Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 712

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

252
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
отреагирует на это тот парень, и что я буду потом делать». Обра- тимся к примерам использования КС образа: «Я использую это для того, чтобы оценить состояния и обдумать совершенные ошибки, особенно если я проиграл. Но даже если ты выиграл… ты должен представить, что и как происходило, что ты делал правильно, а что нет»
29
Мотивационные образы разделяются на общие — активи- рующие (заключающиеся в представлении стрессовых и других эмоциональных состояний для того, чтобы достигать оптималь- ного уровня мотивации), общие — обучающие (включающие в себя управление фокусом внимания и уверенностью в себе), мотивационно-специфичные (направленные на создание ответов и действий, связанных с достижением конкретных целей). Рассмо- трим высказывания спортсменов, описывающих использование
МОА образа: «Я стараюсь удерживать себя в этом хорошем эмо- циональном состоянии, потому что нельзя слишком волновать- ся». Известно, что спортсмены во время соревнований стараются концентрироваться на настоящем, в противном случае, думая, на- пример, о победе, они могут погрузиться в переживания ее по- следствий и потерять контроль над ситуацией текущего соревно- вания. А вот пример МОО образа: «Психологическое напряжение очень опасно в теннисе. Если ты недоволен собой, ты тратишь эмоциональную энергию, и эта энергия забирает физическую си- лу… Если ты направляешь эту энергию, то чистота сознания по- зволяет телу достичь большего. Просто представляй, что ты смо- тришь на одну точку и забываешь о другой. Точка, на которую ты не смотришь, теперь в прошлом и ничего с этим сделать нельзя»;
МС образа: «Плавание очень индивидуально, но при этом всегда есть командная цель. Мы делаем вместе упражнения, представ- ляем цели нашего обучения, как мы побеждаем или что-то в этом роде, чтобы каждый чувствовал себя частью команды»; «В школе визуализация была одна из основных частей нашей подготовки.
Просто сидеть и представлять себя поднимающимся, наклоняю- щимся и прыгающим в воду, выигрывающим соревнование. Я не волнуюсь о том, где происходит соревнование. Я нахожусь в своем маленьком мире»
30 29
Munroe K., Giacobbi P., Hall C., Weinberg R. Th e Four Ws of Imagery Use:
Where, When Why, and What // Th e Sport Psychologist. — 2000. — №14. — Р.128.
30
Munroe K., Giacobbi P., Hall C., Weinberg R. Th e Four Ws of Imagery Use: Whe- re, When Why, and What // Th e Sport Psychologist. — 2000. — №14. — Р.129-130.

253
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начинающие спортсмены прибегают к когнитивному обра- зу, поскольку заняты освоением навыка, а затем уже используют мотивационный образ (например, для постановки целей, поддер- жания определенного уровня активации и т.д.). Основываясь на анализе исследований, К. Мартин и ее коллеги
31
приводят следую- щую типологию использования умственного образа:
Спортивная ситуация
Тип образа
Результаты
Тренировка
КС
Улучшение освоения навыка
Тренировка
КО
Улучшение выполнения стратегий
Тренировка
МС
Улучшение процесса постановки целей (представление выполнения действия и результата)
Тренировка
МОО
Повышение уверенности в себе, самоэффективности
Тренировка
МОА
Регуляция тревоги
Соревнование
КС
Улучшение выполнения навыка, усиление фокуса
Соревнование
КО
Улучшение выполнения стратегий, усиление фокуса
Соревнование
МС
Улучшение процесса постановки целей
Соревнование
МОО
Повышение уверенности в себе, самоэффективности
Соревнование
МОА
Регуляция тревоги
Реабилитация
КС
Улучшение освоения упражнений, поддержание спортивных навы- ков, ускорение выздоровления
Реабилитация
КО
Улучшение процессов планирова- ния реабилитации, поддержание спортивных стратегий
Реабилитация
МС
Улучшение процесса постановки целей и строгого выполнения реа- билитационной программы
Реабилитация
МОО
Повышение уверенности в себе, самоэффективности, развитие умения справляться с болью, спо- собствование строгому соблюде- нию правил реабилитации
Реабилитация
МОА
Регуляция тревоги
31
Marthin K.A., Moritz S.E., Hall C.R. Imagery Use in Sport: A Literature
Review and Applied Model // Th e Sport Psychologist. — 1999. — №13.


