Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 696

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

299
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
неизвестное. Новизна процесса не только в том, что с каждым мо- ментом мы все ближе к концу очередного цикла и завершению все- го процесса. На новом витке разворот процесса может оказаться опасным. Человек не сможет удержать форму, процесс разрушится.
Неожиданность оборачивается отсутствием готовности к новому.
Новое может оказаться несводимым к старому, неизвестным. Мы должны говорить о необратимости, непоправимом развертывании процесса. Это обратная сторона свободы, которую предполагает длительность.
Время — это особая логика синтеза изменений, движений, про цессов, основанная на их восприятии, переживании, выпол- нении человеком. Временнáя форма изменчива, подвижна, как и сам процесс. Она многомерна: в ней есть глубина, пространность и многоярусность, но ее объем, конфигурация, габариты меняются по ходу процесса. Синтез позволяет понять устройство и движение временнóй формы.
Для изучения временнóй формы процесса необходимо рас- сматривать не только нормальные, но и экстремальные ситуа- ции — синтез их временнóй формы является предметом особой деятельности человека и значимого другого.
Процесс образован не только физическими движениями, при- родными или технологическими изменениями, но и изменениями самого человека, субъекта деятельности. Может оказаться так, что в неблагоприятном функциональном состоянии он не справится с трудностями и не сумеет удержать временнýю форму процесса — она распадется.
Человек создал средства контроля временнóй формы — ин- струменты, аппараты, автоматы, но все они имеют временные ха- рактеристики, тоже требуют внимания и усложняют временную форму контролируемого процесса.
Временная форма длится, она никогда не бывает законченной, в ней есть зоны неопределенности, простора, свободы.
Временнáя форма процесса — не просто его объективная характеристика. Синтез временной формы требует постоянной работы субъекта — памяти, сознания, внимания, мышления, эмо- ций, психики. Работа ведется сразу на многих уровнях, одни видны отчетливо, другие — скрыты. Эта работа тем сложнее, чем слож- нее комплекс процессов, охватываемых временной формой. Через изучение временной формы лежит путь к исследованию спортив- ного мастерства.

300
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Синхронизация важна в игровых видах спорта, поединках, ав- торалли и гонках на яхтах. При поломке, аварии, отказе в системе нужно отыскать и устранить дефект (тушить пожар, выключать систему) в то время, когда продолжается движение транспортного средства. Деятельность раздваивается, срок завершения движения приближается, временной резерв жизнеспособности системы ис- сякает. Для устранения дефекта нельзя прекратить движение и его приходится устранять на ходу. Так бывает и в тех случаях, когда, люди должны оказать помощь раненому. Движение может под- гонять приближающаяся буря, шторм или огонь. Здесь важно то, что по ходу выполнения обычного дела появляется новая неот- ложная задача, которую нужно выполнять, не прекращая обычно- го дела. Чем может помочь психология, деятельностный подход?
Недостаточно произнести слова о цели основной задачи, которую должен удерживать субъект в сознании, мало говорить только о неразрывности сознания и времени, которое подтверждается тем, что субъект осознает необходимость синхронизации выполнения задач, невозможности прерывать выполнение одной задачи для решения другой.
С другой стороны, в спортивной психологии есть многочис- ленные примеры, когда необходимо выдерживание длительности.
Задержки, намеренное затягивание нередки в борьбе и в боксе или в спортивных играх; увеличивая задержки, спортсмены создают ситуацию неопределенности.
Выдержать длительность особенно трудно в ситуации опас- ности, когда тревога велика, сознание мечется, внимание трудно удержать на одном предмете, когда субъект может спонтанно бро- сить одну задачу и взяться за другую. Синхронизация предпола- гает, что субъект должен выполнять множество задач в условиях множества процессов, учитывая при этом моменты их пересече- ния — точки совпадения процессов, когда процессы перестают быть независимыми. Здесь важны умения регулировать скорость выполнения действия, задерживая или ускоряя исполнительные движения даже на долю секунды. Для синхронизации важны вре- менная форма и временной синтез, поскольку они предназнача- лись именно для этих сложных ситуаций.
Напомним наш пример: хоккеист, вступающий в игру после паузы, готовится вступить вовремя. Это ему удается, если во время паузы он продолжает следить, за игрой, играть мысленно вместе с командой.


301
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
Форма удерживает множество процессов, она имеет много уровней, изменчива, но имеет и статическую структурную основу, фундамент, где есть принципы и запреты. Между тем, внутренняя организация указывает на субъектность (организацию кто-то про- изводит), она идет внутри сознания и на процесс. Слово форма в этом смысле является более жестким, определенным, хотя и не несет в себе простоты. Форма отделяет процесс от субъекта и даже от деятельности, поскольку говорят «форма процесса» или «про- цесс идет в форме…». Термин «временнáя форма» подчеркивает в деятельности только временнýю оформленность.
Деятельность — процесс или структура? О деятельности психологи часто говорят, сочетая ее со словом процесс. Между тем, деятельность нередко реконструируется как структура, монотон- ная и незавершенная: цели, условия, мотивы, операции, действия.
Процесс не абстракция, а факт практики. Он предполагает однооб- разие, устойчивость, повторяемость, воспроизводимость (проце- дура, шествие, ритуал), но важнее движение, течение, изменение, а значит — спонтанность, непредсказуемость.
Деятельность, представленная одной структурой, без призна- ков внешнего движения — не процесс, хотя говорят деятельность — единица для изучения жизненного процесса
88
. В деятельности есть пространственные, энергетические, языковые и технологические компоненты. В деятельности есть статические элементы, динами- ческие и кинематические. На наш взгляд, утверждение о том, что деятельность — процесс, требует более глубокого обоснования.
«Непроцессуальное» можно применять для изучения процес- са, только если оно содержится в самом процессе. Смысл деятель- ности, контекст деятельности — важные понятия, они указывают на движение, и сами не остаются неподвижными.
Деятельность — это преобразование в мире, движение, изме- нение человека вместе с движением в мире, за пределами человека.
Между тем, когда говорят о деятельности, часто имеют в виду пре- образование совершенное. Здесь время остановлено, а временная форма, хоть и используется, относится к тому, что в прошлом, ког- да процесс еще был, шел, жил. Процесса уже нет, он в прошлом, закончился. Это не динамический подход.
Время не процесс, но почему же говорят, что время — это по- ток? Его нельзя сравнить с горным потоком. Время указывает на по-
88
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат,
1974.


