ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
238
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
*
Г л а в а 6
6.1. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ
КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Многие из нас спонтанно комментируют собственные дей- ствия, отмечая их удачу или неуспех во время выполнения, но на- вряд ли мы задумываемся о том, что подобные проявления влияют на успешность этих действий. В большом количестве исследова- ний, посвященных спортивной психологии отмечается, что устой- чивого определения внутреннего диалога (self-talk) не существует.
Обычно под ним понимается «внутренний диалог, в котором ин- дивид интерпретирует чувства и восприятие, регулирует и изме- няет оценки и дает себе инструкции и подкрепление»
1
. В работе
Я. Теодоракиса и коллег утверждается, что «внутренний диалог может быть воспроизведен как вербально, так и невербально, в виде слова, мысли, улыбки и др.»
2
. Иногда к явлениям внутреннего диалога относят также сновидения наяву, мысленные образы и др.
Также речь, обращенная к себе, у спортсменов обладает целым ря- дом характеристик: она сокращенная (например, «голова» вместо
«опусти голову вниз»), она чаще проговаривается про себя и носит положительную эмоциональную окраску («я могу это сделать»).
Дж. Харди определяет внутренний диалог как «а) вербализацию или утверждения, адресованные себе; б) многомерные по своей природе; в) обладающие интерпретативными элементами в со- держании применяемых утверждение; г) обладающую динамикой; д) и выполняющего по крайней мере две функции: инструктивную и мотивационную»
3
* Работа поддержана грантом на тему «Разработка методов формирова- ния психологической подготовки в детско-юношеском спорте» в рамках феде- ральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инно- вационной России» на 2009-2013 годы.
1
Hackfort D. Schwenkmezger P., Singer R.N., Murphy M., Tennant L.K. Anxie- ty. Handbook of research on sport psychology. — New York, 1993. — Р.328.
2
Th eodorakis Y., Chroni S., Laparidis K., Bebestos V., Douma I. Self-talk in a basketball-shooting task //Perceptual and Motor Skills. — 2001. — №92. — Р.310.
3
Hardy J. Speaking clearly: A critical review of the self-talk literature //
Psychology of Sport and Exercise. — 2006. — №7. — Р.84.
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 53
239
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Таким образом, выделяется две основные функции, которые выполняет внутренний диалог: когнитивная (инструктивная) и мотивационная. При этом мотивационная функция разделяется на функцию саморегуляции эмоциональных состояний (расслаб- ления и др.); функцию способствования освоения деятельности
(фокусировка внимания, уверенность в себе и эмоциональная подготовка к освоению); более глобальную — функцию мотива- ционного драйва (постановка и достижение дальних целей, уровня усилий и т.д.)
4
Соответственно, считается, что инструктивный внутренний диалог более эффективен для технических или кинестетических аспектов, а мотивационный — для повышения усилия и уверенно- сти в себе. Оптимальное их соотношение составляет 70% к 30%.
Внутренний диалог применяется спортсменами неравномер- но. Как показано в исследованиях, его применение спортсменами до соревнования практически не различается у успешно высту- пивших и неудачно выступивших спортсменов, но непосредствен- но перед соревнованием он резко возрастает у спортсменов- профессионалов. В известном обследовании олимпийской сборной по гимнастике было показано, что наличие внутреннего диалога непосредственно перед соревнованиями является предиктором успешности выступления спортсмена
5
В исследовании Дж. Харди и коллег
6
принял участие 291 спорт смен в возрасте 17-26 лет. Испытуемые несколько раз за- полняли опросник, ориентированный на изучение применения внутреннего диалога. Оказалось, что частота его использования возрастала с переходом к активному соревновательному сезону.
Также было показано, что спортсмены индивидуальных видов спорта используют внутренний диалог чаще, чем спортсмены ко- мандных видов спорта. Кроме того, спортсмены высокого уровня прибегают к внутреннему диалогу чаще, чем начинающие спор- тсмены. Закономерно, что один из выводов, который следует из
4
Справедливости ради заметим, что инструктивный внутренний диалог может нести и мотивационную функцию. Поэтому четкое разграничение ви- дов внутреннего диалога, с нашей точки зрения, в ряде случае представляется проб лематичным.
5
Подробнее см. Mahoney M.J., Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study // Cognitive Th erapy and Research. — 1977. — №1.
6
Hardy J., Hall C.R., Hardy L. A Note on Athletes’ Use of Self-Talk // Journal of Applied Sport Psychology. — 2004 — №16.
240
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
описанных исследований, состоит в фасилитации внутреннего диалога у спортсменов.
