятельно- сти спортсмена, когда возбуждение либо высокое, либо низкое. Но высокий уровень когнитивной тревоги в сочетании с умеренным физиологическим возбуждением могут значительно повлиять на выступление. Эти предположения противоречат представлению о том, что возрастание когнитивной тревоги при любом условии рассматривается как отрицательный фактор действия спортсме- на. Также из рисунка видно, что модель предполагает позитивную линейную зависимость между когнитивной тревогой и выступле- нием спортсмена в случае низкого уровня физиологического воз- буждения. В случае низкого уровня когнитивной тревоги возбуж- дение будет зависеть от физиологического возбуждения в логике перевернутой U-образной кривой.
Анализ, проведенный Л. Харди, показал, что сочетание высо- кой когнитивной тревоги и низкого уровня возбуждения приводит к более успешным результатам спортсменов, чем сочетание низкой когнитивной тревоги и низкого уровня возбуждения. В то же вре- мя сочетание высокого уровня когнитивной тревоги и возбужде- ния приводит к более низким результатам, чем в случае сочетания высокого физиологического возбуждения и низкой когнитивной тревоги. Именно в случае, когда уровень когнитивной тревоги вы- сок и физиологическое возбуждение также возрастает, спортсмен может столкнуться с неожиданным катастрофическим падением уровня эффективности деятельности, что связано с разрывом в отношениях этих переменных, изображенным на рис. 4.3.


1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   53

131
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ
Эмпирическое подтверждение модели представлено рядом исследований. Наиболее ярким, на наш взгляд, является экспери- мент Л. Харди и К. Паффита
41
, в котором изучалась успешность бросков баскетболистов за день до начала важного турнира и через два дня после его начала. Оказалось, что спортсмены в со- стоянии высокой степени когнитивной тревоги показывали либо чрезвычайно низкие, либо очень высокие результаты; в состоянии же низкой когнитивной тревоги результаты держались на среднем уровне. Приведенные примеры говорят о том, что переживание когнитивной тревоги является естественным состоянием и потому спортсмены должны по возможности готовиться к его появлению заранее. Л. Харди утверждает, что намеренное введение спортсме- на в некомфортную для него ситуацию может быть продуктивным, поскольку повышение когнитивной тревоги способно приводить к улучшению результатов. Также он предлагает и способ преодоле- ния когнитивной тревоги (интерпретацию спортсменом его пере- живаний) в случае, когда высокий уровень когнитивной тревоги может привести к катастрофе.
Одним из важных вопросов при рассмотрении феномена тре- вожности, остается проблема контроля ее проявления. В связи с этим обратимся к экспериментам Д. Вегнера
42
, в которых было по- казано, что умственный контроль связан с выполнением направ- ленного действия (сознательный процесс) и мониторингом дей- ствия (бессознательный процесс). Хотя мониторинг способствует выполнению действия (например, в случае отслеживания состоя- ния мышц при сознательно выполняемом упражнении), он допу- скает до сознания мысли, чувства и поведение, которые, на самом деле, должны игнорироваться для успешного выполнения упраж- нения. В экспериментах Д. Вегнера испытуемых просили либо не думать о чем-либо (например, о белом медведе), либо не выпол- нять какое-то действие определенным образом. Оказалось, что в случае получения такой инструкции испытуемые на когнитивном и моторном уровне совершали запрещенное действие гораздо ча- ще, чем испытуемые, которые не получали инструкции. Такое «об-
41
Hardy L., Parfi tt C. G. A catastrophe model of anxiety and performance //
British Journal of Psychology. — 1991. — №82.
42
Wegner D.M., Broome A., Blumberg S.J. Ironic eff ects of trying to relax under stress // Behavior Research and Th erapy. — 1997. — №35; Wegner D.M., Erber R.,
Zanakos S. Ironic processes in the mental control of mood and mood-related thought
// Journal of Personality and Social Psychology. — 1993. — №65.