Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 715

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   53

231
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
тод совместного их использования, получивший название аудио- визуальной стимуляции, или АВС.
Уровень активации мозговых структур, обеспечивающий вы- полнение конкретной деятельности человека, в том числе и обуче- ния, определяется как уровень функционального состояния (ФС) головного мозга (ГМ). Для определения ФС ГМ в традиционной психофизиологии широко используется метод ЭЭГ. Диапазон из- менений ФС бодрствующего человека чрезвычайно широк. Его границы представлены, с одной стороны, состоянием дремоты с потерей интереса и внимания, а с другой — чрезмерными возбуж- дением и напряженностью, свойственными состоянию стресса. С этими крайними состояниями связано и наибольшее снижение эффективности деятельности. Управляя ФС, можно существенно повысить эффективность обучения, профессиональной деятель- ности и стресс-устойчивость.
Важно при этом различать продуктивную активацию, основу которой составляет ориентировочный рефлекс на воздействующие стимулы, и непродуктивную, вызывающую тревогу и агрессию как проявления оборонительного рефлекса. Манипулируя ФС, можно обеспечивать продуктивную активацию, базирующуюся на ори- ентировочном рефлексе. Крайне актуальным является также обе- спечение реакции активации среднего мозга, который регулирует уровень активности коры больших полушарий и мозга в целом. В тех случаях, когда активация становится генерализованной и за- хватывает весь мозг в целом, можно говорить об изменении уров- ня активности, или функционального состояния, при котором реализуется конкретная деятельность человека. Поведенческим выражением функционального состояния головного мозга явля- ется уровень бодрствования.
Между тем, реакция активации головного мозга по своей сущ- ности многокомпонентна. Она включает помимо ЭЭГ-изменений также моторные, вегетативные, биохимические и эндокринные реакции как на системном, так и на локальном уровнях, выражен- ность которых определяется интенсивностью и объемом активи- рованных нервных комплексов.
В этой связи необходимо выделить механизм сенсорной сти- муляции, реализуемый посредством неспецифической активации коры головного мозга через модулирующую систему ствола мозга за счет подключения дофаминэргического механизма регуляции, создающего биохимическую основу для двигательной активности.



232
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Модулирующая система мозга включает активирующие и инакти- вирующие структуры, локализованные на разных уровнях ЦНС и находящиеся в сложных взаимоотношениях друг с другом.
Начало воздействия любого стимула сопряжено с формиро- ванием ориентировочной реакции (ОР), проявляющейся на уров- не коры ГМ ЭЭГ-активацией (блокадой альфа-ритма и усилением высокочастотных колебаний ЭЭГ), коррелирующей с ростом воз- будимости, реактивности и лабильности нейронов коры. К веге- тативным компонентам ОР относятся: снижение ЧСС, изменение дыхания, рост дыхательной аритмии, увеличение кожной прони- цаемости, расширение сосудов головы, сужение сосудов рук, рас- ширение зрачков. Одновременно увеличивается чувствительность анализаторов и повышается мышечный тонус.
Следует отметить также, что под влиянием сенсорного стиму- ла усиливается кровоток не только в соответствующих сенсорных зонах коры ГМ, но и во фронтальных и префронтальных областях мозга. Во фронтальной зоне усиление кровотока напрямую зави- сит от модальности стимула (зрительного, слухового и соматосен- сорного), привлекающего внимание. В префронтальной зоне уси- ление кровотока обусловлено уровнем внимания и не зависит от его модальности. Дополнительное усиление мозгового кровотока можно достигать мысленным представлением поступления значи- мой информации на фоне неспецифической сенсорной активации.
Такое локальное усиление объемного кровотока в участках коры головного мозга, принудительно активированных внешне навя- занным ритмом, безусловно, играет большую роль в повышении функциональных резервов высшей нервной деятельности
118
. Эф- фективность направленной ЭЭГ-активации в значительной степе- ни зависит от частотного спектра сенсорных стимулов, поэтому за счет варьирования их спектральным диапазоном можно добивать- ся принципиально новых возможностей по управлению функцио- нальным состоянием головного мозга. Так, при использовании све- товых стимулов белого цвета в мозговых структурах повышается уровень серотонина
119
, в результате чего повышаются стремление к лидерству, сексуальная активность, уменьшается интенсивность
118
См.: Таймазов В.А., Голуб Я.В. Психофизиологическое состояние спор- тсмена (Методы оценки и коррекции). — СПб.: Олимп СПб, 2004.
119
Walton K.G., Pugh N. Stress Reduction and Preventing Hypertension: Pre- liminary Support for a Psychoneuroendocrine Mechanism // Journal of Alternative and Complimentary Medicine. — 1995. — Vol.1. — P.263-283;