302
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
рядок — последовательность, ритм, срок, синхронизация, длитель- ность. Вместе с тем оно напоминает о потоке живом и стремитель- ном. Поток слеп, полон энергии и неукротим. Поток возвращает нас к текущему, настоящему. Деятельность следует рассматривать как процесс, совершаемый в настоящем.
Словосочетание «поток сознания» стало привычным и почти не привлекает внимания, уже никто не спорит с тем, что мыш- ление — процесс (А.В. Рушлинский, С.Л. Рубинштейн). Но что позволяет считать процессами сознание и мышление? Ведь они являются сугубо внутренними и отличаются от явных движений, изменений. Что такое психический процесс? Достаточно ли для его определения одних только внутренних изменений, данных субъ- екту в сознании? На наш взгляд, процесс должен иметь наличные признаки потока, доступные для наблюдения со стороны. Их имеют локомоции и исполнительные движения в спорте, которые труд- но остановить и не всегда удается запустить. Для них характерны скорость, ускорение, инерция, непрерывность, энергия (потенци- альная и кинетическая). Если о них не упоминают, а имеют в виду только продукт, то процесс — в прошлом, о нем можно говорить на языке формальной логики, на языке непротиворечивого, ста- тического. Темпоральность задает иную логику, ту, что позволяет говорить о движении, изменении. Только по отношению к теку- щему процессу можно применить триаду «настоящее—прошлое—
будущее». Она и становится тем пробным инструментом, который позволяет отделить текущий процесс от иного, совершенного или планируемого.
Мысль об «экстремальном» позволяет оторвать форму от процесса. Авария, несчастный случай (ранение или смерть спор- тсмена на соревнованиях) останавливают, отменяют время. Но только для потерпевшего и ненадолго. Приходят люди и начи- нают спасать — скорее, скорее. Другие начинают разбираться и выяснять, можно ли было предупредить? Интенсивная и очень тонкая работа со временем позволит уплотнить действия и так нормировать процесс, чтобы не допустить повторения инцидента.
Но это работа с моделью процесса: реконструкция происшедшего и конструирование нового.
Модель процесса, как и время — несовершенный инструмент, потому что в его применении действию человека противостоит мир во всей его сложности: вода, глубина, шторм, горы, снега, хо- лод или жара. Модель нельзя точно наложить на текущий про-


1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   53

303
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
цесс — он другой и все время уходит. Человек, следующий модели во всей полноте, будет отставать от процесса. Модель необходимо отдалить от процесса, «иметь в виду», но работать с отдельными показателями текущего процесса, используя их для гибкого управ- ления посредством предвидения, гибких действий и структур опы- та. Модель необходима для стратегической работы с процессом.
Модель процесса предполагает временнýю форму. Она име- ет глубину, ширину и много уровней. Живой процесс допуска- ет непредсказуемые изменения, отклонения. Спонтанность для него — такая же важная характеристика, как и повторяемость.
Управляя процессом, человек компенсирует отклонения, изме- нения, применяя свое мастерство, профессиональный опыт. Это удается, поскольку он оперирует многоуровневой временнóй мо- делью текущего процесса. Мы говорим здесь о временнóм синтезе процесса.
Синтез и есть наложение модели на текущий процесс через элементы временной формы — показатели движения — скорость, ускорение, изменения направления, характеристик положения
(координат). Субъект синтезирует временнýю форму и управля- ет процессом в ходе его развертывания. Но есть грань, где время отрывается от процесса, и он больше не подвластен человеку, вы- брасывает или уничтожает человека. Важно не допустить перехода через такую грань. Ведь даже на грани человек с помощью времени может внедриться в текущий процесс и изменить его. По ту сто- рону все входы в процесс закрыты. Базовую структуру «субъект—
деятельность—объект» необходимо расположить в окружающем мире, среди других объектов и процессов, движущихся с разными скоростями и обладающими разными массами и энергиями.
Нельзя говорить только о конструировании миров. Субъект и его действие должны быть размещены среди процессов, пре- пятствующих деятельности и несущих угрозу жизни. Но в связи с деятельностью почему-то не говорят об окружающем мире. Ис- ключением являются работы Н.А. Бернштейна
89
, который разра- батывал физиологию активности и много внимания уделял изуче- нию спорта.
Пространственную структуру окружающего мира бихевио- ристы уже включили в состав двигательного акта (когнитивная
89
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. 2-е изд. — М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.