ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
273
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
спортсмена, и когнитивную, связанную с решением двигательной задачи. Поскольку символический образ, в отличие от знака, не имеет однозначной интерпретации, одним из его свойств является эмоциональная напряженность в силу расхождения между реаль- ной ситуацией и образным содержанием символа. Можно пред- положить, что его применение может способствовать усилению мотивации спортсменов.
Появление символического образа в ситуации неопределенно- сти позволяет регулировать связанное с ней напряжение за счет его переноса в символический план. Поскольку в качестве таковой мо- жет выступить любая новая для спортсмена ситуация (в том числе и ситуация освоения движения), закономерно предположить, что наличие образа облегчает эффективную ориентировку в ней.
Можно утверждать, что одна из задач в области спортивной психологии, связанная с изучением форм репрезентации спортсме- нов, состоит в разработке технологии фасилитации продуктивной символизации в ситуациях неопределенности.
6.4. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
6.4.1. Диагностика чувства времени
Успешность во множестве спортивных профессий напрямую связана с тем, на сколько эффективно человек может использо- вать критерии оценивания длительности временных интервалов, соразмерять их и на их основе регулировать движения. В этой сфе- ре существует острая необходимость в адекватном психодиагно- стическом инструментарии, позволяющем осуществлять подбор, обучение и тренировку специалистов, исходя из определения осо- бенностей «чувства времени» человека
66
Люди, попадающие в экстремальные ситуации, часто описы- вают состояние замедленного течения времени. Тоже происходит и в экстремальной спортивной ситуации. В частности, в таком виде спорта как бобслей. Спортсмену требуется определенное время, чтобы научиться реагировать на почти мгновенные изменения ситуации на трассе, время своего заезда для него как бы растя- гивается. В то время как при наблюдении движения со стороны, спортсмен, как ни старается, не может уловить деталей.
66
Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реак- ции. — М.: Медгиз, 1958.
274
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Ученые из Техаса, Ч. Стетсон, М. Фиеста и Д. Игельман
67
ис- следовали людей, прыгающих, привязанными на эластичном тросе вниз головой (аттракцион bungee jumping). Их испытуемые прыга- ли, держа маленький приборчик с экраном. В случае, если скорость первичных сенсорных процессов увеличивалась при падении, ис- пытуемые должны были увидеть на экране определенное число, которое быстро сменялось на свое инвертированное изображение с частотой слияния мельканий для данного человека в обычном состоянии. то есть из-за особенностей зрительной системы чело- века это число нельзя было увидеть в обычном состоянии. Одна- ко никто не смог увидеть цифру и при падении, хотя все без ис- ключения испытуемые описывали феномен растяжения времени и оценивали свое падение в среднем на 30% более длительное, чем падение других участников, за которыми они наблюдали со сторо- ны. Таким образом, замедление течения времени, происходящее в экстремальных ситуациях, скорее всего, не связано с изменением скорости протекания первичных сенсорных процессов, но связано с процессами памяти.
Замедление субъективного течения времени в некоторых спортивных ситуациях может дать реальное преимущество спор- тсменам. Некоторые авторы включают фактор времени в опре- деляющие характеристики «пикового» состояния в спорте
68
. Р.
Найдиффер
69
описывает «пиковое» состояние на соревнованиях следующим образом. Спортсмен практикой добивается полного автоматизма выполнения спортивного действия. При этом осо- знанная обработка информации о внутренних процессах сведена к минимуму. Спортсмен полностью погружается в процесс действия, присутствует «здесь и сейчас». Он не анализирует и не планирует действия, а просто действует. Он не думает о прошлом, не волну- ется о будущем. Все внимание отдано обработке информации о внешних событиях, спортсмен как бы сливается с окружающей его обстановкой, становится частью своего спортивного действия. В эти моменты течение времени для него, как бы замедляется. Этот феномен Р. Найдиффер объясняет через отношения между вни-
67
Stetson Ch., Fiesta M., Eagleman D. Does time really slow down during a frig htening event?// PLoS ONE. — 2007. — №2(12).