254
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Использование того или иного вида образа зависит от спец- ифики спортивной деятельности (вида спорта) и особенностей спортивной ситуации (тренировки, соревнования, реабилитации).
Например, А. Уайт и Л. Харди
32
, изучая применение образа канои- стами и художественными гимнастками, пришли к выводу, что ху- дожественные гимнастки практически не используют умственное представление в день соревнований, поскольку они переживают сильное эмоциональное давление и используют время для физи- ческих упражнений; каноисты, наоборот, прибегают к использо- ванию умственного образа в день соревнования для того, чтобы представить свой маршрут. Поскольку в гребле на каноэ засчиты- ваются лишь наиболее «чистые» попытки, то каноисты используют умственное представление для того, чтобы мысленно просмотреть все свое выступление — как отдельные его технические элементы, так и общие стратегии гребли; представительницами художествен- ной гимнастики, в которой выступление однократно, умственный образ рассматривается лишь как способ тренировки конкретных навыков во время соревнования.
В исследовании К. Мунро и коллег
33
показало, что спортсмены различных видов спорта (бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол, волейбол, борьба) к концу сезона увеличивают использование образов типа КО. Это объясняется необходимостью повторения стратегий действий в соревнованиях. Также все спортсмены про- демонстрировали увеличение МС образов, МОО или МОА.
В работе К. Ли
34
участники исследования, которые использо- вали МОО образ (представляли ситуации, связанные с чувством успеха и уверенности в себе) показали такие же результаты, что и представители контрольной группы, не прибегавшие к умственно- му представлению. Участники же, которые использовании КО об- разы (представляли, что занимаются приседаниями) значительно улучшили свои показатели.
32
White A., Hardy L. An In-Depth Analysis of the Uses of Imagery by High-
Level Slalom Canoeists and Artistic Gymnasts //Th e Sport Psychologist. — 1998. —
№12.
33
Munroe K., Hall C., Siims S., Weinberg R. Th e Infl uence of Type of Sport and
Time of Season on Atheletes’ Use of Imagery // Th e Sport psychologist. — 1998. —
№12.
34
Lee C. Psyching Up For a Muscular Endurance Task: Eff ects of Image Content on Performance and Mood State // Journal of Sport and Exercise Psychology. —
1990. — №12.

1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   53

255
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В то же время сравнение изменения сердцебиения при ис- пользовании МОА образов (представление ситуаций, которые за- давались такими предложениями как «Вы чувствуете, что сердце сильно бьется» и «Вы чувствуете нервную дрожь») и КО образов
(представление ситуаций успеха) продемонстрировало, что если в первом случае этот показатель изменяется, то во втором он не отличается от показателя у представителей контрольной группы
(не использовавших умственного представления)
35
Как отмечают Дж. Дрискелл и его коллеги
36
, наиболее опти- мальным является использование умственного представления не более 20 минут в день. При этом такие сеансы должны проводиться хотя бы раз в 1-2 недели.
В исследовании К. Эриксона и его коллег
37
участвовали скри- пачи и пианисты, которые должны были оценить свои ежедневные занятия по следующим параметрам: отношение к улучшению на- выков, получаемое удовольствие и степень усилия. Деятельность, которая воспринималась музыкантами как в большей степени свя- занная с улучшением навыков, оценивалась как требующая усилия и не приносящая удовольствия. Аналогичные результаты были по- лучены в дальнейшем и для спортивной деятельности, однако при- менительно к умственному представлению подобное обобщение оказывается не совсем правильным.
Применительно к спорту в исследовании Н. Кэллоу и Л. Хар- ди
38
приняли участие 123 игрока в нетболл. Спортсменам было не- обходимо оценить по степени частоты употребления различные типы образов, а также степень уверенности в себе. Результаты по- казали, что игроки, обладающие слабыми навыками и имеющие высокую уверенность в себе, чаще использовали образ, связанный с необычными ситуациями (МОО), различными стратегиями игры
(КО) и гораздо реже имели дело со своими эмоциями (МОА) в сравнении со слабыми, но неуверенными в себе игроками. Наобо-
35
Подробнее см. Hecher J.E., Kaczor L.M. Application of Imagery Th eory to
Sport Psychology: Some Preliminary Findings // Journal of Sport and Exercise Psy- chology. — 1988. — №10.
36
Driskell J.E., Copper C., Moran A. Does Mental Practice Enhance Per for- mance? // Journal of Applied Sport Psychology. — 1994. — №4.
37
Ericsson K., Krampe R., Tesch-Romer C. Th e Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance // Psychological Review. — 1993. — №100.
38
Callow N., Hardy L. Types of Imagery Associated with Sport Confi dence in Netball Players of Varying Skill Levels // Journal of Applied Sport Psychology. —
2001. — №13.

