Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 708

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

266
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
В работе Дж. Эфран и коллег
56
представлено использование метафор для тренировки детей в возрасте 10-17 лет игре в теннис.
Дети были разделены на две группы: в экспериментальную группу вошел 41 ребенок, в контрольную — 28. На протяжении трех недель обе группы посещали одинаковое количество тренировок. Разница заключалась лишь в том, что дети из экспериментальной группы знакомились с метафорой, отражающей необходимость отвлечься от собственных мыслей и окружающих людей во время игры. Как известно, в подростковом возрасте у молодых спортсменов появ- ляются сомнения и ориентация на оценку со стороны сверстников, что может снижать эффективность тренировок и выступлений на соревнованиях. Для младших школьников в качестве метафоры вы- ступал «пузырь», для более старших детей — «кокон» и для стар- шеклассников — «хризалида» (куколка насекомых). Детей просили представить, что они находятся в пузыре и поэтому все, что от- влекает их, должно остаться за его пределами. В пузырь попадают только мяч и ракетка. Практически все дети серьезно отнеслись к заданию. Однако на первых занятиях, когда экспериментатор видел, что ребенок «теряет фокус», его отводили в сторону и предлагали
«починить метафору». Как показали результаты, дети из экспери- ментальной группы в сравнении с детьми из контрольной группы научились лучше концентрироваться и демонстрировали, по оцен- кам тренеров, более адекватное, зрелое поведение и мотивацию.
В работе Дж. Пултона и коллег
57
испытуемых обучали игре в настольный теннис. Для этого им нужно было научиться выпол- нять задачу — совершать удар по шарику ракеткой таким обра- зом, чтобы он попадал в отмеченный на столе сектор. При этом испытуемые были разбиты на две группы. В первой группе инст- рукция по овладению техникой западного хвата ракетки (когда кисть повернута вниз) давалась в развернутом виде: 1. Расставьте ноги немного шире плеч. 2. Правую ногу выдвиньте немного впе- ред. 3. Двигайте ракеткой вперед и назад. 4. Перемещайте вес тела на правую ногу. 5. Перемещайте руку вверх и вниз. 6. Следите за тем, чтобы внутренняя поверхность ракетки и поверхность сто- ла создавали острый угол. Испытуемые второй группы получали
56
Efran J., Lesser G., Spiller M. Enhancing Tennis Coaching With Youths Using a Metaphor Method // Th e Sport Psychologist. — 1994. — №8. — Р. 349—359.
57
Poolton J.M., Masters R.S.W.., Maxwell J.P. Th e infl uence of analogy learning on decision-making in table tennis: Evidence from behavioral data // Psychology of
Sport and Exercise. — 2006. — №7. — Р. 677-688.

267
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
следующую инструкцию: перемещайте ракетку таким образом, как будто она поднимается вверх по склону горы. Инструкции в обеих группах не комментировались. После проведения одинакового ко- личества предварительных проб, испытуемые сталкивались с дву- мя задачами. Легкая задача состояла в том, чтобы отбивать шарики двух цветов: белые — в правую часть стола, а желтые — в левую.
Трудная задача заключалась в выполнении такого же задания с той лишь разницей, что через каждые два шарика соотнесение их цвета и части стола менялось на противоположное. Результаты показали, что если для выполнения заданий первого типа различий между двумя группами испытуемых найдено не было, то при выполнении сложного задания испытуемые, которые получали инструкцию в виде аналогии, оказались значительно успешнее. Авторы исследо- вания предполагают, что применение метафоры способствовало повышению результата выполнения упражнения в сложной ситуа- ции, поскольку этот образ (в отличие от словесной инструкции) не задействовал рабочую память, то есть не использовал фонема- тическое кодирование.
Нам представляется, что есть и другое объяснение получен- ных результатов. В случае, когда испытуемый получает конкрет- ное описание двигательного образа (то есть образ, переведенный в значения), он сталкивается с задачей воссоздания этого образа из значений. Как отмечал Н.А. Бернштейн, выполняемая двига- тельная задача все время меняется, поскольку меняются обстоя- тельства ее выполнения, процессы, происходящие в организме субъекта действия и т.д. В результате испытуемый сталкивается с расхождением между описанием образа и его реальным воплоще- нием, что приводит к перестройке двигательного образа (отхожде- нию от инструкции) и закономерному снижению эффективности действия. Наоборот, когда испытуемому предлагается метафора, он интерпретирует этот образ, исходя из конкретной двигательной задачи, наполняя егозначениями, адекватными ситуации.
В этом отношении для нас важно исследование, проведен- ное Ж. Фурньером и коллегами
58
. В нем 32 профессиональных парашютиста создавали с помощью специально разработанной компьютерной программы образы, которые соответствовали раз- личным ситуациям (отработка прыжка, подготовка к прыжку в самолете, приземление и др.). Подбор образа был возможен по
58
Fournier J.F., Deremaux S., Bernier M. content, characteristics and function of mental images // Psychology of Sport and Exercise. — 2008. — №9. — Р. 734-748.