233
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
болей. Белый и синий цвета прерывистых световых раздражите- лей повышают уровень мелатонина, что способствует нормализа- ции временных биологических ритмов (сон — бодрствование), а также эндорфина, который оказывает обезболивающий эффект и вызывает положительные эмоции
120
Сезонные расстройства (син- дром хронической усталости, метеопатии) облегчаются при про- ведении фотостимуляции белым цветом в диапазоне бета-ритма
(около 20 Гц) после предварительной стимуляции на частоте 1-2 Гц для усиления мозгового кровотока. Показано, что десятиминутная стимуляция зеленым цветом на частоте альфа-ритма человека мо- дулирует его функциональное состояние: происходит увеличение амплитуды альфа-ритма и значительное понижение индекса на- пряжения регуляторных систем
121
При депрессии лучше проводить разночастотную стимуля- цию: правого глаза в диапазоне бета-ритма, а левого — в диапазоне альфа-ритма. Стимуляция белым цветом правого глаза в диапа- зоне частот 12-15 Гц приводит к снижению агрессивности, а сти- муляция левого глаза в диапазоне частот 15-20 Гц приводит к по- вышению внимания. Важно при этом учитывать, что стимуляция белым цветом обоих глаз с частотой 7- 8 Гц способствует увеличе- нию потребления глюкозы мозгом без выраженного увеличения потребления кислорода и тем самым повышает его энергетический потенциал. Сенсорная стимуляция красным цветом в частотном диапазоне 10-11 Гц способствует увеличению функциональной ак- тивности медленных мышечных волокон, а в частотном диапазоне
17-19 Гц — вызывает увеличение функциональной активности бы- стрых мышечных волокон.
Для повышения успеваемости используются более сложные режимы фотостимуляции белым цветом в различном частотном диапазоне. Начальная стимуляция проводится на частоте 8 Гц с по- степенным повышением частоты до 12 Гц, в дальнейшем правый глаз стимулируется на частоте 12 Гц, а частота стимуляции левого глаза относительно быстро (в течение 10-20 с) повышается до 18
Гц, и на этих асимметричных уровнях стимуляция продолжается в
120
Takahasi Т., Tsukahara Y. Infl uence of Colour on the Photo Convulsive Res- ponse. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. — 1976. — Vol.41. —
P.124-136.
121
Осипова М.А., Арьков В.В., Тоневицкий А.Г. Модуляция альфа-ритма и вегетативного статуса человека с использованием цветовой фотостимуляции
// БЭБиМ. — 2010. — Т.149. — №6. — C.699-703.


