Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

226
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
определенных видах спорта, сочетающих как тренировку быстро- волновой активности мозга, так и медленноволновой. Например, на балеринах и танцорах
111
была показана эффективность совместно- го использования альфа и тета нейротренингов, где надо было по- вышать уровень тета ритма по отношению к альфа. На начальном этапе практически у всех спортсменов наблюдалась более высокая активация альфа ритма по отношению к тета, которая постепенно сменялась более высокой активацией тета ритма по отношению к альфа. По мере тренировки также наблюдались и улучшения в про- фессиональной деятельности.
Помимо обучения движениям, техникам расслабления и кон- центрации внимания, БОС хорошо зарекомендовал себя и для обу- чения управлению и контролированию различными параметрами сердечной деятельности. В спорте часто используются показате- ли пульсометрии для оценки различных характеристик нагрузок
(сложность, энергетические затраты, создание индивидуального коридора ЧСС для оптимальной тренировки в необходимом диа- пазоне). Типичным примером такого учета данных пульсометрии является ведение тренировки в индивидуальном коридоре ЧСС: для разных видов спорта максимально результативные трениров- ки проводятся на определенном уровне от максимальной частоты пульса, в соответствии с чем задаются пороги коридора оптималь- ной тренировки и при выходе за границы которого, спортсмен по- лучает обратную связь о своих физиологических показателях. Так- же для БОС могут использоваться и другие физиологические пара- метры. Так, например, С. Кэйрдом с коллегами
112
было проведено исследование на легкоатлетах, с которыми проводились сеансы биологической обратной связи вместе с использованием различ- ных релаксационных техник. Спортсмены получали информацию о показателях своего дыхания, сердечного ритма и потреблении кислорода. Их просили стараться уменьшить эти показатели на- сколько это возможно, и через несколько недель они научились контролировать свои физиологические процессы и достигать уровня оптимального функционального состояния.
111
Raymond J., Sajid I., Parkinson L.A., Gruzelier J.H. Appl. Psychophysiol.
Bio feedback. — 2005. — Vol.30. — P.65-73; Boynton T. Journal Neurother. — 2001. —
Vol.5. — P.5-18; Th ompson T., Steff ert T., Ros T., Leach J., Gruzelier J. EEG applications for sport and performance. — 2008. — Vol.45. — Iss.4 (August). — P.279-288.
112
Caird S.J., McKenzie A.D., Sleivest G.G., Biofeedback and relaxation tech- niques improves running economy in sub-elite long distance runners // Medicine and
Science in Sports and Exercise. — 1999. — Vol.31. — P.717-22.


227
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Для любого вида спорта одним из важнейших моментов в тре- нировке является повышение точности ощущений как на уровне движений, так и на уровне соматики и вегетативных функций. Хо- рошо известно, что тренировки, построенные на обратных свя- зях с различных каналов (словесные и визуальные сообщения о результатах деятельности и правильности движений, коррекции ошибок и т.д.), способствуют повышению точности ощущений.
Чем выше квалификация спортсмена, тем выше оценка его ре- зультатов деятельности. БОС позволяет обучиться более точным ощущениям, причем не только двигательным, но и вегетативным и соматическим. Можно привести различные примеры того, как можно использовать БОС для повышения точности оценки раз- личных параметров деятельности. Так, например, пловцы оцени- вают результаты проплывания дистанции тем лучше, чем выше их уровень подготовленности
113
. Спортсмены, в данном случае пловцы, способны довольно точно оценивать различные параме- тры своей деятельности такие, как максимальный пульс при раз- личных нагрузках и др. Подобные данные позволяют оптимально выстраивать тренировку, а БОС в свою очередь позволяет обучить способности более точного ощущения, и как следствие, трениро- вочный процесс становится более управляемым и эффективным.
Немаловажным для спортсмена является умение точно оце- нивать уровень и динамику физиологических сдвигов как во время тренировок и соревнований, так и во время расслабления. БОС имеет важное значение при обучении методикам релаксации, для повышения физического состояния и реабилитации после травм.
Заметим, что если рассматривать личный рекорд спортсмена в реальных соревнованиях и в конкретных условиях как полезный результат, на достижение которого направлена активность спец- ифической функциональной системы, формируемой в процессе длительных тренировок и упражнений, то, используя изложенный выше алгоритм анализа, можно выделить те звенья и подсистемы организма, которые имеют принципиально важное значение для достижения этого результата.
Как любая другая функциональная система, система дости- жения рекордного результата формируется в процессе индиви- дуального развития каждого спортсмена в различные возрастные
113
Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре // Тре- нер (Приложение к журналу «Теория и практика физической культуры»). —
1997. — №10. — С.41-44.


