Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №84

2.1. Организация, база и методики исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения МАДОУ Детский сад № 84. Наблюдение, цель: определение уровня культуры поведения у детей дошкольного возраста.

- Организация и проведение исследования: наблюдение проводилось в естественных условиях, в течении 5 дней и носило не включенных характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Были разработаны критерии диагностики. Для отслеживания сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста была использована следующая система критериев и показателей:

1. Культура деятельности проявляется в поведении: ребенка на занятиях, в играх, во время трудовых поручений:

- умение приготовить все необходимое;

- содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет;

- бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам;

- играть дружно, быть справедливым.

2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками:

- быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству;

- обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой;

- в разговоре уметь смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать разговоры, если он не закончен, не перебивать старших;

- использование соответствующего словарного запаса и форм обращения

3. Культурно-гигиенические навыки и привычки:

- самостоятельность в обслуживании;

- выполнение утренней гимнастики;

- правила поведения за столом;

1. Методика уточнения систематизации нравственных представлений

Испытуемым читают в слух ряд слов, к каждому из них следует подобрать нужный ответ. Например, ответственный можно отложить картинку с изображением учитель, доброжелательный – бабушка. При воспроизведении испытуемому предлагают по каждой из отложенных им картинок назвать соответствующее слово.

Количество правильно воспроизведенных слов является показателем уточнения систематизации нравственных представлений.

При подборе слов и картинок нужно сохранить одинаковыми все формальные их свойства.

Перечень слов: ответственный, доброжелательный, веселый, строгий, умный, нарядный.

2. Метод ранжирования.

Дети старшего дошкольного возраста получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».


Основываясь на данных критериях и показателях уровня культуры поведения у детей дошкольного возраста, предлагается следующие характеристики культуры поведения:

Низкий уровень характеризуется следующими показателями:

- поведение ребенка неустойчиво, ситуативное. Хотя имеет представление о правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, поведение определяется непосредственными побуждениями;

- ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позиции партнера;

- слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения.

Средний уровень:

- поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, отрицательно оцененных взрослыми;

- внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Высокий уровень:

- поведение и общение ребенка устойчивое положительно направленное. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения;

- тактичен, охотно вступает в общение;

- правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

По результатам наблюдений за поведением детей, за общением и взаимодействием детей в процессе режимных моментов, в ситуациях прихода в группу и когда родители забирают детей из детского сада, а также в ходе специально организованных ситуаций к высокому уровню были отнесены дети: Ира П., Зина Л.;

К среднему уровню: Лера Б.. Леша Г., Сережа З., Петя И., Миша К., Лена М., Артем Н., Коля П.. Саша С.

К низкому уровню: Катя З., Миша К., Катя М., Настя Н., Семен С.

Показатель уточнения систематизации нравственных представлений определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

Обработка данных показывает

, что показатель уточнения систематизации нравственных представлений принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями, о которых было сказано выше.

В целом уточнения систематизации нравственных представлений данной группы можно оценить как высоко развитое т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов.

Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам главным качеством человека учащиеся выбрали «честность» - 52 балла, затем следуют: «культурный» - 68 баллов, «умный» - 72 балла, «справедливый» - 80 баллов, «веселый» - 93 балла, «нарядный» - 104 балла, «модный»- 116 баллов. Выбор, главным качеством человека — честность, мы объясняем тем, что дети, имеют разный уровень нравственных навыков.

На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с воспитателем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.

Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику.

2.2. Анализ работы МАДОУ №84 по воспитанию культуры поведения детей.

В городе Нижнекамск с 1982 г. началась деятельность МАДОУ Детского сада №84. Начиная с 2015 г. и по настоящее время муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №84 является юридическим лицом.

Учреждение подконтрольно Отраслевому органу администрации Нижнекамского городского округа Управление образования, полномочия которого определяются Положением об Отраслевом органе администрации Нижнекамского городского округа Управление образования.

Управление МАДОУ №84 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами Нижнекамского городского округа, Уставом МАДОУ №84.

Процесс управления данным учреждением строится на принципах единоначалия, самоуправления, они также обеспечивают государственно-общественный характер управления. Органы управления МАДОУ №84 включают следующие:

 руководитель;

 наблюдательный совет;

 совет МАДОУ №84;

 педагогический совет МАДОУ №84;

 общее собрание работников;

 советы родителей.

Организационная структура управления МАДОУ №84 представлена на рис.1.



Рисунок 1 - Организационная структура управления МАДОУ №84


МАДОУ Детский сад №84руководит директор, которому подчиняются все должностные лица, также он несет основную ответственность за деятельность детского сада без нарушения законодательства.

На рисунке 2 представлено количество воспитанников МАДОУ №84 в зависимости от возраста.



Рисунок 2 - Численность воспитанников МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №84, на 01.01.2023 г., чел.

В МАДОУ Детский сад №84 воспитывается 295 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Количество детей старшего дошкольного возраста, с 5 до 7 лет составляет 147 человек.

МАДОУ Детский сад №84 определяется образовательной программой дошкольного образования разрабатываемой, утверждаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных программ дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ Детский сад №84осуществляется в группах общеразвивающей направленности.

МАДОУ Детский сад №84реализует образовательную программу дошкольного образования, разработанную в 2018 году на срок шесть лет.

Данная программа разрабатывалась на основании следующих нормативно-правовых актов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562.

- «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15;


- Устав МАДОУ Детский сад №84.

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад №84 определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста.

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад №84 нацелена на проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи образовательной программы дошкольного образования:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Перечисленные цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад №84 осуществляется на основании следующих принципов: