Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 702

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   53

139
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
Объяснение такой закономерности приводит Б. Бредмейер
52
Он полагает, что это связано с моральным аспектом деятельности спортсмена, причина которого заключается в негативном влиянии со стороны спортивных соревнований и спортивного опыта атле- та. Дополнительным объяснением этого факта может служить со- циальное научение и процессы социализации в рамках профессио- нальной спортивной субкультуры, в которой преобладает модель агрессивного поведения
53
Согласно Н. Морра, М. Смит
54
агрессия атлетов в хоккее с шайбой имеет свои истоки в Национальной хоккейной лиге (НХЛ).
Особый ажиотаж вокруг НХЛ создают журналисты и СМИ — по- мимо прочего, внимание зрителей фокусируется и акцентируется на количестве травм хоккеистов, штрафных минутах, агрессив- ных действиях, столкновениях, драках. В командах НХЛ имеются специальные игроки, цель которых состоит в провокации насиль- ственных действий, потасовок между хоккеистами. Но, несмотря на отрицательные стороны, НХЛ является одной из самых сильных хоккейных лиг мира.
Поскольку до недавнего времени в НХЛ играли практически все ведущие хоккеисты мира, правомерно было ожидать, что мо- лодые игроки будут стараться подражать и по возможности пре- восходить взрослых игроков. Согласно данным М. Смит
55
, моло- дые хоккеисты (мужчины) научились неправомерным действиям в игре, наблюдая матчи НХЛ. По мере профессионального взросле- ния молодых игроков, они демонстрируют все большее количество агрессивных действий перенятых ими у старших коллег.
Г. Дан приводит данные о том, что хоккеисты учатся не только агрессивному поведению, но и способам, как избегать обнаруже- ния нарушений правил. Такие приемы являются нормативными
52
Bredemeier B.J. Moral reasoning and the perceived legitimacy of intentio nally injurious sport acts // Journal of Sport Psychology. — 1985. — Vol.7. — P.110-124.
53
Mugno D.A., Feltz D.L. Th e social teaming of aggression in youth football in the United States // Canadian Journal of Applied Sport Sciences. — 1985. — №10. —
P.26-35.
54
Morra N., Smith, M.D. Interpersonal sources of violence in hockey: Th e in- fl uence of the media, parents, coaches, and game offi cials // Children and youth in sport: biopsychosocial perspective. — Madison: Brown & Benchmark, 1995. — P.142-
155.
55
Smith, M.D. Hockey violence: Interring some myths // Sport psycholo gy: An analysis of athlete behavior. — Ithaca, NY: Mouvement Publications, 1980. — P.141-
146

140
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
для хоккея с шайбой, считаются эффективной стратегией получе- ния преимущества над соперником
56
Таким образом, агрессивное поведение в хоккее с шайбой мо- жет способствовать развитию соответствующей модели социали- зации, в которой игроки учатся агрессии путем подкрепления и подражания.
Помимо вышеперечисленных факторов необходимо рас- сматривать еще и спортивное амплуа спортсмена. Например, в хоккее, футболе уровень агрессивных действий будет различен у защитника, нападающего, вратаря, поскольку перед ними стоят разные профессиональные задачи. Если для нападающего основ- ной целью является поражение ворот противника, то защитник или вратарь несут ответственность за «сохранность» своих ворот, которая может быть достигнута очень часто путем фола или на- рушения правил.
Тип агрессивного поведения также меняется в зависимости от вида спорта, времени поединка. Исследования, использующие метод наблюдения, в частности, выявили значительную разницу между инструментальной и враждебной агрессией. Инструмен- тальная агрессия проявляется достаточно часто в спортивных играх, она является эффективным средством получения страте- гического преимущества в игре, матче и базируется на использо- вании игроками технико-тактических действий, в то время, как враждебная агрессия является проявлением эмоциональной сфе- ры атлета.
Под инструментальной агрессией понимаются враждебные действия, не являющиеся целью сами по себе, а служащие дости- жению других целей и удовлетворению других интересов. Враж- дебная агрессия — это импульсивное поведение, мотивированное стремлением причинения вреда другому человеку
57
. Под лигитим- ной агрессией в спорте понимается степень агрессии и насилия в спорте, которая является необходимой и оправданной спортивной деятельностью.
56
Dunn G.H., Dunn J.C. Goal orientations, perceptions of aggression, and sportspersonship in elite male youth ice hockey players // Th e Sport Psychologist. —
1999. — Vol.13. — P.183-200.
57
Silva J.M. Assertive and aggressive behavior in sport: A defi nitional clarifi - cation // Psychology of motor behavior in sport-1979 / C.H. Nadeau, R. Halliwell,
K.M. Newell, & G.C. Roberts (Eds.). — Champaign, IL: Human Kinetics, 1980. —
P.199-208.


141
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
В работе Ж. Коломба с коллегами
58
были получены резуль- таты, согласно которым враждебная агрессия увеличивается ко второму тайму игры, в то время как инструментальная агрессия наоборот уменьшается. Влияние уровня профессионального ма- стерства на агрессивность спортсменов подтвердилось лишь от- части относительно увеличения инструментальной агрессии и снижения уровня враждебной. Образование атлетов помогает им овладевать и контролировать свои агрессивные реакции, но про- вокации со стороны соперника, усталость атлетов могут способ- ствовать проявлению агрессивных действий. Умение спортсмена регулировать свои эмоции определяет уровень его профессиона- лизма, поэтому враждебная агрессия проявляется в меньшей сте- пени у спортсменов-профессионалов.
Поскольку инструментальная агрессия связана с получением стратегического преимущества над соперником, то в этой связи в данный процесс включаются когнитивные факторы (соотноше- ние между риском быть наказанным арбитром и тем преимуще- ством, которое может быть достигнуто, например, потеря мяча противником). Поэтому инструментальная агрессия в большей степени проявляется на высоком профессиональном уровне спортсменов.
В исследованиях, посвященных изучению агрессивного по- ведения спортсменов, анализируется такое понятие как «гнев»,
«злоба»
59
. Выделяют два различных типа этого определения:
«гнев — в» и «гнев — вне». «Гнев-в» означает, что атлет направля- ет переживаемую им злость, гнев на себя самого. В этом случае у спортсмена могут преобладать чувства депрессивного характера, вины. Они даже подменяют собой чувство злобы. С другой сто- роны, атлеты подавляющие свою злость, продолжают переживать гнев, злобу как эмоциональное состояние. Такое внутреннее состо- яние Р. Валлеранд
60
обозначил как интраперсональное последствие эмоции, что, в свою очередь, может привести к потере концентра- ции внимания атлета и в конченом итоге к поражению.
58
Coulomb G., Pfi sterR. Aggressive behaviors in soccer as a function of com- petition level and time: a fi eld study // Journal of Sport Behavior. — 1998. — Vol.21.
59
Spielberger C.D., Krasner S.S., Solomon E.P. (1988). In M.I. Janisse (Ed.),
Health psycholoay: Individual dizerences and stress (pp. 89-108). — New York:
Springer Verlag. Downloaded By: [Boston University] At: 00:07 18 January 2009.
60
Vallerand R. On emotion in sport: Th eoretical and social psychological perspectives // Journal of Sport Psychology. — 1983. — №5. — P.197-215.


142
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Второе определение гнева — «гнев — вне» включает в себя злобу, направленную на других людей или объекты окружающей среды, что проявляется в различных вариантах агрессивного по- ведения. Агрессия может быть выражена в физической атаке на оппонента, его словесном оскорблении, угроз в его адрес, разру- шении окружающих предметов. Физическое и вербальное прояв- ление гнева может быть направлено как на непосредственно ис- точник раздражения и провокации, так и на людей, близко с ним связанных. Р. Валлеранд определяет такие ситуации как интерпер- сональные последствия эмоции.
В спорте проявление агрессии, злобы перерастает в серьезные конфликты, в которые включаются уже одноклубники спортсмена, тренеры, болельщики и др. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема контролирования и подавления злобы, гне- ва. Одним из популярных методов решения этой проблемы явля- ется стратегия осознания (своего состояния, условий, последствий которые являются следствием проявления таких эмоций). Тренин- ги по осознанию чувства гнева используются в рамках когнитив- ной терапии в работе с агрессивным поведением. Главная цель та- ких упражнений — это увеличение уровня рефлексии критических ситуаций, в которых такие негативные эмоции могут проявиться.
Умение атлета однозначно определить свои переживания и эмо- ции помогут ему совладать с ними. Более того, осознание одного чувства или его переживание приводит к эффективной регуляции экспрессии других чувств.
Другой популярный метод носит название «ролевая игра».
Ролевое проигрывание предлагает возможность принять другую перспективу, другую роль, что позволяет уже иначе интерпрети- ровать ситуацию и действовать в ней, выбирая альтернативные способы реагирования.
Заметим, что особенности агрессивного поведения атле- тов определяются еще и нравственным развитием спортсменов.
Исследование Б. Бредмейера и Д. Шилдса
61
, показало, что спор- тсмены, которые демонстрируют в меньшей степени зрелое нрав- ственное поведение, склонны воспринимать большее количество агрессивно-травмирующих ситуаций как допустимую норму, в от- личие от атлетов с развитыми нравственными качествами.
61
Bredemeier B., Shields, D. Athletic aggression: An issue of contextual mora- lity // Sociology of Sport Journal. — 1986. — Vol.3. — P.15-28.

143
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В СПОРТЕ
В современных исследованиях все чаще встает вопрос о врож- денных предпосылках агрессивного поведения. Исследование ге- нетической основы психоэмоциального поведения человека в зна- чительной степени осложнено полигенной природой наследования данных признаков. С другой стороны, в формировании психики человека большую роль играют факторы среды — условия разви- тия, окружение, социальный климат и пр. Поэтому в большинстве случаев изучение генетических вариаций определенного гена и анализ ассоциаций с признаками показывает наличие слабой свя- зи. В публикациях зачастую встречаются противоречивые данные относительно влияния определенного генетического полиморфиз- ма на один и тот же психологический параметр
Агрессия по литературным данным связана с функциониро- ванием серотонинергетической системы
62
. Уменьшение уровня серотонина связано с проявлением импульсивности и раздражи- тельности (показателями «непосредственной» агрессивности).
Фармакологические данные показывают, что у агрессивных пси- хических пациентов наблюдается низкий уровень серотонина и его основного метаболита (5-гидроксииндолуксусной кислоты —
5-HIAA) в цереброспинальной жидкости; терапия ингибиторами обратного захвата серотонина (увеличивают уровень серотонина) приводит к снижению этой «непосредственной» aгрессии
6364
Серотониновый переносчик обеспечивает обратный захват серотонина в синаптической щели. Таким образом, чем более ак- тивен этот переносчик, тем меньше активного серотонина, и, сле- довательно, больше «непосредственная» агрессия. Полиморфизм промотерного участка гена переносчика серотонина 5-НТТLPR влияет на активность транскрипции и плотность серотонинового переносчика в мембране нейронов. При коротком аллеле (S) транс- портер серотонина менее активен, чем при длинном (L).
62
Hennig J, Reuter M, Netter P, Burk C, Landt O. Two types of aggression are diff erentially related to serotonergic activity and the A779C TPH polymorphism.
Behav. Neurosci. — 2005. — Vol.119. — P.16-25.
63
Fairbanks L.A., Melega W.P., Jorgensen M.J., Kaplan J.R., McGuire M.T. Social impulsivity inversely associated with CSF 5-HIAA and fl uoxetine exposure in vervet monkeys // Neuropsychopharmacology. — 2001. — Vol.24. — P.370-378.
64
Ho H.P., Olsson M., Westberg L., Melke J., Eriksson E. Th e serotonin re- up ta ke inhibitor fl uoxetine reduces sex steroid-related aggression in female rats: an ani mal model of premenstrual irritability? // Neuropsychopharmacology. — 2001. —
Vol.24. — P.502-510.


144
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В исследованиях Н.В. Малюченко и др.
65
, проведенных на спортсменках синхронного плавания, было показано, что ком- плексный показатель непосредственности выражения агрессии существенно отличается у носителей различных генотипов (более непосредственны в выражении агрессии — носители LL и LS алле- лей, в то время как носители SS-аллелей характеризуются большим контролем за агрессией и выражают ее, как правило, в косвенной форме). В работе использовался адаптированный опросник Басса-
Дарки
66
, согласно которому выделяются восемь шкал агрессивно- сти: физическая агрессивность, косвенная агрессивность, вербаль- ная агрессивность, раздражительность, негативизм, обида, вина, подозрительность.
У испытуемых предварительно бралась кровь на анализ ге- нотипа 5-НТТ. Транспортер серотонина удаляет серотонин из си- наптической щели и определяет величину и продолжительность сигнала на постсинаптической мембране. Одним из значимых ва- риантов, влияющих на активность этого белка, является промо- торный полиморфизм 5-НТТ, который может быть представлен в двух формах: L-аллелем из 16 элементов и S-аллелем, состоящим из
14 повторяющихся элементов, каждый из 20-23 пар оснований. По- лиморфизм приводит к различиям в концентрации мРНК, плот- ности белка на мембране. S-аллель соответствует меньшей степе- ни транскрипции и, соответственно, у носителей S-аллеля белок в меньшей степени представлен на мембране, чем у L-носителей.
Таким образом, у носителей S-аллеля создаются предпосылки для большей активности серотонина.
При рассмотрении отдельных первичных шкал, генотип оказывал существенное влияние на показатели по шкалам раз- дражительность — негативизма — косвенная агрессия. Носители
LL-аллелей 5-HTTLPR имели повышенную раздражительность и негативизм, носители SS- аллелей — повышенную косвенную агрессию, при этом на остальные шкалы 5-HTTLPR генетический полиморфизм не оказывал существенного влияния. Следует от- метить, что связь носительства SS варианта гена 5-HTT и «непо- средственностью выражения агрессии была подтверждена нами и
65
Малюченко Н.В., Сысоева О.В., Ведяков А.М., и др.Ассоциация гене ти- ческого полиморфизма 5НТТ с агрессивностью у спортсменов // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2007. — Т.57(3). — С.276-81.
66
Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уча- щихся // Вопросы психологии. — 1994. — Т.3. — С.61-68.