68
Ravizza K. Peak experiences in sport // Journal of Humanistic Psychology. —
1977. — №17. — Р.35-40; Williams J., Krane V. Psychological characteristics of peak performance // Williams (Ed.) Applied sport psychology. Mountain View, CA:
Mayfi eld. — P.137-147 69
Nideff er R. M.Psyched to win. — Champaign, IL: Leisure Press, 1992.
275
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
манием и течением времени
70
. Внимание постоянно переключа- ется между внешним, окружающим миром и внутренним (мысли, чувства). Когда скорость переключения уменьшается, изменяется субъективное течение времени. Если внимание сфокусировано в основном на внешнем мире, то происходит замедление течения времени, а если на внутреннем, то, наоборот, ускорение.
Взаимосвязь скорости реакции и восприятия времени не- давно была показана в работе Г.В. Портновой с соавторами
71
. Так, при переоценке длительности время реакции увеличивается, в то время как при недооценке — уменьшается. В работе исследова- лось влияние звуковой ритмической стимуляции, имитирующей ускоренное, нормальное и замедленное тиканье часов. Оказалось, что длительность серии значимо переоценивается при ускоренной стимуляции, чем при замедленной. При этом скорость реакции, в случае сложного когнитивного задания, увеличивалась при уско- ренной стимуляции, по сравнению с замедленной. Обратная ситуа- ция была характерна для скорости простой зрительно-моторной реакции: она была наименьшей в серии с ускоренной стимуляци- ей. Данный результат свидетельствует о том, что путем изменения скорости тиканья внешнего датчика времени — часов, можно из- менять субъективное течение времени и влиять на скорость вы- полнения заданий. Безусловно, приведенные данные имеют боль- шой потенциал использования в спортивной психологии.
В последние время довольно остро ставится проблема диа- гностики и коррекции точности оценивания и воспроизведения временных интервалов в спорте высших достижений, например, в синхронном плавании. Спортивная программа в синхронном пла- вании выполняется под музыкальную композицию, различные ча- сти которой могут звучать в разном темпе. В соответствии с темпом музыки спортсменки ведут внутренний счет — «тройками» (1, 2, 3,
1, 2, 3 ...), «восьмерками» и пр., выполняя на каждый счет опреде- ленное спортивное движение. Некоторые фрагменты музыкальной композиции внутренним счетом не сопровождаются. Во время та-
70
Nideff er R.M., Sagal M.S. Assessment in sport psychology. Morgantown, WV:
Fitness Information Technology, 2001.
71
Портнова Г.В., Сысоева О.В., Иваницкий А.М. Психофизиологическое исследование влияния звуковой ритмической стимуляции на субъективный отсчет времени и скорость выполнения когнитивных заданий // Журн. Высш. нервн. деят. — 2010; Портнова Г.В. Влияние генотипа и факторов среды на субъ- ективный отсчет времени и скорость выполнения когнитивных заданий: Авто- реф. … дис. — 2010.
276
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
ких пауз между периодами счета осуществляется перестроение и подготовка к выполнению следующей серии спортивных движе- ний. Для синхронного выполнения этих движений спортсменки должны иметь достаточно близкие характеристики чувства темпа звучащей музыки, внутреннего счета и собственных движений, то есть они должны: а) одинаково воспринимать и воспроизводить во внутреннем счете темп музыки; б) начинать и оканчивать внутрен- ний счет строго в одни и те же моменты звучащей мелодии; в) паузы между отдельными периодами счета и паузы между единицами сче- та должны быть у всех одинаковы; г) ассоциированные с единица- ми счета движения должны выполняться в одни и те же моменты звучания музыкальной композиции. Исследование Б.И. Беспалова и С.В. Леонова
72
было посвящено разработке тестовой методики, моделирующей реальную деятельность спортсменок в синхронном плавании, и направленной на диагностику у них чувства темпа и степени синхронности выполняемых под музыку движений.
Для оценки степени синхронности движений, ассоциирован- ных с отдельными единицами внутреннего счета, спортсменкам предлагалось во время прослушивания тестовой мелодии нажи- мать на клавишу клавиатуры компьютера в те моменты, когда они внутренне произносят цифры при «просчитывании» мелодии
«восьмерками». В инструкции подчеркивалось, что «нажимать на клавишу необходимо в том же темпе, в котором ведется внутрен- ний счет».
