Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 693

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

304
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
карта) (Э. Толмен). Есть аналогичные разработки и в отечествен- ной психологии
90
, но они не сопоставлены с деятельностным под- ходом. Распределение энергии может быть представлено симуль- танной структурой, но на этом нельзя останавливаться, необходи- мо изучать ее динамику.
В психологической структуре деятельности почти нет про- странственного. Да и временнóе (например, цель) задано абстрак- тно, оно здесь не предполагает различий между живым процессом и его моделью. А для нашего рассмотрения это различение необ- ходимо и принципиально.
О процессе можно говорить только тогда, когда удается найти внешние свидетельства текущих, длящихся изменений. Спортив- ная деятельность предполагает телесные движения — поток дви- жений становится внешним показателем процесса. Но возможны периоды неподвижности, они имеют определенный смысл. По ана- логии с пространственными когнитивными картами могут быть построены и временные карты. Они подобны записи на нотном стане — ритмы, длительности, синхронизации, повторы и т.п.
Временнýю структуру спортивного процесса необходимо сопо- ставить с психологической структурой деятельности. Структура упорядочивает поток движений, бурный и хаотический, придавая ему стройность и превращая его в процесс. Структура заполняет паузы в потоке движений, придавая им смысл в контексте деятель- ности. Но не всякая структура может в достаточной мере отвечать процессу.
Временнáя структура — вот что необходимо найти в спор- тивной деятельности. При этом нельзя ограничиться только сред- ним членом триады «субъект—деятельность—объект». Чтобы говорить о временной форме, необходимо рассмотреть процессы, связанные с субъектом, его организмом и психикой и процессы в окружающем мире. Множество элементов такой формы синтези- рует человек в ходе спортивной деятельности. Это позволяет ему управлять текущим процессом. На стороне субъекта — сложная система процессов, телесных ритмов, периодов и сроков жизни че- ловека, на полюсе объекта — процессы в окружающем мире, под- властные субъекту, он управляет ими, и те процессы, что от него не зависят, к ним он может только приспосабливаться.
90
Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в репрезентации окружаю- щего пространства Ментальная репрезентация: динамика и структура. — М.,
1998. — С.101-132.


305
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
В таком контексте и спортивная деятельность выступает как процесс, благодаря движениям, которые входят в ее ткань. Чело- век в спорте решает временные задачи — «успеть в срок», «подла- диться под ритм», «выдержать длительность», «дождаться нужного момента». При этом он объединяет прошедшее и будущее, синте- зируя настоящее, опирается на память о прошедшем и предвидит предстоящее. Человек управляет текущим процессом, вмешивает- ся в него, успешно решает свои задачи. Управление с помощью мо- дели, выдерживание временной формы, требует немалого опыта, мастерства.
Жизнедеятельность темпоральна. Здесь мы считаем необхо- димым расширить смысл термина и говорить о жизнедеятельности человека
91
. Это не только позволяет сдвинуть акценты, но и по- казывает, что смысл самого термина «деятельность» расплывчат и неопределен. Деятельность — единица жизни субъекта, но следует понимать, что жизнь охватывает множество процессов и нельзя говорить только об игровой, или спортивной, или трудовой дея- тельности, поскольку жизнь не является их суммой, представляя собой особое качество, целое. С другой стороны, если обозначать словом «деятельность» только моменты или периоды творчества или спорта, то это чрезвычайно сузило бы смысл понятия деятель- ность, ведь есть еще период разлада, неудач при освоении про- фессии.
Множество процессов, множество исполняемых параллельно задач — вот что создает трудности для деятельностного подхода.
Как действовать в условиях множества задач, каким образом их ис- полнять и удерживать сразу, как бороться с внутренней тревогой и внешней суетой. Есть положение о том, что следует распределять и перераспределять приоритеты, откладывая одни задачи и прини- маясь за другие. Но часто приходится выполнять сразу несколько задач. Как при этом не снизить эффективности выполнения каж- дой отдельной задачи?
Структура состоит из разнородных элементов — исполни- тельных и отслеживающих, координационных и эмоциональных.
Каждый из них находится в движении, изменении. В терминах процессов «содержание» — это временная форма множества про- цессов. Следует выделить устойчивую и подвижную компоненты готовности.
91
Лактионов А.Н. Координаты индивидуального опыта. — Харьков,
1998.


