ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
286
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
гда квадратик перескакивает на другую позицию еще до того, как испытуемый нажал на квадрат. Если испытуемому кажется, что квадратик перепрыгнул на другую позицию до его действия, он должен был сообщить об этом нажатием на клавишу пробел. Та- ким образом, второй тест измерял не только(2) время реакции, но еще и (3) «вето»-время — время между самопроизвольным пере- прыгиванием квадратика и последующим нажатием на квадратик.
Также в этом тесте измерялась (4) временная переменная причинно-
сти — то есть время между самопроизвольным перепрыгиванием квадрата и нажатием клавиши, при котором испытуемые считают, что перемещение произошло самопроизвольно, а не по их вине.
В дополнительной серии этого теста квадратик перепрыгивал на другую позицию только через 200 мс после действия испытуемого.
Это так называемая серия с запаздыванием. Она позволяет изме- рить (5) скорость перекалибровки временных параметров причин-
ной связи.
Третий тест направлен на определение различий в оценке дли- тельности повторяющихся и новых стимулов. Испытуемый смо- трит на фиксационный крестик в центр экрана. Вокруг поочередно появляются стимулы в разных местах. Из-за феномена констант- ности восприятия стимулы, которые длятся меньше 100 мс. вос- принимаются как длящиеся около 100 мс. Именно поэтому человек воспринимает на экране не один стимул, а несколько. Это количе- ство для одинаковых и разных стимулов отличается и характери- зует особенности испытуемых. Так, в недавнем исследовании было показано, что различия между восприятием длительности одина- ковых и разных стимулов стерты у больных шизофренией
76
В какой-то степени первый и второй тест этой батареи явля- ются модификацией стандартного теста на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ). Метод КЧСМ известен и использу- ется давно. Он характеризует общее функциональное состояние организма при различных уровнях общефизической нагрузки
77
, является информативным, простым и доступным физиологиче- ским показателем для оценки работоспособности и интенсивно- сти нагрузки. Экспериментально установлено, что под влиянием
76
Ganghi S., Pariyadath V., Wassef A., Eagleman D. Timing judgement in schizophrenia. Society for Neuroscience abstract. — San diego, CA. 806.13.
77
Николаева Н.П., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Исследование функ- цио нального состояния спортсмена психофизиологическими методами // Физи- ческая культура, спорт и здоровье: Сб. науч. ст. — Йошкар-Ола, 2003. — С.51-53.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 53
287
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
физических нагрузок КЧСМ меняется, поэтому наблюдение за ди- намикой КЧСМ дает возможность судить о степени утомления ор- ганизма
78
. Однако доказано, что КЧСМ — многофакторный инди- катор психофизиологического состояния, отражающий текущий уровень активации ЦНС. Уменьшение значения КЧСМ свидетель- ствует о развитии утомления ЦНС и организма в целом, увеличе- ние — о наличии возбуждения или стресса, поэтому адекватная оценка и интерпретация КЧСМ требуют учета дополнительных факторов. В то же время экспериментально выявлено, что измене- ния КЧСМ при утомлении не превышают 2-3 Гц, а переход от ви- димости световых мельканий к их слиянию размыт и составляет зону неопределенности, в среднем равную 1 Гц, что обусловливает малую точность метода КЧСМ. Поэтому имеется необходимость в поиске более точных методов, позволяющих контролировать раз- витие утомления спортсмена в процессе тренировки. Учитывая данные недостатки, был предложен новый психофизиологиче- ский метод определения временных параметров, характеризую- щих инерционность зрения, в частности, времени восстановления зрительной системы — времени между моментом прекращения воздействия света на сетчатку и моментом исчезновения соот- ветствующего зрительного ощущения
79
. Для определения времени восстановления испытуемому предъявляются парные световые импульсы продолжительностью t имп
, разделенные межимпульс- ным интервалом t, повторяющиеся через постоянный интервал времени T. В процессе измерения определяется продолжитель- ность межимпульсного интервала t пор
, при котором у испытуемого появляется субъективное ощущение слияния двух импульсов в паре в один, равное времени восстановления зрительной системы.
78
Владимирский Б.М., Власкина Л.А. Метод обнаружения изменений функ ционального состояния человека-оператора // Физиология человека. —
1987. — Т.13. — №5. — С.863-865; Портных Ю.И., Макаров Ю.М. Динамика пока- зателей КЧСМ в зависимости от направленности тренировочной нагрузки //
Теория и практика физ. культуры. — 1987. — №1. — С.46-47; Роженцов В.В., По- левщиков М.М., Лежнина Т.А. Критическая частота и дифференциальная чувст- вительность к световым мельканиям в диагностике утомления спортсменов //
Современные технологии дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Инновационные аспекты совер- шенствования подготовки спортсменов: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. —
М.: СпортАкадемПресс, 2002. — С.76-81.
79
Патент 2195174 РФ, А 61 В 5/16. Способ определения времени инерци- он ности зрительной системы человека / В.В. Роженцов, И.В. Петухов. Опубл.
27.12.2002. Бюл. №36.
288
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Предполагается, что метод определения времени восстановления зрительного анализатора является более надежным и комфорт- ным методом в сравнении с методом КЧСМ. Однако и этот тест не лишен доли субъективизма, т.к. может отражать просто разный критерий принятия решения.
6.4.2. Темпоральность спортивной деятельности
Данная тема определена практикой — как человеку успеть во- время, как спортсмену стать первым? От реальности не должна от- ставать и психология. При этом необходимо понимать, что синхро- низация как акт практики отличается от понятия синхронизации.
