Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

259
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
та специфичным является свой темп. Если говорить о компоненте обучения, то нужно учитывать то обстоятельство, что содержа- ние образа необходимо подстраивать под степень освоения на- выка спортсменом. Также важно, чтобы спортсмен находился не в расслабленном состоянии, а мог пережить эмоции, которые он испытывает при реальном выполнении действия. Последний ком- понент затрагивает вопрос о том, каким образом необходимо при- бегать к использованию умственного образа. Традиционно счита- ется, что образ, в котором спортсмен «смотрит своими глазами» на происходящее, является наиболее адекватным для отработки различных навыков. Однако наиболее продуктивно совмещение такой перспективы с видением извне.
В эксперименте Д. Смита и коллег
44
участвовали 48 игроков в хоккей на траве. Сначала испытуемые выполняли броски по воротам с тем, чтобы определить уровень их мастерства. Испы- туемые были разбиты на три группы. Первая группа прибегала к умственному представлению в спортивной одежде на спортив- ном поле. Вторая группа прибегала к использованию умствен- ного представления в домашних условиях. Контрольная группа посвящала время чтению литературы о хоккее на траве. Таким образом, в первой группе, помимо компонентов задания, време- ни и перспективы (которые были задействованы в работе второй группы), были применены компоненты окружения и физического действия. Участники первой и второй групп ежедневно, в течении шести недель, представляли, как они выполняют бросок по воро- там (данное упражнение занимало около 5 минут). Результаты по- вторного тестирования (выполнения бросков) показали, что если контрольная группа улучшила свои показатели менее, чем на 2%, то вторая группа повысила его на 5,5%, а первая — на 15%! Эти данные убедительно показывают, что включение всех компонен- тов модели PETTLEP делает использование умственного образа более эффективным.
Существуют различные объяснения причин эффективности использования умственного представления. Например, утверж- дается, что воображаемые события вызывают сокращение мышц, идентичные тем, которые возникают в результате выполнения реального движения. То есть речь идет об усилении мышечной
44
Smith D., Wright C., Allsopp F., Westhead H. It's All in the Mind: PETTLEP-
Based Imagery and Sports Performance // Journal of Applied Sport Psychology. —
2007. — №19.

260
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
памяти — установления порядка сокращения мышц в соответ- ствии с воспринимаемым образом. Например, согласно данным
А .Паскуаль-Леоне
45
, полученным с помощью изучения тока кро- ви, при реальном выполнении действия и при использовании ум- ственного образа, для его освоения активируются одни и те же области мозга — префронтальная область, базальные ганглии, мозжечок и др. Метод изучения вызванных потенциалов также не обнаружил различий в реальном действии и в его представлении.
Точно также увеличивается сердцебиение и вентиляция легких при реально возрастающей нагрузке и нагрузке воображаемой.
Кроме того, согласно представлению о символическом обучении, умственный образ выполняет функцию когнитивного кодирова- ния, которое позволяет спортсменам понять структуру движения.
Умственное представление усиливает восприятие этих структур и делает движение более знакомым, способствует его переходу на уровень автоматизма. Помимо влияния на познавательную сферу, как уже отмечалось, умственный образ способствует достижению целей за счет усиления мотивации, поддержки уверенности в себе, контроля тревоги.
Интересно, что применение подобных средств возможно уже в детском возрасте. В работе Т. Орлика и Н. МакКаффри
46
при- водятся свидетельства того, насколько эффективным может быть использование умственного образа для детей больных раком. По- добно спортсменам такие дети попадают в ситуацию высокой сте- пени неопределенности. Им необходимы методы перефокусировки с очевидных отрицательных свойств ситуации на положительные, а также способы обретения контроля над ситуацией. Авторы ис- следования показали, что для детей достаточно эффективны бы- ли методы релаксации и ролевого поведения. В последнем случае некоторые дети знакомились с известным американским спор- тсменом, который, преодолев внезапный тяжелый недуг, успешно выступал на самых престижных соревнованиях. Обретение кон- троля над ситуацией осуществлялось детьми за счет перенесения свойств знакомой и эмоционально приятной ситуации в ситуацию
45
Pascual-Leone A., Dang N., Cohen L.G., Brasil-Neto J., Cammarota A., Hal- lett M. Nodulation of Motor Responses Evoked be Transcranial Magnetic Stimulation
During the Acquisition of New Fine Motor Skills // Journal of Neurophysiology. —
1995. — №74.
46
Orlick T., McCaff rey N. Mental Training With Children for Sport and Life //
Th e Sport Psychologist. — 1991. — №5.