В широко известном исследовании Б. Рашаля и его коллег
7
участвовали 18 лыжников потенциальной канадской олимпий- ской сборной и канадской юношеской сборной. Каждый лыжник участвовал как минимум в 12 последовательных забегах. При этом часть из них проводились традиционно (когда со стороны экспериментаторов не давалось никаких указаний), а часть — с использованием ключевых слов. Эксперимент был организован таким образом, что традиционные забеги чередовались с экспе- риментальными (по типу А-В-А-В или В-А-В-А). В свою очередь забеги с использованием ключевых слов также разделялись на три группы: когда испытуемых просили концентрироваться на тех- нике выполнения задания (слова типа «быстрее вверх и крепко схватить», «полный ход» и др.), на своем настроении, связанным с моторной готовностью и эмоциональным состоянием («давай, давай», «взрыв, сила, пошел!» и др.), на положительной оценке соб- ственных действий, уверенности в себе («я лучший», «чувствую себя отлично» и др.). Эксперимент убедительно показал, что для всех спортсменов использование ключевых слов оказалось эффек- тивным и в сравнении с контрольными забегами, они повысили свои результаты в среднем более, чем на 3%. Интересен также тот факт, что во время забегов с использованием ключевых слов, у всех спортсменов было зарегистрировано учащение пульса (в сравне- нии с контрольными забегами), однако сами лыжники не заметили подобных изменений.
В исследовании А. Хатцигеоргиадиса и его коллег
8
приняли участие 60 молодых людей, занимающихся плаванием. Перед ними ставилась задача кидать в воде (не имея возможности удерживать- ся за плавательную дорожку) мяч в мишени, расположенные на расстоянии 30 и 50 см. После выполнения 10 бросков испытуемого просили ответить на вопросы о том, как часто у него возникали какие-либо отвлекающие от выполнения задания мысли. Через две недели испытуемые были разделены на три группы. Контрольная
7
Rushall B.S., Hall M., Roux L., Sasseville J., Rushall A.C. Eff ects of Th ree Types of Th ought Content Instructions on Skiing Performance // Th e Sport Psychologist. —
1998. — №2.
8
Hatzigeorgiadis A., Th eodorakis Y., Zourbanos N. Self-Talk in the Swimming
Pool: Th e Eff ects of Self-Talk on Th ought Content and Performance on Water-Polo
Tasks // Journal of Applied Sport Psychology. — 2004 — №16.
241
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
группа в точности воспроизводила выполнение предыдущего задания. Экспериментальным группам давалась инструкция ис- пользовать специальное ключевое слово перед каждым броском.
Испытуемые из первой экспериментальной группы (инструктив- ный внутренний диалог) должны были вслух произносить «мяч — мишень», а испытуемые из второй экспериментальной группы
(мотивационный внутренний диалог) должны были произносить
«Я могу». После выполнения задания все группы вновь отвечали на вопросы. Результаты показали, что испытуемые из обеих экс- периментальных групп сообщали о значительно меньшем появ- лении мешающих мыслей в сравнении с контрольной группой и выполнением задания в первый раз. Также было установлено, что группа с инструктивным внутренним диалогом показала большее повышение результата, чем контрольная группа и группа с моти- вационным внутренним диалогом.
Аналогичные результаты были получены и в экспериментах
Я. Теодоракиса и коллег
9
. В первом эксперименте приняли участие
72 молодых футболиста в возрасте 12-16 лет. Перед ними ставилась задача попасть мячом в узкие ворота максимальное количество раз из двенадцати. По результатам выполнения этого задания испытуе- мые были равномерно распределены на три группы. Первая группа футболистов не получала никаких дополнительных инструкций и просто повторяла предыдущую процедуру. Вторая группа получа- ла инструкцию использовать мотивационный внутренний диалог: повторять перед каждой попыткой «Я могу». Третья группа спор- тсменов перед каждой попыткой должна была говорить «Я вижу цель», то есть использовать инструктивный внутренний диалог. В группе, в которой применялся инструктивный внутренний диалог, результаты выполнения задания возросли в 1,5 раза, в то время как в остальных группах они практически не изменились.
Во втором эксперименте участвовали 48 студентов, прошед- ших обучение игре в бадминтон. Они также были разделены на три указанные выше группы по результатам выполнения 10 подач в ограниченную зону площадки. Как и в предыдущем эксперимен- те, использование инструктивного внутреннего диалога оказалось значительно эффективнее мотивационного.
9
Th eodorakis Y., Weinberg R., Natsis P., Douma E., Kazakas, P. Th e eff ects of motivational versus instructional Self-Talk on improving motor performance // Th e
Sport Psychologist. — 2000. — №14.