228
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
периоды на различной генотипической и психофизиологической основе. Система формируется спонтанно в зависимости от осо- бенностей собственного индивидуального опыта и мастерства тренера, специфики окружающей социальной и культурной сре- ды. Формирование системы происходит методом проб и ошибок и подвергается соответствующему отбору в процессе трениро- вок и соревнований. Физиологическое и нейродинамическое обеспечение такой «системы рекорда» уникально для каждого человека. Построение оптимальной, с точки зрения достижения результата, функциональной системы для каждого спортсмена и для отдельных видов спорта, возможно только с учетом целого комплекса взаимосвязей и соотношений разноуровневых психо- физиологических, психологических и поведенческих параметров и характеристик. Два спортсмена высшего класса, показывающие одинаково высокие стабильные результаты, могут иметь различ- ные индивидуально специфические паттерны такого комплекса.
То есть, они достигают одинаковых результатов, опираясь на ко- личественно и качественно разные индивидуальные функцио- нальные системы.
Прорыв в спортивных результатах может быть достигнут только двумя путями — путем оптимизации наличной ФС спор- тсмена или же путем ее фундаментальной перестройки с учетом тщательного научного анализа этого вида спортивной деятельно- сти. Пример первого пути — это замена работающего со спортсме- ном тренера на тренера более высокого порядка. Новый тренер обладает специфическим опытом, своими уникальными знания- ми, своим видением процесса подготовки и тренинга и, таким об- разом, он перестраивает ФС спортсмена, вводя новые обратные связи в тренировочный процесс. Пример второго пути — это раз- работка кардинально новой техники достижения результата. Этот путь прекрасно демонстрирует история развития техники прыж- ков в высоту: «перешагивание», «волна», «перекат», «перекид- ной», «фосбери-флоп» — эти техники позволяли резко улучшить спортивный результат. Для каждой такой техники формируется своя «оптимальная», с точки зрения тренера, ФС спортсмена. Но практика показывает, что процесс совершенствования техники постоянно продолжается, и в основе этого совершенствования лежит, прежде всего, возможность оптимизации организации и активности различных центральных и периферических элементов и механизмов функциональной «системы рекорда».


229
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Основной проблемой формирования и мониторинга опти- мального уровня активации такой системы является огромное количество показателей, характеризующих состояние многочис- ленных взаимосвязанных физиологических и психофизиологи- ческих систем и механизмов. Так, например, при оценке функ- ционального состояния машинистов электровозов, диспетчеров энергосетей и гражданских служащих мы использовали порядка
180 различных показателей
114
. При оценке динамики ФС во время коррекции психосоматических нарушений с помощью метода БУ, представленной выше, — анализировалось порядка 60—80 пока- зателей. В настоящее время на кафедре психофизиологии на базе
«векторного подхода», предложенного академиком Е.Н. Соколо- вым
115
, разрабатывается новая технология «Интегральной оценки функционального состояния», которая может быть адаптирована к анализу ФС спортсменов. Суть этой технологии — это оценка
ФС человека по комплексу психологических, психофизиологиче- ских и профессионально важных характеристик. На математиче- ском уровне, интегральная оценка представлена в виде вектора в многомерном пространстве. Изменение направления и длины вектора может отражать средовые воздействия (тренировочные процедуры) на ФС спортсмена и позволяет в эксперименталь- ном плане оценить эффективность таких воздействий. Таким образом, для дальнейшего повышения мастерства и развития специфических профессионально важных качеств спортсменов- профессионалов мы предлагаем качественно новую систему их диагностики, развития и сопровождения. В основе такой систе- мы лежит целенаправленное формирование (с использованием механизмов БУ) оптимально организованной функциональной
«системы рекорда».
5.3.2. Аудио-визуальная стимуляция
Уже давно известны такие свойства мозга, как способность подстраивать свою активность под действие внешней стимуляции различного рода. Так, еще в начале 20 века известный француз-
114
Курсак В.А., Исайчев С.А., Кунцев Ю.В., Мотовилин О.Г, Едренкин И.В.,
Приходько Г.И., Полетаев И.А. Интегральная оценка профессионально важных качеств гражданских служащих минфина России // Кадровик Плюс. — 2008. —
№11. — С.4-42.
115
Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1995. — №4.


230
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
ский психолог П. Жане заметил, что когда он крутил небольшое колесико рядом с керосиновой лампой, создавая эффект мигания, перед своими пациентами, то это вызывало у них уменьшение де- прессии, напряжения и истерии
116
. После чего Адриан и Мэтьюз
117
в 1934 году провели исследования и показали, что индивидуальная частота альфа-ритма может изменяться как в сторону уменьшения частоты, так и в сторону увеличения под воздействием вспышек определенной частоты (фотостимуляция). Г. Волтер в 1956 году опубликовал результаты исследований, показавших как воздей- ствие фотостимуляции отражается на субъективном состоянии человека. В настоящее время проведено огромное количество ис- следований, демонстрирующих эффективность использования сенсорной стимуляции для расслабления, снятия тревоги, умень- шения депрессии, лечения бессоницы, восстановления соматиче- ского гомеостаза, лечения головных болей, хронических болей и т.д. Однако механизмы этого процесса недостаточно изучены, и не все исследования проведены с достаточным контролем. Тем не менее, метод имеет большой потенциал применения и необходимо его дальнейшее совершенствование и изучение.
Метод сенсорной стимуляции основан на стимуляции сен- сорных входов, то есть раздражении рецепторов органов зрения и слуха, а также кожных рецепторов тактильной чувствительности с помощью технических устройств, искусственно генерирующих физиологически адекватные для восприятия сенсорные стиму- лы — мерцающие вспышки света, прерывистые звуки и вибрацию.
При выборе модальности сенсорных стимулов необходимо строго учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Так, звуковой раздражитель более важен как средство достижения желаемых состояний для аудиалов (людей, которые познают мир в основном через звуковые сообщения), световой раздражитель — для визуалов (людей, познающих мир глазами), а тактильная стимуляция — для кинестетиков (людей, для которых значимо чувственное ощущение мира). В большинстве случаев ис- пользуется либо зрительная, либо звуковая стимуляция. Также хо- рошо зарекомендовал себя и показал высокую эффективность ме-
116
David Siever, Edmonton, Alberta, Audio-Visual Entrainment: History,
Physiology & Clinical Studies.
117
Adrian, E., & Matthews, B. () Th e Berger rhythm: Potential changes from the occipital lobes in man. Brain, 1934. — Vol.57. — P.355-384.