ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 697
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
291
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
которой сливаются знания, опыт, и образ мира. Именно она позво- ляет тренеру синхронизоваться со спортсменом во время беседы.
Разумеется, нужны еще и приемы, которые позволяют сохранить процесс беседы в целостности. Диалог — это деятельность с пре- рыванием выполнения и необходимостью синхронизации при возвращении к активному участию — все это предполагает осо- бое многоуровневое устройство сознания, где на каждом уровне идет отслеживание процесса, более или менее сосредоточенное с ориентацией на собственное исполнение или без нее. Но в любом случае, необходимо внимание тренера к тому процессу, который совершается спортсменом.
Участие в процессах требует, чтобы тренер разработал свою концепцию синхронизации. В диалоге он может формулировать свою следующую мысль только в том случае, если он убедился, что его собеседник схватил смысл предыдущей.
Время и сознание неразрывны, временная структура процесса задает структуру сознания, а его ход, поток, может быть определен как длительность. Понятие длительности — ключевое для фило- софии времени А. Бергсона. Психологический смысл длительности мы рассмотрели в другой статье
84
, здесь попытаемся применить общие положения.
Внутри паузы, когда хоккеист не играет на площадке, а уча- ствует лишь мысленно, сознание отличается от сознания в ходе исполнения. Там — единство, гармония, слитность, а во время паузы — двоение, троение, четверение. Что означает это двоение?
Несомненно, пауза — передышка, когда есть возможность для иных мыслей, возможность отдать внимание другим объектам.
Возможны тревога, хаос, смятение. Важно, что этот период имеет начало и конец, тянется. Он имеет пределы, известные заранее, он не один раз пережит спортсменом. В длительности его есть ожидание окончания, момента, когда нужно будет снова активно включиться в процесс и даже повести за собой остальных участ- ников. В ходе игры спортсмен на время выключается из прямого участия, но помнит, что когда пауза закончится, он должен син- хронно включиться в процесс, не нарушая гармонии, сохранив в целости общую картину. Длительность и синхронизация связаны внутри деятельности.
84
Стрелков Ю.К. Психологический смысл длительности // Известия
ТРТУ. Темат. вып.: Гуманитарные проблемы современной психологии. — Та- ганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — №7(51). — С.43-47.
292
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Для разработки теории важно понять, что может означать пе-
реживание длительности мгновения. При подготовке к мгновению процесса и в ходе его анализа, человек переживает длительность.
Но длительность мгновения для него — лишь модель, к которой он может иметь определенное эмоциональное отношение; оно и сказывается на исполнении.
Синхронизация, как и длительность, предполагает пережи- вание субъектом настоящего. Также как и длительность синхро- низация предполагает сознание и строится на понятии свободы
(действия, выбора, маневра). Она отвечает складывающимся обстоятельствам и потому не может быть предусмотрена пол- ностью: важны опыт, сознание, эмоциональная устойчивость и сенситивность.
Понятие «переживание» имеет важное значение для раз ра- ботки проблемы темпоральности. Психология, построенная на этом понятии, существенно отличается от бихевиоризма. Для этого необходим сам переживающий человек. Его можно ввести через сопереживание теоретика с тем, что подлежит психологи- ческому описанию, с практиком, совершающим действия в ми- ре. Тогда мы должны признать длительность переживаний и их синхронизацию (сопереживание), которые требуют сохранения переживания в памяти.
Для синхронизации требуется не только изменение скорости действий, но и ожидание. Ожидание объединяет синхронизацию и длительность, но это не поверхностная связь. Потому мы и го- ворим, что синхронизация предполагает длительность. Ожида- ние — глубоко субъектный процесс. Это и память прошлого, и переживание настоящего, и мысли о будущем. И то, и другое, и третье — тайна для окружающих, наблюдающих за спортсменом со стороны. Тем более, что в процессе ожидания он может оставаться неподвижным. О содержании его мыслей можно только спросить спортсмена, но не всегда и не всякий скажет. Кроме того, не всег- да удается и спросить, поскольку видно, что спортсмен стремится утаить содержание своих мыслей.
Временной синтез — продукт сознания. Он живой, подвиж- ный, о нем следует говорить как о процессе, слитом с жизнью субъ- екта. Как его внедрить в рамки деятельностного подхода? Созна- ние и деятельность едины — говорил С.Л. Рубинштейн. Ключевое для нас положение о неразрывности времени и сознания пока не стало общепринятым принципом деятельностного подхода. Но ло-
293
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
гически время может быть включено в эту связку, поскольку связь между деятельностью и временем несомненна.