242
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
В работе К. Маллетта и С. Ханрахан было показано, что ис- пользование ключевых слов может приводить к существенному улучшению результатов
10
. В исследовании приняли участие 12 спор- тсменов, состязающихся на национальном уровне и занимающихся не менее восьми лет бегом на короткие дистанции. Все спортсмены в эксперименте выполняли одинаковое количество забегов, одна- ко экспериментальное влияние было распределено по попыткам в случайном порядке (с тем, чтобы можно было более четко от- следить наличие влияния на результаты забегов). Дистанция в 100 метров была разделена на три участка, каждому из которых было подобрано ключевое слово: на участке от 0 до 30 метров ключевым словом было «толкай» (поскольку требуется максимальное ускоре- ние); на участке 30-60 метров ключевым словом было «пришпорь»
(поскольку требуется максимальное ускорение); на участке 60-100 метров — «когти» (поскольку на этом участке от спортсмена тре- буется максимальная выносливость). Все спортсмены посчитали уместным применение указанных слов на данных участках дистан- ции. Результаты показали, что применение ключевых слов позво- лило практически всем спортсменам повысить свои результаты.
Некоторые из элитных австралийских спринтеров улучшили свои показатели более, чем на 2% (что является высоким результатом для профессионального спорта).
Точно также в системе подготовки фигуристов, разработан- ной Г. Мартином, использование ключевых слов является его обя- зательной составляющей частью. Как показывают исследования, это позволяет не только увеличить уверенность спортсменов в себе, но и добиться значительных успехов в техническом аспекте освоения различных навыков
11
Во многих работах было показано, что позитивный вну- тренний диалог способствует более успешной деятельности. На- пример, Дж. Ван Раалте и Б. Брюера
12
участвовало 60 молодых людей в возрасте 18-22 лет. Перед ними была поставлена задача: метание дротика в мишень. При этом часть испытуемых получала
10
Mallet C.J., Hanrahan S.J. Race modeling: An eff ective strategy for the 100 m sprinter? // Th e Sport Psychologist. — 1999. — №11.
11 См., например, Ming S., Martin G. Single-Subject Evaluation of a Self-Talk
Package for Improving Figure Skating Performance // Th e Sport Psychologist. —
1996. — №10.
12
Van Raalte J., Brewer B. Cork! Th e eff ects of positive and negative self-talk on dart throwing performance // Journal of Sport Behavior. — 1995. — №1.
243
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
инструкцию позитивного внутреннего диалога (говорить «У меня получится» во время выполнения задания); часть — инструкцию, соответствующую негативному внутреннему диалогу («У меня не получится»); часть испытуемых не получали специальной ин- струкции. Результаты показали, что точность бросков в первой группе превышала точность бросков во второй и третьей группах в 2-3 раза.
В работе Р. Гамильтона и его коллег
13
изучалось влияние вну- треннего диалога на выносливость девяти молодых студентов. Пе- ред испытуемыми ставилась задача в течении 20 минут проехать на тренажере — велосипеде как можно большее расстояние. Задача выполнялась дважды. При этом перед вторым выполнением испы- туемые были разделены на три группы (по три человека в каждой).
В первой группе использовался позитивный внутренний диалог: испытуемым рассказывали о том, какие утверждения необходимо использовать для увеличения выносливости, повышения уверен- ности в себе и др. Вторая группа отличалась от первой лишь тем, что, получая аналогичные инструкции, испытуемые во время вы- полнения упражнения слушали аудиозапись с подобными утверж- дениями. Третья группа прослушивала негативный внутренний диалог («Мои ноги слабеют», «Я больше не могу выдерживать этот темп» и т.д.). Все испытуемые в первой и второй группах повысили свои показатели, однако один испытуемый из третьей подгруппы также резко улучшил свои результаты. Эти данные говорят о том, что и положительный, и отрицательный внутренний диалог мо- гут положительно влиять на результаты спортивной деятельности.
Скорее всего, важно не столько содержание внутреннего диалога, сколько его субъективная интерпретация.
Однако также были обнаружены существенные различия применения внутреннего диалога. Так, в одной работе было пока- зано, что, например, профессиональные ныряльщики, вошедшие в канадскую сборную, наоборот, реже использовали внутренний диалог, чем ныряльщики, не попавшие в сборную
14
. Профессиона- лы при этом непосредственно перед соревнованиями демонстри- ровали больше отрицательного внутреннего диалога, чем положи-
13
Hamilton R.A., Scott D., MacDougall M.P. Assessing the Eff ectiveness of
Self-Talk Interventions on Endurance Performance // Journal of Applied Sport Psy- chology. — 2007 — №19.
14
Highlen P. S., Bennett B. B. Elite divers and wrestlers: A comparison between open- and closed-skill athletes // Journal of Sport Psychology. — 1983. — №5.