268
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
нескольким характеристикам: перспектива (видение со стороны или видение глазами самого спортсмена; контрастность образа; яркость образа; скорость образа). При этом из общей выборки 20 парашютистов оценивались как эксперты (они имели не менее 9 лет практики и не менее 1500 совершенных прыжков), а 12 — как новички (не более 3 лет практики и около 300 прыжков). Резуль- таты показали, что возникающие образы у всех испытуемых со- ответствуют си туации (функции, которую они выполняют): для отработки навыка (при его освоении) парашютисты представляют медленно вы полняемое движение; наоборот, для снятия стресса (в ситуации перед прыжком) движение «проигрывается» очень бы- стро несколько раз и т.п.
Особый интерес для нас представляют данные, демонстриру- ющие различие между опытными и начинающими спортсменами.
Новички не могли описать какой-либо образ в 24% предложен- ных для визуализации случаев. Образы новичков в 42% случаев были представлены в черно-белых цветах, в то время как образы экспертов в 92% случаев были цветными. По нашему мнению, эти факты говорят о том, что освоение того или иного движения свя- зано с обогащением его образа. Однако начинающие спортсмены оказываются в роли испытуемых первой группы в описанном вы- ше эксперименте. Не имея достаточного опыта построения движе- ния в различных ситуациях, в случае отталкивания «от значений» они не могут создать его образ. В этом смысле нам представляется продуктивной идея введения символического образа ситуации как ориентировочной основы построения двигательного образа.
Ярким примером, демонстрирующим роль образа в столкнове- нии с ситуацией неопределенности, является эксперимент М. Бру- сека и Дж. Бартоломью
59
, в котором испытуемые подвергались переживанию боли. В качестве одного из эффективных способов повышения устойчивости к боли выступает метод «отвлечения», переключения внимания от вредоносного стимула на другую ситуа- цию. Этот способ основан на предположении, что реакция на боль является контролируемой, поскольку напрямую зависит от направ- ленности внимания. В эксперименте первоначально все испытуемые переживали определенную процедуру, направленную на измерение их устойчивости к болевым ощущениям. Затем они были разделе- ны на три группы перед повторным участием в серии процедур.
59
Broucek M., Bartholomew J. Th e eff ects of relaxation with a warning cue on pain tolerance // Journal of Sport Behavior. — 1991. — №4. — Р. 33-47.