261
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
неизвестную. Например, дошкольникам показывали во время бо- лезненных процедур любимые мультфильмы, предлагали носить любимые вещи и т.д.
Эффективность использования образа в спорте для работы с детьми была показано в работе Ж. Ли-Вей и коллег
47
. В исследо- вании приняли участие 40 детей в возрасте 7-10 лет, обучающиеся не менее 2,5 лет игре в настольный теннис в спортивной школе.
Испытуемые были разделены на три группы: первая группа часть времени тренировок уделяла просмотру видеозаписей выступле- ния известных игроков в настольный теннис, что сопровождалось релаксацией и использованием образа; вторая группы также про- сматривала видеозаписи, но не использовала ни релаксации, ни визуализации; третья, контрольная группа, все время тренировок работала в обычном режиме. Занятия проводились на протяжении
22 недель (три раза в неделю по 20 минут). В первой группе пер- вые три недели дети осваивали технику релаксации. После этого они приступали к использованию образа, перед которым они до- стигали состояния релаксации за 1-2 минуты. Визуализация была направлена на выполнение конкретных навыков настольного тен- ниса, что подкреплялось периодическим просмотром выступле- ния известных теннисистов. Заметим, что хотя во время каждой сессии с использованием образа воспроизводилось не менее 100 повторений, для восточной культуры подобная практика является нормой.
Сравнение результатов выполнения осваиваемых техник удара показало, что дети из первой группы значительно лучше сверстников из других групп выполняли навыки с точки зрения техники и точности удара. Эти данные показывают важность при- менения образа для обучения спортсменов и насыщения его кон- кретным содержанием.
Нельзя не сказать о том, что в настоящее время наиболее про- дуктивным является совмещение использования образных средств саморегуляции с биологической обратной связью. Б. Блюменштейн и коллеги
48
показали эффективность использования подобного со- четания в работе с различными видами спорта. Применение ме-
47
Li-Wei Z., Qi-Wei M., Orlick T., Zitzelsberger L. Th e Eff ect of Mental-Imagery
Training on Performance Enhancement With 7-10-Year-Old Children // Th e Sport
Psychologist. — 1992. — №6.
48
Blummenstein B., Bar-Eli M., Tenenbaum G. A Five-Step Approach to Mental
Training Incorporating Biofeedback // Th e Sport Psychologist. — 1997. — №11.