306
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
Как может психология говорить синхронно с жизнью? Нау- ка строится по законам логики, а не по ходу жизни. Жизнь идет своим путем. Для синхронизации необходимы модели, которые по- строены на основе знаний о психических процессах, на теоретиче- ских положениях, изложенных в форме текста. Теория сама по себе не может синхронизоваться с практикой. Поэтому нельзя говорить, что психология отстает от практики. Она ни впереди, ни в хвосте, она — в другой плоскости. В практике для синхронизации требу- ются практические действия. Теория может способствовать син- хронизации, потому что помогает понять, обобщить, построить, усовершенствовать механизмы, убрать лишние детали, проложить короткие пути. Модель близка к теории. Действующую модель про- цесса можно синхронизовать с другими процессами. Диалог трене- ра со спортсменом может служить примером синхронизации: спор- тсмен говорит, тренер подхватывает, развивает, спортсмен отвечает, продолжая разработку мысли, тренер молча слушает речь ученика.
Потом он вновь берет слово, удерживает смысл, основную мысль, которая обсуждается в диалоге. Мысль, таким образом, является стержневым элементом синхронизации. Но мысль, идея — катего- рия из области теории. Между тем, нужно понимать, что здесь речь идет о живой мысли, воплощенной в речи в ходе диалога. Мысль все время в движении, она возникает, изменяется и уходит. Содер- жание мысли, формулируемой в диалоге, подвижно, как подвижна и сама ее форма. Живая теория отличается от теории, зафиксиро- ванной в тексте. Теория, применяемая в практическом действии, так же оживает, как и в речи. Но сам процесс не обязательно прямо обеспечивает внутренние потребности разработки или проверки теории. Он может служить высшим достижениям, безопасности людей или другим потребностям человека.
Три вектора спортивной психологии. Для исследования спортивной деятельности важно понять возможности психологи- ческого описания. Речь идет о том, какие именно понятия позво- ляют представить ее как процесс.
В предыдущих работах мы предприняли попытку говорить о времени человеческой деятельности в широком смысле. Здесь обсудили понятие деятельности, сосредоточив внимание на трех понятиях, раскрывающих темпоральность: синхронизация, дли- тельность и временной синтез. Раскрытие темпоральности важ- но для практики разбора разнообразных ситуаций в спортивной деятельности.


307
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СПОРТЕ
Теория. Человек в спортивной деятельности включен во мно- жество разнообразных процессов и потому психологию необходи- мо разработать на основе идеи темпоральности. Для этого нужно показать ключевое значение синхронизации, длительности и вре- менного синтеза. Синхронизация обнаруживается как тотальная проблема в условиях множества задач и процессов, которые необ- ходимо выполнять человеку в сложной системе (острые ситуации, когда нужно устранять причину и продолжать процесс, согласуя действия членов команды). Длительность, с одной стороны, вы- ступает как ожидание и переживание тянущихся интервалов — на участках прямолинейного движения или при необходимости торможения. С другой стороны, спортивная деятельность пред- полагает необходимость выдерживания длительности, задержку исполнительного движения до нужного момента. Временной син- тез — единство настоящего, прошлого и будущего выстраивается в сознании профессионала и является, несомненно, механизмом решения спортивных задач. Спортсмен в деле — живое вопло- щение опыта, его действия целенаправленны, функционируют на основе памяти, антиципации, ожидания и внимания. При этом нельзя упускать из арсенала теоретических понятий эмоциональ- ные состояния (тревога, страх, опустошенность) и характер мыс- лительных задач. Тогда деятельность будет представлена в теории как процесс. И можно искать полезные применения теории.
Практика. Методы и приемы подготовки должны составить систему формирования и поддержки спортивного мастерства.
Важно правильно построить систему оценки уровня готовности спортсмена к выполнению его задач. С другой стороны, все острее стоит вопрос психологического здоровья спортсмена и оказания психологической помощи лицам, побывавшим в экстремальных ситуациях. Значимой является тема коммуникаций в ходе спор- тивной деятельности. Актуальна проблема культуры взаимоотно- шений между тренером и спортсменом.
Моделирование. Разработка методов моделирования различ- ных ситуаций. Методы моделирования позволяют тренировать спортсмена в условиях решения множества задач при различных уровнях напряженности, когнитивной сложности и временного дефицита. Применение их для подготовки спортсменов и оценки уровня их мастерства повысит эффективность подготовки и точ- ность оценок.

308
ПСИХОЛОГИЯ
СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
Г л а в а 7
Психология восстановления спортсменов после травмы яв- ляется областью возрастающего интереса исследователей прак- тического и экспериментального направлений
1
. Д. Мей и Г. Сиеб
2
показали, что около 600.000 спортивных травм ежегодно проис- ходит только в американских средних школах. В то время как в
Великобритании, согласно П. Сперрин
3
, общее среднее количество травм составляет двадцать девять миллионов. Все это приводит к значительным экономическим потерям, связанных с лечением и реабилитацией граждан. В спорте в некоторых случаях, когда травму получает кто-либо из ведущих игроков команды, его от- сутствие может способствовать не только снижению эффектив- ности действий команды, но и снижению популярности вида спор- та в целом, уменьшению посещаемости матчей и т.д. Важнейшая проблема в области психологии травмы заключается в том, как сохранить спортсмену высокий уровень мотивации во время вос- становительного периода.
7.1. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
Т. Петрие и Д. Фолкштейн
4
определяют травму как такое со- стояние спортсмена (с медицинской или физиологической точек
1
Heil J. Th e psychology of sport injury. Champaign, IL: Human Kinetics. —
1993; Pargman D. Psychological bases of sport injuries. Morgantown // WV Fitness
Information Technology. — 1993.
2
May J.R., Sieb G.E. Athletic injuries: Psychosocial factors in the onset, se- quelae, rehabilitation. and prevention // Sport psychology: Th e psychological health of the athlete. — 1987. Р. 157-185.
3
Sperryn P. Sports medicine on the line? // British Journal of Sports Medicine. —
1993. — №28.
4
Petrie T.A., Falkstein D.L., Methodological, measurement, and statistical issues in research on sport injury prediction // Journal of applied sport psychology. —
1998. — №10. — Р. 26-45.