И то, и другое мы стремимся отыскать внутри деятельностного подхода или исследовать возможность ввести темпоральность в его рамки.
Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная созна- тельная работа при подготовке к деятельности и анализе результа- тов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точ- ное описание деятельности человека в различных видах спорта и наметить методы формирования спортивного мастерства.
Темпоральность предполагает синхронизацию, длительность и временной синтез. Необходимо найти их признаки, и тогда мы сможем говорить о темпоральности спортивной деятельности.
Едва ли можно найти вид спорта, где нет необходимости в
синхронизации. Как возможна синхронизация? Как может субъект синхронизоваться с процессами в окружающем мире? Как может психология способствовать этой синхронизации? Чтобы оказать практическую помощь, необходимо понять механизм синхрони- зации.
Прежде всего, она обеспечивается способностью субъекта держать ритм. Здесь нам следует различать несколько уровней и разместить удерживание ритма на нижнем уровне, поскольку на верхнем уровне должен удерживаться смысл процесса. Далее, опи- раясь на схему Дж. Расмуссена
80
, отвечаем: синхронизация идет
80
Расмуссен Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? // Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Сост. А.Б. Леонова, О.Н.Чернышева. М.: РАДИКС,
1995. С.117-135.
289
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
сразу в нескольких слоях — на тренировках создаются и оттачи- ваются сенсо-моторные паттерны (1-ый слой), в обучении фор- мируются знания (2-ой слой), заставляя решать задачи, в предва- рительном инструктаже, на тренировках и «при разборе полетов» после реальной игры тренер формирует новые схемы действий и мыслительных процессов (3-ий слой). Все это должно сработать в ходе игры, через некоторый промежуток после тренировки и разбора. А для этого структуры каждого слоя должны обладать устойчивостью, сохраняемостью и воспроизводимостью, которые соотносимы с длительностью.
Решению задач по синхронизации в ходе спортивной дея- тельности способствовали специальные упражнения на трени- ровочном стенде, где спортсменов учили ускорять и задерживать предельно быстрые движения на предельно короткие мгновения
(которые определялись как промежутки времени)
81
. Эта методика основана на оценках интервалов, данных спортсменом, и сопостав- лении субъективной оценки с длительностью, определенной с по- мощью хронометра. Методика была приспособлена для компью- тера, и ее эффективность подтверждена на боксерах и каратистах.
Затем был построен специальный современный прибор, который показал важность оценок временных интервалов на дзюдоистах и спортсменах, занимающихся синхронным плаванием (Беспалов,
Леонов, 2007)
82
А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова
83
в ходе упражнений по обуче- нию психосоматической регуляции формируют способность из- менять состояние, что позволяет человеку решать повседневные
(временные) задачи, поскольку синхронизацию может системати- чески обеспечивать только здоровый организм, здоровая психика и целостная сохранная система деятельности, личности. Это усло- вия синхронизации, но что еще необходимо для синхронизации?
На уровне личности, группы, организации? Владение временной формой? От действующей системы, от формы уходят следы в про- шлое, она прорывается и в будущее.
81
Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реак- ции. — М.: Медицина, 1958.
82
Леонов С.В. Психологические критерии оценивания временных интер- валов в профессиональной деятельности. Дисс. канд. психол. н. — М., 2008.
83
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007.
290
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
В ходе тренировок спортсмена знакомят с отдельными при- емами, которые затем по отдельности отрабатывают в упражне- ниях, но следует научить спортсмена включать приемы в целое без задержки, своевременно, выдержав нужный интервал и под- готовившись. Для этого необходимо знать процесс и деятельность, роль человека в процессе, знать допустимые пределы опережений и опозданий на разных этапах. Так учат хоккеиста, волейболиста, баскетболиста. Во время спокойного перехода спортсмен должен уметь войти и включиться в активную деятельность, сориентиро- вавшись на площадке, на поле. Спортсмена-стайера учат обгонять соперника, выходя из ритма, навязываемого тем, кто идет впереди.
Но как удержать позицию, оказавшись впереди? Для этого тоже есть особые приемы, препятствующие обгону.
Синхронизация идет с участием множества уровней, и ме- ханизмов, посредством временного синтеза памяти, внимания и антиципации, посредством временной формы и структур опыта.
Функционируют сознание и воля — необходима концентрация внимания, чтобы заниматься только одной задачей, ни на что по- стороннее не отвлекаясь. Приведем пример. Хоккеист удаляется из игры и остается на штрафной скамье несколько минут, затем вновь выходит на площадку. Он должен синхронизовать свои дей- ствия с действиями своей и чужой команд. Сидя на штрафной ска- мье, хоккеист «продолжает играть». Но это игра пассивная, ведь он не на льду и без клюшки. Тем не менее, она более активна по сравнению с игрой тех запасных игроков, которые знают, что по тем или иным причинам им не придется участвовать в этой игре.
Как можно сочетать приемы исполнения действий и концепцию процесса?
Синхронизация необходима и в беседах тренера со спортсме- ном. В ходе беседы тренер должен отслеживать смысл рассказа спортсмена, это позволит ему вовремя сделать нужное замеча- ние или дать нужный совет. Это возможно, если у тренера есть концепт, который позволяет ему смотреть на факты, сообщаемые спортсменом, со стороны, позволяет удаляться и приближаться к ним, смотреть на них по-разному, задавать адекватные вопросы и давать уместные советы, реагируя адекватным образом. Итак, есть уровень слушания фактов, внимания к ним, схватывания де- талей, и есть нечто другое — такое, чего нет у спортсмена, что дает тренеру возможность вести беседу, дать совет. Это можно условно назвать связной понятийной тканью, подвижной и устойчивой, в