Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ло это вне зависимости от действий испытуемого в установленные интервалы времени. Оказалось, что в этой ситуации практически у всех испытуемых появилось суеверное поведение. Так, для одно- го испытуемого удержание рычага в нижнем положении совпало с добавлением балла. В результате он перешел от быстрых опу- сканий рычагов к их длительному удержанию. Следствием такой стратегии стало то, что практически все начисления баллов совпа- дали по времени с удержанием рычага, что еще в большей степени стереотипизировало поведение испытуемого. Другая испытуемая получила балл во время, когда она облокотилась на раму установ- ки. Она тут же стала прикасаться к раме установки, ее корпусу, лампочкам и др. Однако в один момент, когда она подпрыгнула, то вновь получила балл. Тогда касания были заменены прыжками.
Поскольку баллы продолжали начисляться, испытуемая прыгала на протяжении 25 минут, остановившись только в следствие уста- лости. Таким образом, эксперимент показал, что суеверное пове- дение можно определить как «поведение, вызванное независимым от ответа расписанием подкрепления, в котором возможна лишь случайная связь между подкреплением и поведением субъекта»
9
Б.Ф. Скиннер назвал такой вид научения оперантным научением, а само возникшее поведение — оперантным поведением.
Если говорить о бихевиоральной терапии, направленной на решение личностных проблем субъекта, то она является наиболее краткосрочной, поскольку направлена не столько на устранение причины появления личностной проблемы, сколько на снятие последствий (симптома). Например, если человек боится высоты, то для бихевиориста имеет значение не столько прошлое клиен- та, сколько возможности воздействия на его текущее поведение.
Основная задача психолога-бихевиориста — сформировать новое поведение в указанной ситуации.
Для этого сначала он оценивает поведение клиента в логи- ке поиска стимулов, которые вызывают различные реакции. При этом каждая ситуация выясняется наиболее конкретно, чтобы наи- более точно определить стимул (где, когда и как часто). После про- веденного анализа психолог определяет цели терапии и применяет различные способы реализации клиентом желаемого поведения.
Одним из способов является создание столь неприятной си- туации самой терапии, что человеку становится проще отказаться
9
Ono K. Superstitious Behavior in Humans // Journal of the Experimental
Ana lysis of Behavior. — 1987. — №47. — Р.268.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

51
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
от нежелательного поведения (симптома), даже если он был ему до этого выгоден по тем или иным причинам, чем поддерживать его существование. Фактически психолог наказывает клиента за нежелательное поведение. Однако наказание также может про- являться в виде неприятных слов психолога, удаления клиента из ситуации общения с психологом (на установленное время) и др.
Важно, чтобы клиент понимал, что вызывает ту или иную проце- дуру, что поможет ему сформировать представление о правильном альтернативном способе поведения. Подкрепление, в свою очередь, во время общения с психологом проявляется, прежде всего, вер- бально — во внимании, похвале, эмпатии к словам клиента. По- нятно, что в случае даже случайного подкрепления нежелательного поведения, оно будет усиливаться.
Таким образом, в ходе бихевиоральной терапии реализуются основные принципы научения: клиент получает обратную связь о своих действиях; он осведомлен о целях терапии (тех действиях, которые должны быть выполнены); он замотивирован на их до- стижение (что закрепляется контрактом между клиентом и пси- хологом).
Не менее важным теоретическим постулатом в бихевиораль- ной терапии является утверждение Дж. Вольпе о том, что старые привычки человека угасают, если развиваются новые, несовмести- мые со старыми. Например, если психолог сможет вызвать проти- воположную по отношению к тревоге реакцию в присутствии сти- мулов, которые вызывают тревогу, то тревога будет подавляться, и со временем связь между стимулами и тревогой будет ослаблена.
Аналогично, если клиент, например, боится публичных выступле- ний, то в случае, когда его заставят говорить (например, вытолкнув на сцену), он будет либо говорить, либо бояться говорить.
В рамках бихевиоральной терапии также используется про- грессивная релаксация Э. Джекобсона. Состояние релаксации яв- ляется безусловно положительным стимулом, позволяющим изба- виться от напряжения. Под релаксацией понимается как физиче- ское расслабление, так и ментальное, связанное с представлением приятных образов. При таком расслабленном состоянии клиента психолог может демонстрировать, например, с возрастающей сте- пенью проявления тревожности для субъекта, стимулы и добиться в результате их совмещения с эмоционально положительной си- туацией того, что они станут приемлемыми. Сначала консультант просит клиента в состоянии релаксации представлять разные