Как можно коротко охарактеризовать временной синтез?
Пассивный, активный, психологический (восприятие и память, например) и тот, что не умещается в рамках психологии. Ж. Де- лез
85
говорит о временном синтезе как о серии, системе и ярко характеризует его, как особый образ действия. Здесь главное — единство прошлого, настоящего и будущего. Чтобы понять, что такое синтез, нужно «жить этой жизнью»
86
, то есть занять место субъекта и оставаться на нем до самой смерти. Этим утверждается субъектность и жизненность, индивидуальность временного син- теза. Как это возможно теоретически? Временной синтез выводит рассмотрение за рамки деятельности в психику, жизнь, межлюд- ские отношения и переживания.
Смысл синтеза временной формы в упрощенном виде состо- ит в следующем. Человеку, живущему во времени, свойственно планировать, и он стремится выполнить план. Но план встречает сопротивление реальности. Она разрушает его. Деятельность чело- века состоит из действий. Действие направлено на цель. Но важно и то, что цель может быть достигнута только при положительном стечении обстоятельств. И, выполняя действие, человек должен ждать положительного стечения обстоятельств. Ожидание содер- жится в каждом действии. Для завершения действия необходима воля и сосредоточенность субъекта. Форма удерживается созна- тельным усилием субъекта
87
. Но одиночный субъект — абстрак- ция, которая допускалась в философии познания. Спортивная психология исходит из того, что человек живет и действует сре- ди людей. Временная форма указывает на множественность про- цессов и многоярусность ее устройства, она имеет и социальный характер. Для реконструкции спортивной деятельности анализ необходим, но его недостаточно. Временная форма предполагает синтезы, которые обеспечиваются особой внутренней работой со- знания, психики субъекта. В ходе такой работы субъект создает и удерживает временную форму — это залог успешного выполнения деятельности. Нельзя недооценивать роль значимого другого чело-
85
Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис»,
1998.
86
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб.: Наука, 1999.
87
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. — М.: Аграф, 1997.
294
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
века. Временную форму спортивной деятельности профессионала психолог не может реконструировать самостоятельно, без участия, содействия спортсмена и тренера.
Мы исходили из известного положения о том, что время — мера, характеристика движения, качественная характеристика процесса. Она дается посредством множества терминов, среди ко- торых: последовательность, одновременность, длительность, мо- мент, синхронизация, ритм, срок, событие, настоящее, прошлое, будущее, их единство — временной синтез, начало, конец, этап, период, скорость, ускорение, замедление, изменение, движение. Но даже такой уровень рассмотрения не позволяет забыть о субъекте, который отслеживает течение процесса — это человек, он рож- дается, живет и умирает — жизнь его должна войти в перечень временных терминов.
Временная форма процесса не поддается передаче словами, не может быть выражена в понятиях. Со стороны спортсмена, который стремится выдержать, передать форму, необходимо дей- ствие — усилие и мастерство, это обеспечит успешное точное ис- полнение. Со стороны наблюдающего тренера требуется внимание и способность схватить идею совершающегося процесса как цело- го, заметить в нем детали — крупные и мелкие, тонкие, важные для выражения целого. Требуется понимание и сопереживание. Вре- менная форма предполагает настоящее — действие спортсмена, со- вершающееся перед глазами тренера, наблюдающего исполнение.
Ему должен быть известен контекст действия и намерения испол- нителя. Собственное время процесса спортивного действия — это понятие гнездится в глубинах нашей системы и не должно остаться незамеченным.
Временная форма спортивной деятельности определяется множеством разнообразных внешних процессов, которые задают темп и ритм движений, действий человека. Стремление синхро- низировать ритм и темп своих движений заставляет человека спе- шить или «притормаживать», чтобы успеть в определенное место к определенному моменту. Синхронизация обеспечивается целост- ным согласованным функционированием восприятия, антиципа- ции, памяти, эмоций, мышления и определяется в психологии как решение интеллектуальной задачи, поскольку требует схватыва- ния пространственных и временных отношений.
Временная форма спортивного действия задана изнутри и воспроизводится субъектом по памяти.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 53
295
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
Временная структура существует в исполняемом действии, она требует усилия исполнителя и внимания наблюдателя. Про- странственная также, ведь это структура процесса. Заданная про- странственная структура кажется легко представимой, но и за- данную временную структуру легко выразить, если владеть опре- деленной формой записи. Несомненно, есть отличие в способах записи, представления пространственных и временных структур спортивного действия.
Временная форма появляется только тогда, когда о времени процесса начинают говорить или думать. При этом попытка гово- рить о времени может оказаться неудачной — процесс выделить не удается. Только хаос. «Форма поддерживается сознательным усилием субъекта».
Что будет с временной формой, если она перестанет осознавать- ся? Если сознательное усилие ослабнет или исчезнет совсем? Форма может остаться незавершенной, длительность процесса может обо- рваться, процесс может разрушиться, если порвется его психическая ткань — память, внимание, мышление, эмоции, психическая жизнь.
Мы признаем многомерность временной формы, которая соответ- ствует многослойности сознания. Контроль процесса может про- ходить на глубоком уровне, но поскольку между уровнями имеются какие-то невидимые тесные связи, контроль может быстро подни- маться с нижних на очень высокие уровни сознания.
Временная форма имеет несколько уровней, во всяком случае, временной синтез может быть пассивным либо активным. Вре- мя — форма более широкого масштаба по сравнению с процессом действия. Она охватывает больше процессов, сроков, предполагает обращение к часам, календарю, к другим процессам, которые хо- рошо известны.
Временной синтез предполагает работу сознания и памяти.
Временные задачи — синхронизация, выдерживание последо- вательности, ритма, срока, ожидание — не могут быть решены без участия сознания. Вопрос в том, каков характер работы сознания?
Несомненно осознание, понимание и принятие задачи при ее по- лучении от другого такое же, как и при констатации завершения задачи. На промежуточных этапах выполнения задачи субъект способен отслеживать ход процесса, учитывая другие процессы и даже не концентрируясь специально на времени основной задачи.
Теперь мерой служат другие, хорошо известные процессы и специ- альные инструменты.
296
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Необходима ли свобода для завершения длительности? Вре- менная форма всегда предполагает свободу: и в настоящем, и в бу- дущем, и в прошлом. Свободу как неопределенность, незавершен- ность, как спонтанность, активность субъекта, как возможность пойти к цели неожиданным путем.
Временная форма — это всегда связность процесса, не только мера движения, изменения, но и характеристика связности. Связ- ность означает не только усилие субъекта, но и память в широком смысле слова, способность человека удерживать контекст, мастер- ство, профессионализм, совершенство структур опыта. Опыт со- вершается в настоящем как действие, связывая прошедшее, испол- ненное, и предстоящее, предвосхищаемое, ожидаемое.
Временная форма — форма процесса, движения, измене- ния — потому подвижна и сама изменчива. Она содержит циклы, ритмы, повторение, имеет устойчивую структуру. Форма всегда захватывает не только процесс, который противостоит челове- ку, но и самого человека, его деятельность, переживание. Чтобы удержать временную форму человек должен приложить волевое
усилие. Как бурная река, несущаяся среди скал, временная фор- ма всегда предполагает порыв, напор, запас энергии. Усилие, как и расслабление — форма текущего, настоящего, форма перехода между прошлым и будущим. Форма изменчива, чтобы удерживать ее, должно меняться и усилие, вовлеченность субъекта в процесс.
Временами усилие может сходить на нет, сменяться расслабленно- стью, а временами — увеличиваться, достигая гигантских величин.
Чтобы удержать изменчивую временную форму, человеку прихо- дится бороться с обстоятельствами. Когда ему не удается одержать верх, форма оказывается неудачной — некрасивой, уродливой, а финал процесса обозначают так: ошибка, провал, инцидент, не- счастный случай.
Временная форма напоминает о том, что у человека есть ре- зерв, который иссякает. Иногда неожиданно и очень быстро.
Темпоральность экстремальной ситуации. Экстремум — это неожиданность и новизна развертывающегося искривления процесса. В экстремальной ситуации процесс прерван, контекст разрушен, цель отменена и вместо нее другая — спасение любой ценой, основные средства не функционируют и нужно использо- вать аварийные.
Человек крайне встревожен или пребывает в состоянии по- терянности. Настоящее утратило смысл. Связь между прошлым
297
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
и будущим разорвана. Процессы не поддаются субъекту — он не может их выделить, объединить их в общую форму. Да это и бес- полезно. Они неподвластны субъекту. От него ничего не зависит.