269
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
Первой группе давались инструкции по применению метода «от- влечения» как способа совладания с болью. За две минуты до начала болевых ощущений испытуемым подавался сигнал, и они присту- пали к выполнению техники. Другой группе испытуемых никаких предварительных инструкций не давалось, но также сообщалось о том, что за две минуты до начала процедуры они услышат сигнал.
Третья группа не предупреждалась о начале процедуры. Результаты убедительно показали, что лишь в первой группе наблюдалось по- вышение устойчивости к боли. Во второй группе предупреждение о предстоящих болевых ощущениях никак не повлияло на повы- шение толерантности к ним. Подчеркнем, что результаты второй и третьей групп объясняются не тем, что ситуация неопределенности не была снята (она не была снята и для первой группы испытуемых), а тем, что у них не возник другой образ ситуации.
В работе Ю. Ханина и Н. Стамбуловой
60
приняли участие 85 российских спортсменов в возрасте от 19 до 21 года, имевшие в среднем девятилетний опыт спортивной деятельности и занятые в различных видах спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, плавание, бокс, борьба, теннис, художественная гимнастика и др.). Спортсменам предлагалось придумывать ме- тафоры, описывающие их эмоциональное состояние до, во вре- мя, после лучшего и худшего выступлений: «Перед моим лучшим выступлением я чувствовал себя как…», «После своего худшего выступления я чувствовал себя как…» и т.д. После каждого ме- тафорического высказывания (например, «я чувствовал себя как тигр перед прыжком»), спортсмен должен был интерпретировать метафору («я чувствовал себя сильным, сосредоточенным и гото- вым к борьбе»). Полученные результаты показали, что содержание образа имело соответствие описываемому состоянию по целому ряду параметров. Так, метафоры, характеризовавшие эмоциональ- ные состояния, связанные с успешным выступлением, содержали активную позицию («кошка, играющая с мышкой»), потенциал движения («ракета на старте»), адекватность движения («рыба в воде») и т.д. Наоборот, при описании тенденций, связанных с худ- шим выступлением, были проявлены пассивная позиция («кролик перед удавом»), слабое движение («сломанная машина»), барьеры движения («мышь в мышеловке», «птица с подрезанными крылья-
60
Hanin Y., Stambulova N. Metaphoric Description of Performance States: An
Application of the IZOF Model // Th e Sport Psychologist. — 2002. — №16. — Р.396-
415.


270
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
ми»), неадекватное движение («корова на льду») и т.д. Точно также при описании состояний, связанных с переживанием успешного выступления, можно было увидеть характеристику силы, переда- ваемой в образе («Геркулес», «трубопровод» и др.), а при описании состояний, связанных с неуспешными выступлениями — слабости
(«сонная муха», «покусанная собака», «человек без рук» и др.).
Интерпретация метафор, описывающих состояние перед успешным выступлением, в основном давалась спортсменами в ло- гике когнитивных (сосредоточенный, бдительный), аффективных
(счастливый, тревожный), мотивационных (нацеленный, готовый), операциональных (овладение навыками) свойств. Интерпретация метафор наиболее неудачных выступлений опиралась на соматиче- ские (сонный) и коммуникативные компоненты (давление со сто- роны тренера). Полученные данные говорят о том, что используе- мые спортсменами метафоры могут достаточно точно отражать их эмоциональное состояние (и его изменения). По мнению авторов исследования, использование метафоры может прояснить, сделать доступным для осознания эмоциональные переживания для само- го спортсмена особенно в тех случаях, когда он испытывает труд- ности в их вербальном описании. Справедливости ради заметим, что в данном исследовании метафора приводилась спортсменом уже после проживания ситуации, то есть когда неопределенность ситуации была уже снята. Кроме того, перед спортсменами стави- лась задача не столько по переживанию метафоры, сколько по ее интерпретации, то есть переводу в значения, поэтому говорить о символическом образе как таковом в данном случае нам представ- ляется неправомерным.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   53

6.3.2. Эмоциональная функция символизации
Однако не всегда применение символа позволяет разрешить ситуацию неопределенности и перейти к значениям — довольно распространены случаи, когда символ помогает зафиксировать проблемную ситуацию, передать связанное с ней эмоциональное напряжение. Приведем следующий пример. В работе И. Джозефс
61
исследуется поведение людей, потерявших близких. й. Среди многочисленных примеров поведения оказавшихся в подобной
61
Подробнее см. Josephs I.E. Constructing one’s self in the city of the si lent: dialogue, symbols, and the role of “as-if ” in self-development // Human Deve lop- ment. — 1998. — №41. — Р.180-195.