262
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
тода разделено на несколько этапов. На первом этапе спортсмен знакомится с различными показателями биологической обратной связи (ЭКГ, КГР, ЭЭГ и др.) и их связью в реальном времени со своим физическим и психологическим состояниями с помощью компьютеризированных программ и датчиков, подсоединенных к субъекту. На этом этапе спортсмены также обучаются навыка- ми саморегуляции с тем, чтобы видеть изменения биологических показателей (релаксация, использование образов, связанных с со- ревновательной деятельностью и др.). Суть работы, которая зани- мает около 15 занятий по 45 минут, состоит в том, чтобы научить спортсмена достаточно быстро расслабляться и приходить в воз- бужденное состояние. С этой целью, как утверждают авторы, часть занятий необходимо проводить непосредственно в рамках трени- ровочного процесса спортсмена.
Перед началом второго этапа по результатам анализа совер- шенной работы психолог уже знает, какой показатель является наиболее важным для данного спортсмена. Например, известно, что если для борцов таким показателем будет электромиограмма, то для стрелков — электроэнцефалограмма, а для марафонца — частота дыхания. Поэтому на втором этапе спортсмен работает с техниками саморегуляции и наиболее важными показателями биологической обратной связи.
На следующих этапах спортсмен применяет навыки саморе- гуляции в естественных условиях: наблюдая на видео за поединка- ми соперников, которые расположены по возрастанию важности поединка; во время тренировок, используя компактные аппаратур- ные методы изучения биологической обратной связи. Результаты подобной работы показывают, что спортсмен обретает не только более совершенное владение навыками саморегуляции, но и отсле- живания ключевых биологических показателей своего состояния перед, во время и после соревнований.
В заключении отметим, что эффективность использования образа как средства саморегуляции во многом зависит от разви- тия воображения спортсмена. Однако, как показывают исследова- ния, использование образа развивает воображение субъекта, что, в свою очередь, усиливает возможность оперирования образом
49 49
Подробнее см., например, Rodgers W., Hall C., Buckolz E. Th e Eff ect of an Imagery Training Program on Imagery Ability, Imagery Use, and Figure Skating
Performance // Journal of Applied Sport Psychologist. — 1991. — №3.

1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   53

263
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
6.3. ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО
И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
Проблема знаково-символического отражения имеет дав- нюю историю и продолжает привлекать внимание психологов. В качестве главного критерия наличия знакового и символического отражения традиционно выделяется удержание субъектом двух планов: плана реальности и плана ее репрезентации. Однако обще- принятого различения знаковой и символической репрезентации в настоящее время не существует.
Нам представляется, что символическое отражение отличает- ся от знакового тем, что употребление символа, в отличие от знака, связано, прежде всего, с появлением ситуации неопределенности.
Знак, в отличие от символа, имеет значение и поэтому применя- ется в определенных ситуациях (ситуациях, структура которых понятна субъекту, то есть описывается с помощью системы значе- ний). Очевидно, что в этом случае внешние особенности знака не являются существенно важными для субъекта
50
Спортивная деятельность тесно связана с ситуациями высо- кой степени неопределенности, что создает условия для симво- лизации. Анализ экспериментальных исследований показывает, что символизация может реализовывать две различные функции: решение двигательной задачи и эмоциональная регуляция дея- тельности.
6.3.1. Познавательная функция символизации
В фигурном катании эффективной оказалась система, пред- ложенная Ш. Палмер
51
. Согласно Ш. Палмер, для отработки на- выков фигурного катания необходимо использовать следующие четыре компонента: ключевые слова, обозначающие определенные элементы катания; мысленное прохождение фигур; актуализацию чувств, соответствующих выполнению того или иного элемента фигуры; уравнивание по времени реального выполнения того или иного элемента и его представление на бумаге.
50
Подробнее см. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в по- знавательной деятельности: Монография. — М.: МГУ, 2010.
51
Palmer S. A Comparison of Mental Practice Techniques as Applied to the
De veloping Competitive Figure Skater // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6. —
Р.148-155.