Тестовая мелодия состояла из начального фрагмента музы- кальной композиции, под которую спортсменки готовились вы- ступать на соревнованиях. Время звучания тестовой мелодии составляло 1,3 мин, тогда как полная музыкальная композиция звучит 5 мин. Мелодия передавалась через наушники с помощью компьютерной программы, позволяющей с точностью до 1 мс ре- гистрировать моменты нажатия на клавишу и отмечать их точками на графическом спектре мелодии.
Структура пауз и периодов внутреннего счета при прослуши- вании спортсменками тестовой мелодии показана на рис. 6.1. По- сле включения мелодии, от момента t0 до t1, следует первая пауза в нажатиях на клавишу и во внутреннем счете. Затем от t1 до t2 спор- тсменки считают «восьмерками» с частотой около 1 ед /с и в таком
72
Беспалов Б.И., Леонов С.В. Диагностика чувства темпа и одновремен- ности движений у спортсменок в синхронном плавании // Ученые записки ун-та имени П.Ф.Лесгафта. — 2008. — №8(42). -С.12-17
277
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
же темпе стараются нажимать на клавишу. Вторая пауза длится от момента t2 до t3. После этого от t3 до t4 следует второй период нажатий на клавишу и внутреннего счета «восьмерками», частота которых примерно в два раза больше, чем в первом периоде.
t
1 t
0 t
2 t
3 t
4
Пауза 1
Пауза 2
Период
Период
Нажатия на клавишу
Рис. 6.1. Временная структура пауз и периодов внутреннего счета при прослушивании тестовой мелодии
Для оценки индивидуальной устойчивости временной струк- туры внутреннего счета тестовая мелодия каждой спортсменке предъявлялась два раза, так что время проведения всего теста, со- стоящего из двух проб (предъявлений мелодии), составляло около
3 мин. При втором предъявлении мелодии в инструкции предла- галось «вести внутренний счет и нажимать на клавишу в том же темпе и в те же моменты времени, как и в первой пробе теста».
Усредненные по двум пробам теста индивидуальные мо мен- ты времени начала и окончания нажатий на клавишу в первый и во второй период внутренннего счета представлены в табл. 6.1 и на рис. 6.2.
t 1 t 2 t 3 t 4
Рис. 6.2. Средние по двум пробам теста индивидуальные моменты начала и окончания первого и второго периодов внутреннего счета
Ан.
Ва
Во
Мг
Ол.
Пн.
Пх.
С.А.
С.М.
Шс.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Вре
мя, с
278
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Таблица 6.1
Средние индивидуальные моменты начала
и окончания периодов счета
Исп
Моменты начала и окончания периодов внутреннего счета (сек)
t
1
t
2
t
3
t
4
А.В
8,098 33,205 36,395 76,390
В.Д.
7,695 33,167 36,693 76,380
В.К.
9,884 24,247
36,886
76,339
М.Д.
7,589 33,277 36,429
76,681
О.А.
11,772
27,489 36,493 76,534
П.С.
7,538 33,176 34,916 76,606
П.Е.
9,730 22,969 36,692 76,585
С.А.
7,475
33,251
34,737
76,590
С.М.
9,806 33,090 34,785 76,382
Ш.В.
7,655 33,306 36,457 76,512
Коэфф. вариации
(V_t j
)
16,9%
13,5%
2,4%
0,2%
Размах вариации
(R_t j
)
4,297
10,337
2,149
0,342
В качестве показателя относительной групповой асинхронии
времен t
1
, t
2
, t
3
и t
4
(моментов начала и окончания периодов на- жатий на кнопку каждой спортсменкой) выбран коэффициент
вариации этих времен, который рассчитывался по формуле:
V_t j
= (σ/t ср
)∙100%, где t ср
— среднее групповое значение t
j
(j=1,
2, 3, 4), а σ — их стандартное отклонение (корень квадратный из дисперсии). Чем больше коэффициент вариации времен t j
, тем выше их относительная (то есть оцененная в процентах отно- сительно среднего значения t j
) групповая асинхрония. Значения коэффициентов V_t j
приведены во второй снизу строке табл. 6.1, из которой видно, что относительная групповая асинхрония мо-
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 53