244
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
тельного. Существуют и данные, согласно которым внутренний диалог снижает успешность профессиональной деятельности
15
В этом отношении интересны данные, полученные относи- тельно влияния позитивного и негативного мышления на решение различных задач. В середине прошлого века достаточно устойчи- вой была следующая гипотеза. Считалось, что поскольку стрессо- вое состояние вызывает излишнюю мотивацию, то оно отвлекает человека от релевантных для решения задачи свойств объектов и ситуации. Позитивное мышление (в отличие от негативного) сни- жает тревожность и способствует повышению эффективности решения задач. При этом не важно, имеют ли мысли субъекта не- посредственное отношение к самой задаче, или же они относятся к другой сфере
16
Такое представление было опровергнуто с позиции теории каузальной атрибуции. Ф. Брикман и коллеги
17
, исходя из разде- ления Б. Вайнером причин успеха и неудачи на стабильные и не- стабильные, а также внутренние и внешние, утверждали, что успех
(как и неудача) может иметь отношение к дальнейшей задаче, если оценивается как внутренний стабильный; если же он оценивается как нестабильный, то не будет влиять на результат дальнейшего действия. «Неудача должна приносить успех при выполнении по- следующего задания, когда она определяется как не имеющая к не- му отношения… наоборот, успех, имеющий отношение к будуще- му заданию, настроит индивида на удачное выполнение задания и потому окажется эффективным, в отличие от успеха, который не будет иметь отношения к выполняемому заданию (успех благодаря везению или иным необычным обстоятельствам)»
18
В исследовании приняли участие 96 старшеклассников. Ис- пытуемые выполняли следующие два задания: подсчет количества нарисованных точек и определение временных интервалов. Одной
15
Подробнее см. Rushall B.S., Hall M., Roux L., Sasseville J., Rushall A.C.
Eff ects of three types of thought content instructions on skiing performance // Sport
Psy chologist. — 1988. — №2.
16
Подробнее см. Easterbrook J.A. Th e eff ects of emotion on cue utilization and the organization of behavior // Psychological Review. — 1959. — №66.
17
Brickman P., Linsenmeier J., McCareins A. Performance Enhancement by relevant Success and Irrelevant Failure // Journal of Personality and Social Psy cho- logy. — 1976. — №2.
18
Brickman P., Linsenmeier J., McCareins A. Performance Enhancement by relevant Success and Irrelevant Failure // Journal of Personality and Social Psy cho- logy. — 1976. — №2. — Р.150.
245
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
группе испытуемых сообщалось, что результаты выполнения этих тестов имеют непосредственное отношение к следующему тесту
(чем лучше выполнены предыдущие задания, тем лучше будет выполнен и третий тест); другой группе испытуемых было ска- зано, что полученные результаты никак не связаны с последним тестом. Кроме того, эти две группы разделялись еще на две груп- пы: одной половине из них говорилось о том, что они получили низкие баллы, а второй — что они получили высокие результаты по пройденным двум тестам. Таким образом, были созданы че- тыре экспериментальные группы, в которых входили «успешные» и «неуспешные» испытуемые, имевшие соответственно высокие и низкие ожидания (связанные и не связанные с выполнением третьего теста). Оказалось, что те испытуемые, которые имели вы- сокие ожидания, имеющие отношение к выполняемому третьему тесту, были успешны в отличие от испытуемых, обладавших вы- сокими ожиданиями, но пережившими успех в заданиях, которые, по их мнению, не имели отношения к выполняемому третьему тесту. Высокие результаты получили испытуемые, которые пере- жили неудачи при выполнении первых двух тестов при условии, что они не имели отношения к третьему тесту. Было показано, что успех, связанный с решением последующей задачи, и неуспех, не связанный с ней, эффективен как мотивация для субъектов с изначально высокими ожиданиями; успех, не связанный с ре- шением последующих задач (то есть успех, расцениваемый как случайный) и неудача, связанная с решением последующей зада- чи, выступают в качестве адекватной мотивации для субъектов с низкими ожиданиями.
Конечно, нужно учесть, что серия неудач приводит обычно к снижению изначально высоких ожиданий и снижению актуально- го результата. В то же время само по себе переживание успеха не приводит к изменению ожиданий. К. Двек
19
исследовала поведение детей с выученной беспомощностью. Изначально этот феномен был продемонстрирован с животными: было показано, что в случае столкновения с неизбежным болезненным шоком, в дальнейшем
(в ситуации, когда шока можно избежать, совершив относительно простое действие), животные не предпринимали каких-либо по- пыток спасения. Исследователи использовали термин «выученная беспомощность» для обозначения того факта, что в этой ситуации
19
Dweck C.S. Th e role of expectations and attributions in the alleviation of le- ar ned helplessness // Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. — №2.