Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя планеты;
· выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, приобретают всемирный характер;
· угрожают не только позитивному развития человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления;
· требуют для своего разрешения коллективных усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.
Глобальные проблемы характеризуются планетарными масштабами проявления, большой остротой, комплексностью, динамизмом. В этом контексте ученые отдают приоритет, прежде всего следующим глобальным проблемам: опасность возникновения ядерной войны, сохранение мира во всем мире, охрана окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освоение космоса и богатств Мирового океана, преодоление экономического отставания многих освободившихся стран, ликвидация опасных болезней. Ученые-глобалисты выделяют среди общечеловеческих проблем три основные группы. Первая группа включает проблемы, связанные со сферой международных отношений, и отражает присущие ей противоречия и объективно необходимые преобразования. В решении фундаментальных всемирных задач этого типа особую важность имеют политические предпосылки. Вторая группа включает в себя глобальные проблемы, сферу возникновения и проявления которых составляют взаимоотношения личности и общества. Эти проблемы непосредственно касаются перспектив человека и его будущего. К третьей группе относят глобальные проблемы в области взаимодействия человека и природы. Для решения этих вопросов наряду с политическими весьма важное значение приобретают и научно-политические предпосылки. Изучение глобальных проблем осуществляется в рамках глобалистики – научного направления, приобретающего признаки новой самостоятельной науки. Ведущее место в глобалистике принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Важную роль в формировании концепций мирового развития сыграли и играют ведущие центры и группы глобалистских исследований. Особое место среди них занимает Римский клуб (назван по месту своего возникновения), созданный в 1968 г. итальянским менеджером и общественным деятелем Аурелио Печчеи. Ассоциации содействия Римскому клубу действуют в двадцати странах мира, в том числе и в России. Прогнозы Римского клуба – сценарии мирового развития – публикуются в форме докладов Римского клуба. Не менее известен и американский Институт всемирного наблюдения, основанный в 1975 г. Начиная с 1984 г., ежегодные доклады этого Института публикуются под названием «Состояние мира». Исследованием глобальных проблем в последние 10–15 лет занимаются также независимые международные комиссии, а также исследовательские группы, созданные при правительствах ряда государств и некоторых международных организаций (например, ООН). Современная глобалистика представляет собой систему междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. В процессе ее динамического развития большое внимание уделяется изучению и поиску путей решения проблем, имеющих политический характер или связанных с политической сферой. В связи с этим в наши дни глобалистика и политическая наука все теснее взаимодействует друг с другом. Это привело к возникновению нового научного направления – политической глобалистики. Многие ученые связывают причины возникновения и обострения общечеловеческих проблем с существованием ограничений или, как
принято называть их в глобалистике, пределов развития человеческого сообщества. К т.н. внешним пределам относят те, которые имеют физическую природу – обеспечение человечества ресурсами, производство продовольствия, загрязнение окружающей среды, вопросы народонаселения и урбанизации. Под внутренними пределами понимаются психологические, культурные, политические пределы в жизнедеятельности людей и общества, обнаруживающиеся в плохом индивидуальном и коллективном руководстве, безответственности и близорукости в политической деятельности. Сегодня ясно, что принятие политических решений должно быть связано с прогнозированием развития мирового сообщества в условиях воздействия на него фундаментальных проблем человечества. Политика, которая может быть быстро откорректирована с учетом имеющих место социальных и природных изменений, оказывается более результативной и требующей меньших затрат сил и средств. Современное обострение планетарных проблем выдвигает перед властными структурами в мировом сообществе настоятельную необходимость широко и плодотворно использовать исторический опыт, достижения науки. Для осуществления политико-глобалистских исследований необходимо на основе глобального мировидения связать знания, как политологии, так и естественных и технических наук. Для разрешения глобальных проблем необходимо проведение мировым сообществом целеустремленной согласованной стратегии, в которой следует выделить два основных направления:
1. Совершенствование и модернизация традиционных для нашего времени способов добычи и использования сырья и энергии, обработки различных материалов, а также защиты окружающей среды. Такой путь может помочь найти промежуточные решения глобальных проблем.
2. Создание принципиально нового «глобального мышления», разработанная в докладах Римского клуба. Научно-технический прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу, поэтому, по мнению исследователей, лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем.
Разрешение всего комплекса глобальных проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в планетарную модель развития мира. Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) приняли концепцию устойчивого развития. Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения возможно лишь на основе качественного
изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации
64.Формы и методы реализации функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права? От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не
связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
65.Государственный аппарат, его структура и функции
Государственный аппарат - это система органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть для достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач. Его деятельность направлена на разработку общеобязательных правил поведения, их закрепление в юридических нормах, использование в правовых отношениях, обеспечение эффективности санкций и предоставленных гарантий.
Государственный аппарат и его признаки
- формируется в целях реализации стоящих перед государством целей и задач;
- создает юридические нормы, общеобязательные для исполнения;
- обладает монополией на госпринуждение;
- в основе формирования и функционирования госаппарата лежит профессиональный принцип, то есть его сотрудники осуществляют предоставленные им полномочия на профессиональной основе, не занимаясь другой общественно-полезной деятельностью;
- для обеспечения реализации своих функций включает в себя госорганы и «материальные придатки», то есть полицию, армию, военные подразделения, таможенную службу и др.
Функции государства закреплены в конституции и других законодательных актах, которыми в своей деятельности руководствуются органы и их должностные лица, входящие в государственный аппарат. Структура последнего зависит от стоящих перед государством задач. В него входят госорганы, осуществляющие регулятивные функции по управлению делами в стране; правоохранительные, связанные с поддержанием правопорядка и общественной безопасности; внешнеполитические, связанные со взаимоотношениями с иностранными государствами.
66.Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
- нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;