264
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
В исследовании Д. Гарзы и Ж. Фельтс
52 27 фигуристок (в воз- расте от 10 до 18 лет) были разделены на две группы. Первая группа использовала метод рисования. Сначала фигуристки перечисляли все элементы их программы, подбирали ключевые слова, представ- ляли свое выступление. После этого включалась музыка, соответ- ствовавшая выступлению, и спортсменки зарисовывали свою про- грамму, произнося вслух ключевые слова, обозначающие те или иные элементы. Музыка помогала поддерживать соответствие ско- рости рисования и скорости выполнения элементов на льду. При этом фигуристки должны были располагать основные элементы программы в соответствии с их пространственным исполнением на льду. Данное упражнение выполнялось фигуристками из пер- вой группы каждый день перед сном в течение четырех недель.
Вторая группа уделяла столько же времени растяжке. По оценке тренеров испытуемые первой группы значительно улучшили по- казатели прыжков и вращений в сравнении с испытуемыми второй группы. Таким образом, знаковая образная репрезентация может выступать эффективным средством подготовки спортсменов. Важ- но подчеркнуть, что речь идет о знаковой репрезентации, когда рисунок выступает моделью ситуации.
Символический образ, наоборот, возникая в неопределен- ной ситуации, выступает для субъекта выраженными внешними особенностями, своим образным содержанием, и при обращении сознания к символу они выходят на первый план. Содержание символа концентрируется в его образной, внешней оболочке, в которую переносится из реальной ситуации познавательная дея- тельность субъекта. Еще раз подчеркнем, что, в отличие от знака, символ не имеет прямого, однозначно понимаемого отношения к символизируемой реальности, поэтому единственным способом его использования является ориентировка в содержании самого символа. Однако как только начинает разворачиваться интерпре- тация символа, он начинает ускользать, превращаясь в различные системы значений.
Вот почему можно говорить о том, что в символе обознача- емое и обозначающее слиты в образной форме, хотя сам символ
(поскольку он выступает в качестве средства решения вызвавшей затруднение ситуации), репрезентирует нечто отличное от самого
52
Garza D., Feltz D. Eff ects of Selected Mental Practice on Performance, Self-
Effi cacy and Competition Confi dence of Figure Skaters// Th e Sport Psychologist. —
1998. — №12. — Р.1-15.


265
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВОГО И СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В СПОРТЕ
себя. То есть смысл символа, хотя и не дается вне его формы, не предполагает соответствия в значениях между собственной обо- лочкой и символизируемой ситуацией. Между ними имеется расхо- ждение, которое рождает неопределенность, многозначность само- го символа, отмечаемую целым рядом авторов (Н.В. Кулагина, В.В.
Мантатов, К.Г. Юнг и др.). Как указывает Д. Ли «символ — это не метка, через которую видна картина, как под стеклом.... у символа есть лишь псевдо прозрачность»
53
. Однако это не значит, что сим- вол не имеет никакого отношения к символизируемой ситуации — если знак передает значение, то символ всегда больше значения, поскольку способен принять на себя практически любые значения.
Мы предполагаем, что, анализируя оболочку символа, субъект рас- крывает его смысл, заключающийся в структуре отношений между элементами символа. Такая структура, будучи найдена, далее может быть перекодирована субъектом в структуру отношений между значениями исходной ситуации, что приводит к ее разрешению.
Как пишет К.А. Свасьян «... символа собственно нет ни в одной из его форм; бытие его — в метаморфеме, то есть в переходе форм»
54
Это означает, что обращение лишь к структуре символа без попыт- ки переноса ключевых отношений, присутствующих в его образной оболочке, на символизируемую реальность, нивелирует суть сим- вола как средства познавательной деятельности.
Символически понятое не есть обозначенное, скорее, при этом присутствует указание на нечто другое, на структуру отно- шений между элементами символа, которая по аналогии помогает увидеть структуру значений в конкретной ситуации. В наших ис- следованиях было показано, что символическое отражение может быть успешно использовано для освоения новых понятий в том случае, когда образное содержание символа может быть соотнесе- но с объективной ситуацией. В этом случае символ способствует переходу к знаковому отражению
55 53
Lee D.S. Transparency of symbol// Philosophy and Rhetoric. — 1982. —
№2. — Р.126.
54
Свасьян К.А.Проблема символа в современной философии. Благове- щенск, 2000. — С.116-117.
55
Подробнее см. Веракса А.Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики)// Вестник Московского универ- ситета. Сер. 14. Психология. — 2009. — №1; Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школь- ников // Культурно-историческая психология. — 2009. — №1.