309
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
зрения), при котором он вынужден пропустить, по крайней ме- ре, один день тренировочной или соревновательной деятельно- сти. Таким образом, количество пропущенных спортсменом дней определяют степень серьезности травмы. Например, согласно На- циональной системе отчета о травме
5
, травма классифицируется как легкая, незначительная, если спортсмен пропускает от 1 до 7 дней тренировок или соревнований; средняя степень серьезности травмы характеризуется от 8 до 21 пропущенных спортсменом дней; серьезная травма — спортсмен пропускает более 21 трени- ровочных или соревновательных дня.
Несомненно, более объективной является систематизация спортивных травм, основанная на физиологических данных. Од- нако, например, растяжение мышц ноги, требующее медицинской помощи до и после тренировки, далеко не всегда ограничивает спортсмена в его профессиональной деятельности.
Согласно системе регистрации спортивных травм, разрабо- танной Б. Блеквелом и П. Маккулагом
6
, фиксируются все травмы и болезни, по которым спортсмену оказывали медицинскую по- мощь. Травма определяется как легкая, если оказывается меди- цинская помощь, но профессиональная деятельность спортсмена не изменяется. Средняя степень травмы диагносцируется в случае оказания атлету медицинской помощи с изменениями в физиче- ских действиях спортсмена. Сложная травма характеризуется ме- дицинским лечением спортсмена и пропуском соревновательной и тренировочной деятельности.
Помимо указанных классификаций, в спорте выделяют два следующих вида травм: макро и микротравмы. Макротравма свя- зана с острой болью, повреждением, когда одиночное, внезапное воздействие (например, удар) приводит к ущербу (например, к растяжению, вывиху, смещению суставов, перелому). В противо- положность этому, микротравма связана с аккумулированием по- вторяющихся небольших воздействий, которые постепенно при- водят к повреждению тканей. Это особенно наглядно проявляется в костных и мышечно-сухожильных структурах, причина заболе- ваний которых заключается в повторяющейся механической пере-
5
Coddington R., Troxell J. Th e eff ect of emotional factors on football injury rates-a pilot study // Journal of Human Stress. — 1980. — №6. — Р. 3-5.
6
Blackwell B., P. McCullagh. Th e relationship of athletic injury to life stress, competitive anxiety and coping resources // Athletic Training. — 1990. — №25. —
P.23-27.

310
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
грузке. Продолжительность такого рода травм может исчисляться несколькими месяцами
7
В большинстве случаев макротравма является результатом инцидента, когда спортсмен сразу же осознает, что им получена травма. В случае микротравмы может пройти несколько месяцев, перед тем, как спортсмен действительно осознает, что он трав- мирован, что значительно осложняет процесс лечения и реаби- литации.
В случае идиопатической этиологии, когда причины, вы- звавшие какие-либо дисфункции, не определены, у спортсменов возможны состояния фрустрации, агрессия, депрессия. В этой ситуации травмированный спортсмен не в состоянии адекватно установить цели реабилитационного процесса.
Знание причин полученной спортсменом травмы влияет на психологическую реакцию атлета на это событие. Так, в случае ма- кротравмы, ее причина обычно однозначно определена. В связи с этим устанавливается определенный курс лечения и реабилита- ции. В такой ситуации спортсмен четко знает, что его ожидает и какой курс лечения предстоит. Последствия микротравмы, как и сама травма, могут быть достаточно продолжительное время скры- ты от спортсмена, в связи с этим травма усугубляется, что приво- дит к увеличению периода реабилитации.
В некоторых видах спорта повреждения, ушибы являются не- отъемлемой частью игры (как, например, в регби). Во многих слу- чаях спортсмен продолжает играть, будучи травмированным, по- скольку имплицитно у него есть представления, что это является допустимой нормой
8
. Это также создает сложности в регистрации и определения травм, поскольку сам вид спорта вынуждает спор- тсменов игнорировать, пренебрегать переживаниями в отношении травм.
В связи с этим в исследованиях спортивной травмы ставится вопрос о необходимости учета ожиданий, представлений атлета о том, что значит «быть травмированным» и понимания экспрес- сии болевых ощущений в каждом определенном виде спорта. Вид
7
Kibler W. B., Chandler T J. Stracener E.S. Musculoskeletal adaptations and in juries due to overtraining // Exercise and Sport Science Reviews. — 1992. — №20.
Р.99-126.
8
Nixon H. L. Accepting the risks of pain and injury in sport: Mediated cultural infl uences on playing hurt // Sociology of Sport Journal. — 1993. — №10. — Р.183-
196.