52
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
сцены, имеющие низкую оценку по шкале тревоги. Постепенно, когда низкие по шкале тревоги сцены перестанут ее вызывать, то и остальные показатели снизят свою напряженность.
Также психолог использует репетицию поведения, то есть проигрывание новых адекватных реакций взамен неадекватных, что должно побуждать клиента и в жизни вести себя более эффек- тивно. Не менее важно и то, что беседуя с психологом, клиент по- вествует об эмоционально неприятных событиях и, не получая от психолога эмоциональной реакции, эти негативные переживания угасают, то есть перестают влиять на поведение клиента.
2.4. КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из основных когнитивных теорий, применяемых на практике в спорте, является теория социального научения Альбер- та Бандуры. С точки зрения теории социального научения поведе- ние человека не просто зависит от его личностных особенностей или условий среды, а само выступает одним из факторов развития.
Другими словами, А.Бандура стал говорить о том, что люди вы- полняют то или иное действие не только на основе внутренних сил или внешних стимулов, но часто само выполняемое действие становится причиной изменения последующего поведения. Более того, многие феномены научения основаны не на мотивации или подкреплении, а на наблюдении за поведением других людей.
А.Бандура рассматривал психическую активность как дея- тельность, направленную на получение знаний из различных ис- точников. Бихевиористы рассматривали появление новых форм поведения как результат поощрения желаемых действий. Позиция социального научения предполагает, что новые формы поведения возникают из активного подражания или моделирования того, что люди видят вокруг себя. С точки зрения А. Бандуры новое поведе- ние возникает не столько за счет научения по типу проб и ошибок, сколько за счет научения через наблюдение за выполнением раз- личных действий другими людьми. Например, в развитии речевого поведения научению через подражание отводится решающая роль.
Точно также, например, в ходе наблюдения за выполнением дей- ствия субъект не только замечает произведенный им эффект, но и строит гипотезы о том, какие реакции в данной ситуации ока- зываются более предпочтительными. Эффективные действия в


53
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
дальнейшем входят в поведенческий репертуар субъекта. Однако изменение поведения происходит только в том случае, если человек понимает, что конкретно оказывается эффективным в данной ситу- ации. Поскольку понимание является когнитивным процессом, оно во многом определяет научение через последствия действий. Если когнитивная сфера оказывается недостаточно развитой, то человек не сможет получить адекватную информацию, а значит и оценить эффективность действий, и изменения поведения не произойдет.
Для многих сам факт того, что люди стараются подражать кому-то является достаточно очевидным. Для А.Бандуры подража- ние выступает как основная форма научения. В данном случае сам наблюдающий за поведением другого не получает подкрепления, поэтому такое научение получило название научение без подкрепле-
ния. При этом люди подражают не только социальноодобряемым образцам, но и формам поведения, которые непосредственно не удовлетворяют никакой потребности. А.Бандура и другие сторон- ники позиции социального познания специально проводили экспе- рименты, в которых дети могли подражать различным действиям.
Например, детям показывали фильм со сценами агрессивного пове- дения. Оказалось, что после просмотра такого фильма количество агрессивных действий у детей увеличилось. Полученные данные свидетельствуют о том, что хотя перед детьми специально не стави- ли задачу научиться действовать в соответствии с предъявленными образцами, произошло, так называемое, побочное научение.
А.Бандура выделял несколько аспектов процесса научения с помощью наблюдения. Он придавал особую важность процессу внимания: когда люди наблюдают за каким-либо образцом, они должны уметь отделить информацию, которая входит в данную модель поведения, от информации, которая не имеет к ней от- ношения. Кроме того, необходимо точно запомнить наблюдаемое действие. Для этого субъект должен уметь адекватно использовать знаки, символы, понятия и понимать правила. По мере развития ре- чи и мышления у человека увеличивается возможность научения.
А.Бандура выделял в качестве особого условия для развития научения возможность удержания материала в памяти. Он обо- значал две основные репрезентативные системы, которые лежат в основе памяти — образная (когда человек запоминает материал с помощью образов) и вербальная (когда он это делает при помощи слов). Решающее значение для научения придается вербальной си- стеме, потому что она оказывается более емкой. Поведение субъек-