234
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
течение 6-7 минут. После этого частота стимуляции обоих глаз по- степенно снижается и выравнивается на частоте 9-11 Гц. В этом ре- жиме оба глаза продолжают стимулировать еще в течение 1-2 мин.
Активность на частотном диапазоне 9-11 Гц (альфа-ритм) характер- на для состояния спокойного расслабленного бодрствования.
Сенсорная стимуляция в диапазоне альфа-ритма идеально подходит для создания обучающих программ за счет создания пред- посылок лучшего усвоения и долговременного запоминания новой информации, данных, фактов. С другой стороны, тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, по- скольку эти ритмы отключают механизмы психологической за- щиты и дают возможность корреспондирующей информации про- никнуть глубоко в сознание. Материал, запечатленный в памяти таким образом, подобен информации, которую слышит пациент, находясь под анестезией во время операции, — ее тяжело вспом- нить, но она влияет на поведение человека. Таким образом, если изучаемый материал носит информационный характер, то лучше всего начать программу стимуляции на частоте (бета-ритма (14-18
Гц) и затем плавно понизить ее до частоты альфа-ритма (8-10 Гц). В конце процедуры частота должна быть снова поднята до частоты, соответствующей уровню бодрствования.
При синдроме дефицита внимания, симптомах пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) необ- ходимо применять бинауральную стимуляцию в диапазоне частот
15 Гц и выше. Программа начинается с подачи сенсорных стиму- лов с частотой 10-12 Гц. Затем частота их плавно повышается до
15 Гц и, если пациент не испытываете дискомфорта (мышечного напряжения, раздражительности и т.п.), продолжается дальнейшее плавное повышение частоты до 18-20 Гц.
Усвоение материала, связанного с изменением поведения или жизненной позиции, облегчается при использовании программ, которые начинаются со стимуляции в бета-диапазоне, а затем по- нижаются до тета-диапазона. Этот режим стимуляции должен под- держиваться до окончания прослушивания учебной программы, а затем частота стимуляции должна быть снова переведена в бета- диапазон.
При прослушивании бинауральных ритмов можно услышать у себя в голове самые различные звуки. Эти звуки есть продукт только воображения, их нет в программе, но именно они позво- ляют достичь требуемого эффекта по синхронизации полушарий

235
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
мозга. Некоторым людям именно эти артефакты доставляют наи- большее удовольствие, другие не слышат их вовсе, но эффект син- хронизации все равно присутствует.
Для достижения высокой эффективности активации коры головного мозга используются различные режимы применения сенсорных стимулов:
Синхронный режим — одновременная подача стимулов спра- ва и слева, чем обеспечивается синхронизация функциональной активности правого и левого полушарий.
Асинхронный режим — попеременная подача справа и слева.
Диссоциирующий режим — попеременная подача аудиаль- ных, визуальных и соматосенсорных стимулов. Этот режим пред- назначен для разобщения восприятия сенсорной информации, что приводит к обострению внимания, умению выделять главное, разрешению проблем. Используется при снижении силы нервных процессов.
Расширенный режим — попеременное включение сенсорных стимулов со сменой латерализации подачи — служит для повы- шения разрешающей способности анализаторов.
Альтернирующий режим — стимуляция сенсорными стиму- лами, подаваемыми справа и слева с различной частотой — незаме- ним при стрессовых ситуациях, когда резко меняется коэффици- ент межполушарной асимметрии, и возникает необходимость по- высить активность правого полушария. При использовании этого режима можно избирательно активировать (что?) правого и левого полушария, предварительно определив профиль функциональной межполушарной асимметрии.
Режим со смещением слухового образа, при котором субъек- тивное ощущение восприятия звука смещается от средней линии
(как правило, в области макушки, реже — переносицы и подбо- родка) в сторону того уха, на которое звуковые стимулы подаются с опережением. При его реализации возникает ощущение враще- ния звука в голове, что способствует более быстрому введению в измененное состояние сознания (имитация пляски шамана по кругу).
Бинауральные ритмы, возникающие при предъявлении на разные уши звуков разной частоты, предназначены для облегчения усвоения желаемой частоты. Стимуляция бинауральными ритма- ми облегчает доступ к измененным состояниям сознания. Этот процесс эффективен и безопасен, имеет самые разнообразные


236
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
приложения, в том числе и для расслабления, медитации, развития интуиции, повышения эффективности обучения, улучшения сна, самочувствия и исследования расширенных состояний сознания.
Таким образом, основной целью АВС является навязывание определенных ритмов с помощью стимуляции сенсорных входов соответствующими раздражителями, которые через модулиру- ющие системы мозга приводят к изменению уровня активации коры больших полушарий, что со временем закрепляется и при- водит к формированию более совершенных функциональных си- стем, обеспечивающих повышение результативности спортивной деятельности.
Метод АВС довольно широко используется в спортивной практике для оптимизации психофизического состояния и, как следствие, улучшения показателей деятельности спортсменов.
Впервые данные об использовании АВС в спортивной практике появились в 1988 году
122
. Эффекты, вызываемые АВС, основаны на том, что с помощью стимуляции сенсорных входов происходит из- менение уровня активации коры больших полушарий через моду- лирующие системы головного мозга, которые определяют уровень функционального состояния
123
. Оптимальному психофизиологи- ческому состоянию соответствует определенный нейрогумораль- ный фон, тонус мышц, уровень активации вегетативной нервной системы, психологические установки и т.д.
Программа фотостимуляции, предъявляющаяся спортсме- ну, состоит, как правило, из альфа-стимулирующей серии, то есть предъявлении фотовспышек с индивидуальной частотой альфа- ритма, способствующего расслаблению и снижению тревожности.
После чего следует собственно программа АВС, подобранная под определенного спортсмена и включающая, как правило, уско- ряющуюся частоту от альфа до бета ритма
124
. При этом во время стимуляции спортсмен должен представлять, что он правильно и четко выполняет всю последовательность необходимых действий и движений, при этом делает он это с максимальной уверенностью в своих силах и даже представляет победу на соревнованиях.
122
Siever D. Th e rediscovery of audio-visual entrainment technology. Com p- tronic devices limited. — Canada. Edmonton; Alberta; 1997-2000.
123
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
124
См.: Таймазов В.А., Голуб Я.В.. Психофизиологическое состояние спор- тсмена (Методы оценки и коррекции). — СПб.: Олимп СПб, 2004.

237
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
В исследовании К.Г. Волтона и Н. Пага
125
была показана эф- фективность использования в дополнение к АВС отвлекающих и мешающих факторов, которые обычно непосредственно при- сутствуют на соревнованиях, например, такие как крики толпы, громкие отвлекающие звуки, аплодисменты и т.д. Это помогает спортсмену научиться испытывать ощущение спокойствия и пере- носить его на такие напряженные и ответственные моменты, как соревнования. АВС помогает спортсменам погружать сознание все глубже в тренировочный процесс, не отвлекаясь на мешающие и отвлекающие факторы.
Можно привести и другие примеры использования АВС в спорте. Так, например, Боб Визард, спортивный психолог команды
DallasCowboys, использовал АВС для того, чтобы помочь футбо- листам отработать определенные навыки (пассы, удары и др.)
126
. Он проводил тренинги с АВС во время тренировок и заметил, что игроки бегали быстрее и дольше с использованием АВС. Он свя- зывал это с тем, что у футболистов были сформированы некоторые психологические барьеры и установки, мешающие улучшить ре- зультаты деятельности. Процедура АВС позволяла нивелировать эти барьеры и повысить эффективность тренировок.
Другой пример из области гольфа. Профессиональный голь- фист Рокки Томпсон долго работал над техникой игры в гольф.
Благодаря использованию АВС всего лишь в течение двух недель, он научился лучше расслабляться и перестал испытывать тревож- ность, благодаря чему его движения стали более пластичными и он смог значимо повысить свою работоспособность.
Олимпийский чемпион по стендовой стрельбе Ричард Фолдс также использовал АВС для того, чтобы научиться контролиро- вать мозговую ритмику. Ему предъявлялись звуки и фотовспышки с частотой его альфа-ритма и через некоторое время он научился управлять своим альфа-ритмом, что улучшило его концентрацию, внимание и способствовало повышению результативности по стрельбе. Таким образом, методики АВС имеет большой потен- циал развития для нужд спортивной психологии.
125
Walton K.G., Pugh N. Stress Reduction and Preventing Hypertension: Pre- li minary Support for a Psychoneuroendocrine Mechanism // Journal of Alternative and Complimentary Medicine. — 1995. — Vol.1. — P.263-283.
126
См.: Siever D. Th e rediscovery of audio-visual entrainment technology.
Comptronic devices limited. 1997-2000. Edmonton; Alberta; Canada. 132 p.