Сколько бы он ни повторял «настоящее, прошлое, будущее» — все будет идти само собой, помимо него. Процессов слишком много. Субъект не справляется со всеми: ухватывает отдельный фрагмент процесса и он ускользает — его заслоняет, вытесняет другой, с которым нужно справиться, но человек снова не успе- вает. Синхронизация невозможна. Форма процессов не дается человеку — нет осмысленных очертаний, целостной структуры.
Скомканы, запутаны все нити — процессы, которыми должен управлять человек, в которые он должен был включаться, син- хронизуясь. Ритмы не важны. Отменены сроки, обязательства, от- ветственность. Не с кем встречаться. Осталась только его жизнь, из которой «выпали», оборвавшись, другие жизни. Смерть про- шла рядом. Экстремальная ситуация подобна глухой стене. Или огромной пустой яме.
Выживший человек должен связать все разорванные связи, все разрушенные процессы, выстроив их заново. После экстре- мальной ситуации действия по нормализации тоже новы и тре- буют колоссальных усилий человека, инициативы, воли. Где взять энергию пострадавшему? Помогут другие люди. Временную форму удерживает человек.
Экстремальная ситуация раскрывает смысл временной фор- мы, которая отделена от процесса: последовательность (пустая), система (пустая) — это уже больше не особая форма конкретного процесса. Временная связность — важный термин, который дела- ет понятными эти слова, ибо в экстремальной ситуации вместо стройного процесса перед нами клубок из отдельных фрагментов.
Его не просто втиснуть во временнýю форму. Необходима дли- тельная восстановительная работа, которую должен организовать значимый другой человек.
Временные термины позволяют различить типы временных форм. Синхронизация и последовательность — два разных син- теза процессов. От них отличается третий: настоящее-прошлое- будущее, поскольку отчетливо показывает роль субъекта (созна- ние, память и свобода).
Длительность по А. Бергсону — взаимопроникновение, общ- ность, внутренняя организация — это и есть последовательный временной синтез. Это «глубина» временнóй формы. Примеры
298
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
встречаем всякий раз, когда необходимо наметить очередность или выдержать ее. Синхронизация предполагает несколько процессов и потому более сложный синтез: он подобен множеству рукавов, из которых слагается дельта реки, впадающей в море. Уместно го- ворить о пространности временнóй формы.
Факты заставляют думать еще и о третьем — вертикальном синтезе временнóй формы. Множественность пространств при- водит к мысли о множественности процессов и, соответственно, многоярусности временнóй формы спортивной деятельности че- ловека.
Мы пришли к положению о том, что временная форма компо- нуется из множества временных форм, которые могут отличаться сложностью и степенью освоенности, отработанности, заученно- сти. На разных ее уровнях ведется контроль за ходом разных про- цессов, но возможны изменения приоритетов внутри иерархии.
При усложнении обстоятельств самые простые вещи выводятся на высший уровень, сознание включается и на промежуточных этапах решения задачи.
Форма предполагает устойчивость. Либо в самой форме, либо в процессе есть какие-то механизмы, которые обеспечивают устойчивость формы. Но что означает эта устойчивость временнóй формы — это всего лишь ее инерция, краткое сохранение, продол- жение, затяжка существования, за которой следует исчезновение?
(«Бытие и ничто» — книга Сартра). Устойчивое существование — это продолжение прошлого в будущем и разумеется в настоящем.
Это тоже своеобразный синтез. Здесь видна особенность времен- ной формы: прошлое ушло, настоящее уходит, но продолжается в будущем. Форма устойчива, благодаря особой работе субъекта.
Форма известна ему заранее, и он старается удержать ее своей чет- кой и сосредоточенной работой. Форма процесса должна получить не только временную, но пространственную, энергетическую, тех- нологическую, языковую и содержательную, качественную харак- теристики. Временная форма — форма изменчивого, поэтому она не может не меняться.
Процесс предполагает повторение. Мы говорим метод, тех- нология, процесс, но понимаем здесь необходимость — должно повториться то, что уже было. Часто мы и хотим этого. Повторение позволяет нам говорить о форме. Человек поддерживает форму с помощью памяти и сознательного усилия. Процесс — движение, изменение. Значит, он содержит в себе новизну, неожиданность и