256
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
рот, хорошие, уверенные в себе игроки прибегали чаще к образу, ориентированному на достижение конкретных целей (МС). Таким образом, можно говорить о том, что умственный образ связан как с видом спорта, так и с уровнем его освоения спортсменом.
Аналогично в работе С. Нордин и ее коллег
39 150 спортсменов
(различного профессионального уровня) должны были оценить виды образов по частоте применения. В качестве утверждений, от- носящихся к общему когнитивному типу умственного образа, вы- ступили следующие традиционно применяющиеся предложения:
«В уме я создаю планы», «Я представляю альтернативные страте- гии, если игра идет неудачно», «Я представляю каждую часть игры
(защиту и нападение)» и др. В ряду утверждений, относящихся к специфическому когнитивному умственному образу, были следую- щие: «Я могу контролировать образ физического навыка», «Когда я представляю какой-либо навык, я последовательно выполняю его в уме» и др. К общим мотивационным — активирующим видам ум- ственного образа были отнесены предложения типа: «Я представ- ляю эмоции, которые я испытываю во время спортивной деятель- ности», «Я представляю стресс и тревогу, связанные со спортом» и др. К общим мотивационным — обучающим утверждениям были отнесены следующие утверждения: «Я представляю, что отдаюсь на 100%», «Я представляю, что контролирую сложную ситуацию»,
«Я представляю, что сфокусирован во время сложной ситуации» и др. В состав мотивационных специфичных предложений входили следующие: «Я представляю атмосферу победы в чемпионате», «Я представляю, как даю интервью в качестве чемпиона», «Я пред- ставляю, как мне аплодируют» и т.д.
Результаты показали, что спортсмены высокого уровня (вы- ступающие на национальных и международных соревнованиях) чаще используют все типы образов в сравнении с начинающими спортсменами. Также спортсмены — профессионалы отмечали, что общий и специфический когнитивный образы нуждаются в больших усилиях, в то время как спортсмены — непрофессиона- лы так не считали. Данное обстоятельство, по мнению авторов, отражает тот факт, что спортсмены высокого уровня намеренно используют когнитивный образ, а мотивационный образ исполь- зуется спонтанно всеми категориями атлетов.
39
Nordin S., Cumming J., Vincent J., McGrory S. Mental Practice or Spontaneous
Play? Examining Which Types of Imagery Constitute Deliberate Practice in Sport //
Journal of Applied Sport Psychology. — 2006. — №18.


