Файл: Характеристика торгового предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация торгово-технологического процесса в магазине

Схемы торгово-технологических процессов

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Торгово-технологический процесс в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товара в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне их торгового обслуживания.

К осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции.

Операцией называется часть торгового или технологического процесса, выполняемая одним или несколькими работниками, осуществляющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте.

Своевременность и качество выполнения коммерческих операций влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

В зависимости от потребительских свойств товара, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов.


Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает в себя разгрузку товара с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и по качеству, продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и по качеству, продажу.

Применение той или иной схемы в пределах одного магазина встречается очень редко, лишь в специализированных магазинах. Как правило, в продовольственных магазинах и, в первую очередь, в универсальных действуют одновременно все три схемы.

Схема торгово-технологического процесса


Продажа товаров и обслуживание покупателей





Выявление спроса

Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Показ и де­монстра­ция товаров

Консульта­ция покупателей

Отпуск товаров (расчет и упаковка)


Схема вспомогательных операций


Поступление товаров

Разгрузка автотранспорта

Оприходование документов

Приемка товаров по количеству

Перемещение товаров к месту хранения

Распаковка тары

Хранение товаров







Приемка, хранение, возврат тары











Приемка товаров








Подготовка товаров к продаже


Так как магазин «Пятерочка является универсамом (осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров), то к нему можно отнести все 3 схемы торгово-технологических операций.

Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

- операции с товарами до предложения их покупателям;

- операции непосредственного обслуживания покупателей;

- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям.

К ним относят:

- разгрузку транспортных средств;

- доставку товаров в зону приемки;

- приемку товаров по количеству и качеству;

-доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

- хранение товаров;

- подготовку товаров к продаже;

- перемещение товаров в торговый зал;

- выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине постоянно изучают спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже.

Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

- встреча покупателей;

- предложение товаров;

- отбор товаров покупателями;

- расчет за отобранные товары;

- оказание покупателям дополнительных услуг.

На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей – продажей товаров. Поэтому в магазине созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.


Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных товаров и т.д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:

  1. Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

  2. Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

  3. Соответствие технологии современному научно-технологическому уровню использования передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда;

  4. Сохранение физико-химических свойств товаров;

  5. Достижение максимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и роста его производительности, снижения издержек обращения.

Рассматривая весь торгово-технологический процесс магазина, можно прийти к выводу, что более половины из всех основных принципов этого процесса не соблюдены: в магазине не хватает холодильного оборудование , а которое имеется, является старым и постоянно выходит из строя; не хватает квалифицированного персонала, что ведет к низкому качеству обслуживания покупателей; не полное формирование ассортимента товаров.

Технология приемки товаров в магазине

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электрогрузчиком. Колесные контейнеры (тара – оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.


Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов – фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их число в магазин составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами.

Если в процессе приемки выявляют недостачу, то приемку товаров приостанавливают, обеспечивают сохранность товаров, а также принимают меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

Приемка товаров по качеству проводится в определенные сроки. В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки продавцы магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров, установленным требованиям.

Если при приемке обнаруживают недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление кооперативной организации для формирования комиссии и организации окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

Проверка качества товаров осуществляется экспертом. При этом используются органолептические методы и результаты лабораторных исследований.

Все товары, поступающие в магазин «Пятерочка», вначале доставляют в складское помещение, где проводят приемку товаров по количеству и качеству.

Приемка товаров является одной из важных операций технологического процесса магазина «Пятерочка». В данном магазине эта операция проводится заместителем управляющего магазина, на которого возложена материальная ответственность.