271
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
ситуации субъектов, автор показывает, как могила становится символом ушедшего человека. Родные через отношение к этому месту стараются примириться с ситуацией смерти близкого: они особым образом ухаживают за ней, устанавливают своеобразные ритуалы, которые, по их мнению, выражают доброе отношение к покойному, делятся своими переживаниями, сообщают последние новости. Такое поведение, на наш взгляд, демонстрирует ориенти- ровку в образном содержании символа, позволяющую субъекту справиться со своими эмоциями и, таким образом, адаптироваться к изменившемуся миру.
В работе Т. Орлика и Н. МакКаффри
62
приводятся свидетель- ства того, на сколько эффективным может быть символизация для детей больных раком. Подобно спортсменам такие дети попа- дают в ситуацию высокой степени неопределенности. Обретение контроля над ситуацией достигалось детьми за счет перенесения свойств знакомой и эмоционально приятной ситуации в ситуацию неизвестную. Например, дошкольникам показывали во время бо- лезненных процедур любимые мультфильмы, предлагали носить любимые вещи и т.д. Введение дополнительного образа, с кото- рым связана знакомая эмоционально приятная ситуация и соот- ветствующее поведение (и состояние), позволяет детям совладать с ситуацией реальной. Очевидно, что в данном случае речь идет о применении символического образа.
Говоря об интуитивном обращении к символам, нельзя не сказать о многочисленных предрассудках, которые встречаются среди профессиональных спортсменов. Считается, что различные ритуалы придают спортсмену уверенность и чувство контроля над ситуацией — они снижают тревожность и позволяют тем самым справиться с неопределенностью, представляющей собой неот- ъемлемую часть спорта. Причем уровень подобных суеверий вы- ше у спортсменов, которые провели в спорте больше времени
63
На наш взгляд, это обстоятельство свидетельствует в пользу того, что у опытных спортсменов происходит дифференциация ситуа-
62
Orlick T., McCaff rey N. Mental Training With Children for Sport and Life //
Th e Sport Psychologist. — 1991. — №5. — Р. 322-334.
63
Подробнее см. Buhrmann H., Zaugg M. Superstitions among basketball players: An investigation of various forms of superstitious beliefs and behavior among competitive basketballers at the junior high school to university level // Journal of
Sport Behavior. — 1981. — №4. — Р. 163-174; Neil G., Anderson B., Sheppard W.
Superstitions among male and female athletes of various levels of involvement //
Journal of Sport Behavior. — 1981. — №4. — Р. 137-148.


272
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
ций неопределенности и складывается соответствующая техника работы с ситуациями неопределенности разного типа.
В работе Дж. Ван Раалте и Б. Бриттона
64
была предпринята попытка смоделировать появление суеверий. В эксперименте 37 молодых людей и девушек должны были выполнять серию ударов по мячу клюшкой так, чтобы он закатывался в лунку. Испытуемые при выполнении каждого удара могли использовать мячи четырех цветов. Кроме того, испытуемые заполняли опросник, направлен- ный на выявление направленности атрибуции — внешней или вну- тренней. Была обнаружена высокая корреляция между внешней атрибуцией (приписывание причин внешним обстоятельствам) и повторным выбором того мяча, который был успешно направлен в лунку.
П. Райт и К. Эрдал повторили эксперимент с той лишь раз- ницей, что постарались проследить влияние изначального уровня мастерства игрока и сложности предъявляемой задачи. В экспе- рименте 40 испытуемых наносили по 20 ударов либо с расстояния около 90 см до лунки, либо с 270 см. Оказалось, что испытуемые, обладающие слабыми навыками, были склонны к демонстрации суеверия (выбор мячика того цвета, который был успешно закачен в лунку) в более простой ситуации (нанесения удара с небольшого расстояния). Наоборот, испытуемые, которые изначально облада- ли более высоким уровнем мастерства, проявляли суеверия лишь в сложной, а не простой ситуации. Как пишут авторы, «… слабые участники не обладали уверенностью в способности совершить короткий удар, поэтому они чувствовали необходимость опоры на внешние источники, например, цвет мяча. Чувство неопреде- ленности, которое испытывали испытуемые с высоким уровнем развития навыков в сложной ситуации, было сходно чувству нео- пределенности, которое испытывали испытуемые с низким уров- нем развития навыков в простой ситуации»
65
. Полученные данные показывают, что спонтанное появление символизации является существенным этапом при решении двигательной задачи.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс симво- лизации в спортивной деятельности выполняет две основные функции: эмоциональную, направленную на регуляцию состояния
64
Van Raalte J., Britton B. Chance orientation and superstitious behavior on the putting green // Journal of Sport Behavior. — 1991. — №1. — Р. 41-50.
65
Wright P., Erdal K. Sport Superstition as a Function of Skill Level and Task
Diffi culty// Journal of Sport Behavior. — 2008. — №1. — Р.195.