257
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интересно также то, что спортсмены всех уровней отметили, что частота использования того или иного вида умственного пред- ставления непосредственно связана как с повышением результата деятельности, так и с удовольствием, получаемым в ходе его при- менения.
В исследовании Ш. Абмы и ее коллег
40
более ста легкоатле- тов отмечали частоту использования различных видов образов.
При этом спортсмены были разделены по результатам заполнения опросников, ориентированных на оценку уверенности в себе, на две группы: спортсмены, обладающие высокой и низкой уверен- ностью в себе. Оказалось, что уверенные в себе спортсмены ис- пользовали все виды образов практически с одинаково высокой периодичностью, в то время как недостаточно уверенные в себе атлеты также использовали все виды образов, но значимо реже.
В исследовании Р. Вайнберга и его коллег
41
более 500 спор- тсменов, представляющих индивидуальные и командные виды спорта (волейбол, баскетбол, лыжные гонки, борьба, легкая атлети- ка, гольф, теннис, футбол, бейсбол, софтбол и др.), имеющие опыт участия около 6 лет, оценивали частоту использования различных видов образов. Оказалось, что представители индивидуальных ви- дов спорта чаще использовали умственное представление. Авторы объясняют этот факт тем, что индивидуальные виды спорта яв- ляются более закрытыми, окружающая обстановка в них изменя- ется не столь быстро в сравнении с командными видами спорта.
Использование же умственного образа предполагает воображение окружения. В случае командного вида спорта спрогнозировать его непросто, следовательно, и представить его намного сложнее.
В работе У. Вадоа, К. Холла и С. Моритц
42 57 профессиональ- ных роллеров оценивали частоту применения различных видов умственных представлений, а также степень соревновательной тревожности. Наиболее тревожными оказались спортсмены, ко- торые использовали общий мотивирующий тип умственного об- раза, нацеленный на активацию эмоционального состояния. Эта
40
Abma C., Fry M., Li Y., Relyea G. Diff erences in Imagery Content and
Imagery Ability Between High and Low Confi dent Track and Field Athletes // Journal of Applied Sport Psychology. — 2002. — №14.
41
Weinberg R., Butt J., Knight B., Burke K., Jackson A. Th e Relationship
Between the Use and Eff ectiveness of Imagery: An Exploratory Investigation // Journal of Applied Sport Psychology. — 2003. — №15.
42
Vadoa E., Hal C., Moritz S. Th e relationship between competitive anxiety and imagery use // Journal of Applied Sport Psychology. — 1997. — №9.


258
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
закономерность, по-видимому, объясняется тем, что усиление эмо- ций способствует увеличению тревоги в соревновательной ситуа- ции. Однако как было показано в исследованиях Л. Харди, трево- га может оказывать положительное и отрицательное влияние на результаты спортсмена. Спортсмены, которые чаще использовали мотивирующий тип образа, направленный на овладение навыка- ми, были более уверены в себе.
П. Холмс и Д. Коллинс была предложена модель PETTLEP для создания оптимальной образной симуляции. Ее составляющими являются: физическое состояние (Physical), окружение (Environ- ment), задание (Task), время (Timing), обучение (Learning), эмо- ция (Emotion), перспектива (Perspective). Физическое состояние в модели относится к физической нагрузке, которую должен испы- тывать спортсмен. Хотя традиционный метод релаксации пред- полагает отсутствие какого-либо физического напряжения, авто- ры утверждают, что «раздражение периферических рецепторов и активация моторной системы во время работы воображеиня усилит психофизиологическую согласованность…Поскольку соз- дание моторного образа, включающего в себя большое количество областей мозга, необходимо для усиления следа памяти, спортсме- ны должны быть вовлечены в опыт использования умственного образа, например, совершая необходимые движения, когда аф- ферентная обратная связь служит в качестве подкрепления»
43
Компонент окружения относится к физическому окружению, в котором воображается действие. Физическое окружение должно быть максимально приближено к реальному окружению профес- сиональной деятельности спортсмена. Компонент задачи связан с тем обстоятельством, что воображаемое содержание должно быть ориентировано на специфику деятельности спортсмена с тем, чтобы спортсмен мог фокусироваться на тех же мыслях, чувствах и действиях, что и при выполнении физического дей- ствия. Проблема времени отражается в темпе выполнения вооб- ражаемого действия. Хотя некоторые авторы утверждают, что оно должно быть замедленно, чтобы максимально пережить действие,
П. Холмс и Д. Коллинс, утверждают, что при выполнении вооб- ражаемого действия необходимо соответствие темпу выполнения реального действия, поскольку, например, для каждого вида спор-
43
Holmes P.S., Collins D.J. Th e PETTLEP Approach to Motor Imagery: A
Functional Equivalence Model for Sport Psychologists // Journal of Applied Sport
Psychology. — 2001. — №13. — P.71-72.